ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-506/2016 от 19.07.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Чучкалов Д.А. Дело № 77-506/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 19 июля 2016 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника начальника ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютина В.А. - Ю. на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекций Кировской области Л. от 29 апреля 2016 года и решение судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютина В.А.,

установил:

постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекций Кировской области Л. № 528 от 29 апреля 2016 года начальник ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютин В.А., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 21 июня 2016 года жалоба защитника Лютина В.А. по доверенности Ю. оставлена без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания от 29 апреля 2016 года без изменения.

Не согласившись с состоявшимися постановлением о назначении административного наказания и решением судьи, в жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Лютина В.А. - Ю. просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью события правонарушения. Приведя в жалобе анализ действующего законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере энергетической эффективности, указала, что сроки проверки общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее ОДПУ), за нарушение которых привлечен к административной ответственности Лютин В.А., не установлены. Дом по адресу: <адрес> оборудован ОДПУ с 07.03.2014. Данный прибор находился в поверке с 23.09.2015 по 28.10.2015, введен в эксплуатацию после поверки 20.11.2015, в настоящее время прибор находится в исправном состоянии. Судом не дана оценка того факта, что Лютин выполнил все мероприятия, указанные в Перечне обязательных мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Ссылка государственного органа в постановлении о нарушении п. 60 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», п. 1.4 Перечня обязательных мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений МКД, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 № 496, пп. «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 2.1 Правил № 307 не предусматривает административную ответственность по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. ГЖИ указывает на нарушение установленных сроков поверки прибора учета тепловой энергии и периодичности, что не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

Представитель государственной жилищной инспекции Кировской области, Лютин В.А., извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства в областном суде, в судебное заседание не явились.

Судебное извещение, направленное защитнику Ю., возвращено по истечении срока хранения.

При таком положении, на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Прокурор Русанова О.А. жалобу не поддержала, считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав прокурора, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в удельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Статья 13 указанного Федерального закона устанавливает требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 № 496 утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Указанный перечень мероприятий включает в себя, в том числе, обязательную установку ОДПУ тепловой энергии и его надлежащую эксплуатацию посредством периодических осмотров, поверки и ремонта (пункт 1.4).

Названное мероприятие осуществляется лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома. Целью данного мероприятия является учет тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме.

Согласно п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.

Согласно пп. «д,ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п. 6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пп. «и,к» п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В силу требований п. 5.1.2 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в том числе, совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Нововятского района г. Кирова проведена проверка по обращению жителей дома <адрес> по вопросу правильности начислений ООО «<данные изъяты>» оплаты за тепловую энергию жителям дома. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» по месту осуществления деятельности по адресу <адрес> период с 29.06.2015 по 20.11.2015 не выполнило требования энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требования их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требования о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

По итогам проверки заместителем прокурора Нововятского района г.Кирова Р. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютина В.А. Материал об административном правонарушении направлен для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Кировской области.

Заместителем начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Л. 29.04.2016 вынесено постановление №528 о привлечении Лютина В.А. к административной ответственности по ч.4 ст.9.16 КоАП РФ.

Факт совершения начальником ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютиным В.А. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.04.2016; копией договора № 91/2015 от 01.02.2015 управления многоквартирным домом; заявлением М. в прокуратуру Нововятского района г. Кирова; копией акта от 07.03.2014 о допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <адрес> период с 07.03.2014 по 29.06.2015; копией акта от 21.10.2014 о допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <адрес> период с 21.10.2014 по 29.06.2015; копией акта о демонтаже общедомового прибора учета по <адрес> в очередную поверку от 23.09.2015; копией свидетельства о поверке узла учета тепловой энергии от 28.10.2015, признанного пригодным до 28.10.2019; копией акта от 20.11.2015 о повторном допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу <адрес> в период с. 20.11.2015 по 28.10.2019 после поверки; ответом ООО «<данные изъяты>» о производстве расчета потребления тепловой энергии в период с сентября 2015г. по 19.11.2015 по нормативу; приказом о приеме Лютина В.А. в ООО «<данные изъяты>» на должность начальника производственно-технического отдела с 02.02.2015; его должностной инструкцией.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме верно квалифицированы по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

Вывод судьи о наличии вины Лютина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1 и 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы об отсутствии вины Лютина В.А. в совершении административного правонарушения судьей опровергнуты. Им дана надлежащая оценка, каких-либо новых доводов жалоба его защитника не содержит.

Как верно указано в решении судьи Лютин А.В. не обеспечил своевременную поверку общедомового прибора учета расхода тепловой энергии, что вопреки доводам жалобы, является нарушением требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого укзаания об этом в п. 1.4 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 № 496.

Исходя из положений пп. «д,ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, ОДПУ должен содержаться в состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Срок окончания действия свидетельства о поверке прибора учета известен, этот же срок и определяет время проведения последующей поверки. В настоящем же деле срок действия свидетельства о поверке прибора учета истек 29.06.2015, а его демонтаж для проведения поверки был произведен только 23.09.2015, повторный же допуск в эксплуатацию прибор учета получил только 20.11.2015.

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии в нормативно-правовых актах срока проведения поверки, как и неверной квалификации действий Лютина В.А. являются необоснованными.

Административное наказание назначено Лютину В.А. в пределах санкции ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств по делу и в соответствии с правилами статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов, сделанных судьей при разрешении жалобы на постановление о назначении административного наказания, правильность их не опровергают.

Постановление о назначении Лютину В.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекций Кировской области Л. № 528 от 29 апреля 2016 года, решение судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 21 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника начальника ПТО ООО «<данные изъяты>» Лютина В.А. - Ю. - без удовлетворения.

Судья А.В. Мосеев