Принято в окончательной форме 22.06.2021
УИД № 76RS0024-01-2021-001987-67
Дело № 2а-1782/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Демидовой Л.В., при секретаре судебного заседания Дёминой В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Моругиной Ольги Андреевны к КУМИ мэрии города Ярославля о признании приказа незаконным и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка,
установил:
Моругина О.А. обратилась в суд с иском к КУМИ мэрии города Ярославля, просит признать незаконным приказ № 1765 от 05.05.2021 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по во Фрунзенском районе». Обязать КУМИ мэрии города Ярославля утвердить Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 629 кв.м с кадастровым номером НОМЕР, расположенного адресу: .
В обоснование исковых требований указано, что 01.04.2021 Моругина О.А. подала в КУМИ мэрии города Ярославля заявление «О перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» на перераспределение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, по адресу: , площадью 400 кв.м, образуемого в результате перераспределения 629 кв.м. На основании приказа № 1765 от 05.05.2021 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, с указанием на то, что образование путем перераспределения земельного участка в соответствии с представленной схемой приводит к вклиниванию, изломанности границ и нарушает сложившуюся планировочную структуру квартала.
Данный приказ истец считает незаконным, полагает, что при формировании земельного участка для перераспределения ею были соблюдены все нормы действующего земельного законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии Ярославского областного суда от 13.01.2022 оставлено без изменения решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 09.09.2021 об удовлетворении исковых требований Моругиной О.А.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.03. 2022 решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 09.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии Ярославского областного суда от 13.01.2022 отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении изменен вид судопроизводства. Дело рассмотрено в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в силу п. 2 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 218 КАС РФ.
Административный истец Моругина О.А., ее представитель Сабурова М.Н. в судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указали, что приказом председателя КУМИ мэрии города Ярославля № 143 от 25.01.2022 утверждена схема образования земельного участка площадью 629 кв.м путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка из земель населенных пунктов по площадью 229 кв.м и площадью 400 кв. м с кадастровым номером НОМЕР (с учетом решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 09.09.2021). Между КУМИ мэрии города Ярославля и Моругиной О.А. 25.02.2022 подписано соглашение № 9 о перераспределении земель, акт приёма-передачи земельного участка от 18.03.2022. Указанные изменения внесены в ЕГРН.
Представитель ответчика КУМИ мэрии города Ярославля в судебном заседании не участвовал, представлен письменный отзыв на административный иск, просит в иске отказать.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного. органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. ст. 226, 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) Земельного кодекса РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
На основании п. 2-5 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Судом установлено, что Моругиной О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР, по адресу: , площадью 400 кв.м.
Моругина О.А. 01.04.2021 обратилась в КУМИ мэрии города Ярославля с заявлением о перераспределении спорного земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ)).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (пп. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пп. 16 ст. 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что приказом от 05.05.2021 № 1765 истцу отказано в заключении соглашения на перераспределение земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка по указанием на, что образование путем перераспределения земельного участка в соответствии с представленной схемой приводит к вклиниванию, изломанности границ и нарушает сложившуюся планировочную структуру квартала.
Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ).
Допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп 3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ.
Из подпункта 3 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.
Подпункт 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в качестве одного из оснований для принятия решения об отказе в заключения соглашения о перераспределении допускает случай, когда имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из дела следует, что истцом Моругиной О.А при формировании земельного участка для перераспределения соблюдены все нормы действующего земельного законодательства.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно п.12 ст. 11.10 ЗК РФ выполнена кадастровым инженером ФИО1 на основании выписки, предоставленной департаментом градостроительства мэрии города Ярославля из Правил землепользования и застройки по результатам выезда на местность. Расположение земельного участка согласовано с АО «Ярославльводоканал», МКП «Ремонт и обслуживание гидросистем» города Ярославля.
Согласно заключению ООО «ГК «ГеоПрофПроект» перераспределение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР возможно. При этом выводы указанного заключения подтверждены исследованными в судебном заседании фотографиями, выполненными на спорном земельном участке и прилегающей к нему территории, которые опровергают доводы ответчика о том, что в случае утверждения схемы будет иметь место изломанность границ и нарушена сложившуюся планировочную структуру квартала.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка следует, что вновь образуемый участок не влечет вклинивания, вкрапливания, чересполосицы или изломанности границ как вновь образуемого участка, так и соседних участков. В частности, границы смежного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, на изломанность границ которого ссылается ответчик, после перераспределения остаются прямыми. То обстоятельство, что после перераспределения несмежные между собой границы соседних участков, перестанут находиться на одной прямой, не свидетельствует об изломанности границ в результате перераспределения.
Ответчиком не представлено доказательств возможности использования участвующего в перераспределении участка, собственность на который не разграничена, в соответствии с видом разрешенного использования. Согласно представленной схеме данный участок является длинным и узким и не может быть расширен в виду наличия охранной зоны проходящего рядом магистрального водопровода.
Кроме того, ответчик в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления истицы не ссылался на возможность использования данного участка для формирования самостоятельного земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования.
С учетом изложенного, в данном случае перераспределение земельных участков соответствует целям перераспределения земель, способствует устранению неэффективного использования перераспределяемых земельных участков.
Довод ответчика о том, что участвующий в перераспределении земельный участок, принадлежащий истцу, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с целью искусственного создания трудностей в его использовании для осуществления на нем строительства, подлежат отклонению.
При вынесении решения суд учитывает, что время председателя КУМИ мэрии города Ярославля № 143 от 25.01.2022 утверждена схема образования земельного участка площадью 629 кв.м путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка из земель населенных пунктов по площадью 229 кв.м и площадью 400 кв. м с кадастровым номером НОМЕР (с учетом решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 09.09.2021). Между КУМИ мэрии города Ярославля и Моругиной О.А. 25.02.2022 подписано соглашение № 9 о перераспределении земель, акт приёма-передачи земельного участка от 18.03.2022. Указанные изменения внесены в ЕГРН.
При этом, оспариваемое решение не отменено и не изменено. При таких обстоятельствах оспариваемое решение об отказе в заключения соглашения о перераспределении земельных участков нельзя признать правомерным, исковые требования суд считает подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что на указание способа восстановления нарушенного права административного истца нет необходимости, поскольку нарушенное право восстановлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Моругиной Ольги Андреевны удовлетворить.
Признать незаконным Приказ № 1765 от 05.05.2021 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по во Фрунзенском районе».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Л.В.Демидова