УИД № 79RS0003-02-2021-000395-11
Дело 2а-116/2021 «А»
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года с. Амурзет, ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Моревой С.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре Булавиной В.А.,
рассмотрев в судебном заседании в с. Амурзет административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО обратилась в Ленинский районный суд ЕАО с административным исковым заявлением к УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является должником по 15 исполнительным производствам, возбужденным судебным приставом-исполнителем.
Вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда ЕАО от 05.07.2017, 21.10.2019, 27.03.2020, 21.10.2019, 17.03.2020, 26.08.2020, 27.08.2020 на администрацию возложена обязанность произвести финансирование муниципальных учреждений для выполнения мероприятий, а именно оборудования зданий учреждений устройством молниезащиты, для выполнения мер по антитеррористической защищенности, проведения реконструкции очистных сооружений.
Образовательными учреждениями предоставлены сведения о потребности денежных средств для исполнения решения суда.
Финансирование мероприятий, предусмотренных решением суда осуществляется за счет средств, которые должны быть предусмотрены на соответствующие цели в бюджете Октябрьского муниципального района.
03.06.2020, 10.03.2021, 13.05.2021, 15.06.2021 судебным приставом – исполнителем возбуждены исполнительные производства №№4460/21/27034-ИП, 4465/21/27034-ИП, 99979/21/27034-ИП, 11805/21/27034-ИП, 11785/21/27034-ИП, 11799/21/27034-ИП, 11798/21/27034-ИП, 11794/21/27034-ИП, 11795/21/27034-ИП, 11790/21/27034-ИП, 11792/21/27034-ИП, 11797/21/27034-ИП, 11796/21/27034-ИП, 11789/21/27034-ИП, 11791/21/27034-ИП.
Администрации было предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок исполнительных документов в течение 5 дней с момента получения постановлений о возбуждении исполнительного производства судебный пристав установил исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по каждому производству.
Денежные средства в размере 750 000 рублей являются значительными для бюджета муниципального образования, оплата исполнительского сбора негативно скажется на реализации иных мероприятий, предусмотренных в бюджете района.
Исполнить решение суда в установленные сроки не представилось возможным в силу объективных причин – значительные финансовые средства.
В полной мере вопрос о финансировании учреждений для выполнения мероприятий, указанных в решении суда, а именно для оборудования зданий, учреждений устройствами молниезащиты, для выполнения мер по антитеррористической защищенности, в т.ч. обеспечить охрану учреждения (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, реконструкция очистных сооружений может быть решен администрацией при обеспечении поддержки из средств областного бюджета.
Самостоятельно администрация не может решить данный вопрос в связи с отсутствием финансовых ресурсов в бюджете.
В связи с затруднением финансирования исполнить решения в срок не представилось возможным. Ухудшение экономической ситуации и снижение поступлений по доходам не дает администрации возможности в 2021 году осуществить исполнение расходных обязательств в полном объеме.
На основании изложенного административный истец просил суд освободить администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам №№4460/21/27034-ИП, 4465/21/27034-ИП, 9979/21/27034-ИП, 11805/21/27034-ИП, 11785/21/27034-ИП, 11799/21/27034-ИП, 11798/21/27034-ИП, 11794/21/27034-ИП, 11795/21/27034-ИП, 11790/21/27034-ИП, 11792/21/27034-ИП, 11797/21/27034-ИП, 11796/21/27034-ИП, 11789/21/27034-ИП, 11791/21/27034-ИП.
Определением от 04 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Октябрьского района ЕАО.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам административного искового заявления. Суду дополнительно пояснила, собственные доходы района составляют до 17 %, до 100 % это дотации субъекта Правительства ЕАО. Ежегодно в Правительство предоставляется паспорт муниципального образования, где указаны все расходы и доходы, потребности для исполнения решений суда, в том числе. Правительством ЕАО денежные средства не доводятся в полном объеме
В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3, судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4, прокурор Октябрьского района ЕАО не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа должником меры к исполнению требований решения не приняты, так же как и в новый срок установленный для исполнения решения. Административный истец ссылается на невозможность исполнить решения суда в связи с отсутствием финансовых ресурсов в бюджете. Отсутствие у должника финансовых ресурсов в бюджете не освобождает от исполнения решения суда, должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах.
В судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что является специалистом финансового отдела администрации района, бюджет района является глубоко дотационным, на последующий год бюджет формируется в августе месяце, на основании заявок, смет, изготавливается паспорт, в котором указаны все расходы и доходы района, после формирования паспорта в Правительстве ЕАО определяется размер предоставляемой дотации. При формировании бюджета района, после определения размера дотации, администрация не может превышать доходы над расходами, приходится подбивать доходы под расходы. Первоочередные расходы это заработная плата, коммунальные платежи, питание и провез школьников.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быт оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Из содержания ст. 227 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 названной статьи).
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 07.10.2020 № 229-ФЗ).
Из приведенных законоположений следует, что для принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредоставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела следует, что административный истец является должником по 15 исполнительным производствам, возбужденным судебным приставом-исполнителем.
Вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда ЕАО: по делу № 2-112/2017 «А» от 01.06.2017 года на администрацию возложена обязанность в срок до 31.12.2020 года провести реконструкцию очистных сооружений; по делу № 2-29/2020 «А» на администрацию возложена обязанность в срок до 01.02.2021 года произвести финансирование для выполнения мер по антитеррористической защищенности; по делу № 2-132/2019 «А», № 2-30/2020 «А» на администрацию возложена обязанность до 01.06.2020 года произвести финансирование для выполнения мер по антитеррористической защищенности; по делу № 2-121/2020 «А», № 2-124/2020 «А», № 2-120/2020 «А», № 2-128/2020 «А», № 2-122/2020 «А», № 2-126/2020 «А», 2-118/2020 «А», № 2-125/2020 «А», № 2-119/2020 «А», № 2-127/2020 «А», № 2-123/2020 «А» на администрацию возложена обязанность до 01.06.2021 года произвести финансирование для оборудования зданий учреждений устройством молниезащиты.
03.06.2020 года, 10.03.2021 года, 13.05.2021 года, 15.06.2021 года судебным приставом – исполнителем возбуждены исполнительные производства №№4460/21/27034-ИП, 4465/21/27034-ИП, 99979/21/27034-ИП, 11805/21/27034-ИП, 11785/21/27034-ИП, 11799/21/27034-ИП, 11798/21/27034-ИП, 11794/21/27034-ИП, 11795/21/27034-ИП, 11790/21/27034-ИП, 11792/21/27034-ИП, 11797/21/27034-ИП, 11796/21/27034-ИП, 11789/21/27034-ИП, 11791/21/27034-ИП.
Администрации было предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок исполнительных документов в течение 5 дней с момента получения постановлений о возбуждении исполнительного производства судебный пристав установил исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по каждому производству.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, ФИО4 действовали в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в пределах своей компетенции, прав и законных интересов администрации Октябрьского района ЕАО не нарушали, поскольку предпринятые административным истцом меры по исполнению требований исполнительного документа не привели к фактическому исполнению требований исполнительного документа. Судебному приставу-исполнителю не представлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами.
При таких обстоятельствах оснований для признания постановлений о взыскании исполнительского сбора незаконными не имеется.
Между тем, исходя из разъяснений, изложенных в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ) (пункт 74).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, от 19.01.2017 № 1-П, определения от 02.04.2015 № 654-О, от 27.02.2018№ 517-О, от 24.04.2018 № 1027-О).
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из представленных материалов усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, районная администрация указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательств.
Так, 30.04.2021 года отделом образования администрации муниципального района в департамент образования ЕАО направлена информация о финансовой потребности муниципальных образовательных учреждений по антитеррористической защищенности объектов.
25.05.2021 года администрацией муниципального района в департамент образования ЕАО была предоставлена информация о финансовой потребности муниципальных учреждений для мероприятий по антитеррористической защищенности объектов и просьбой оказать содействие в выделении финансовых средств на данные мероприятия.
Ответа на обращения администрации муниципального района не поступало.
17.07.2017 года администрация муниципального района обратилась к губернатору области с просьбой оказать содействие в решении вопроса, а именно о включении в государственную программу ЕАО «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением правительства ЕАО от 17.03.2015 мероприятия по реконструкции очистных сооружений с заменой сетей водоотведения и разработке проектно-сметной документации по данному объекту.
На обращение администрации муниципального района был дан ответ, что исходя из возможности областного бюджета при его уточнении в 2017 году вопрос о включении мероприятий в государственную программу будет рассмотрен. Данный вопрос решен не был.
17.04.2019 года администрация муниципального района вновь обратилась к губернатору ЕАО с просьбой оказать содействие в решении вопроса, а именно о включении в государственную программу ЕАО «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО на 2015-2021 годы», утвержденную постановлением правительства ЕАО от 17.03.2015 № 110-пп мероприятие по разработке проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений с. Амурзет и включении в проект федеральной программы «Чистая вода» мероприятие по реконструкции очистных сооружений.
На вышеуказанное обращение дан ответ, что в связи с необеспеченностыо в полном объеме областного бюджета финансирование мероприятий по подготовке проектной документации за счет средств областного бюджета не предусматривается и включение мероприятия в национальный проект «Чистая вода» не представляется возможным.
16.07.2020 года на имя и.о. заместителя председателя правительства ЕАО ФИО5 было направлено письмо с просьбой о включении в государственную про грамму ЕАО «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО на 2020-2025 годы» дополнительного мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство модульных очистных сооружений с. Амурзет.
03.08.2020 года аналогичное письмо было направлено на имя Врио губернатора ЕАО Р.Э.Гольдштейна.
В администрацию муниципального района поступил ответ от управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО о невозможности включения мероприятий, указанных в обращении в государственную программу.
В данном письме указано, что возможность включения указанного мероприятия в государственную программу будет рассмотрена дополнительно, в том числе за счет экономии по результатам проведения конкурсных процедур в рамках государственной программы.
Вместе с тем, в администрацию муниципального района поступило письмо от управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО с просьбой срочно для рассмотрения вопроса включения в государственную программу ЕАО «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО» мероприятия по разработке проектной документации на строительство модульных очистных сооружений представить обосновывающие документы.
24.08.2020 года в управление экономики правительства ЕАО, управление ЖКХ и энергетики правительства ЕАО была направлена вся необходимая документация. До настоящего времени ответа в администрацию муниципального района не поступило.
08.12.2020 года в управление экономики правительства ЕАО, управление ЖКХ и энергетики правительства ЕАО были повторно направлены письма с просьбой о включении мероприятий, связанных с реконструкцией очистных сооружений в государственную программу.
26.01.2021 года на имя губернатора области ФИО6 было направлено письмо с просьбой о принятии решения о включении соответствующих объемов финансирования в расходную часть бюджетов бюджетной системы РФ на текущий год (дополнительное финансирование) и очередной финансовый год, а также рассмотреть вопрос о включении в государственную программу мероприятий, необходимых для исполнения решения суда. Однако ответа на обращение не поступило, денежные средства не выделены.
Таким образом, органом местного самоуправления принимались меры, направленные на исполнение судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок.
В этой связи довод заявителя об отсутствии его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленный срок и, как следствие, отсутствии оснований для взыскания исполнительского сбора, заслуживает внимания.
В судебном заседании установлено, что у администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области иные организационно-правовые механизмы исполнения судебных решений отсутствовали.
Указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд, считает, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительных производств №№4460/21/27034-ИП, 4465/21/27034-ИП, 9979/21/27034-ИП, 11805/21/27034-ИП, 11785/21/27034-ИП, 11799/21/27034-ИП, 11798/21/27034-ИП, 11794/21/27034-ИП, 11795/21/27034-ИП, 11790/21/27034-ИП, 11792/21/27034-ИП, 11797/21/27034-ИП, 11796/21/27034-ИП, 11789/21/27034-ИП, 11791/21/27034-ИП.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Морева
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года