ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/12-46/20 от 28.04.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Чудецкий А.В. № 7/12-46/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 28 апреля 2020 года

Центр временного содержания

иностранных граждан УМВД России

по Костромской области

Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении об административном выдворении в форме принудительного выдворения, В.С.О.,

инспектора иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Костромской области Л.О.А.

рассмотрев в выездном судебном заседании жалобу В.С.О., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, холостого, регистрации не имеющего, содержащегося в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области,

на постановление судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 апреля 2020 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о прекращении содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,

У С Т А Н О В И Л А :

Постановление судьи Костромского районного суда Костромской области от 28 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Костромского областного суда от 06 сентября 2019 года и постановлением председателя Костромского областного суда от 29 октября 2019 года, В.С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. Данным постановлением В.С.О. до выдворения за пределы Российской Федерации помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан.

В.С.О. содержащийся в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области, обратился в суд с заявлением об отмене его содержания в специальном учреждении в связи с длительностью пребывания и невозможностью исполнить постановление суда ввиду ответа Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации о невозможности выдачи ему сертификата на возвращение.

Постановлением судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 апреля 2020 года отказано в удовлетворении заявления В.С.О. об отмене содержания в специальном учреждении.

Не согласившись с постановлением судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 апреля 2020 года, В.С.О. обратился с жалобой в Костромской областной суд, в которой просит постановление суда отменить, как необъективное, и отменить его содержание в Центре временного содержания иностранных граждан. Указывает, что по запросу миграционной службы в посольство Республики Узбекистан был получен официальный ответ о том, что сертификат выдан не будет. Считает, что своими действиями сотрудники миграционной службы, которые не предпринимали никаких мер с января 2020 года по 16 апреля 2020 года, искусственно пытаются ввести суд в заблуждение и затрагивают его Конституционные права. Полагает, что суд при рассмотрении его заявления принял во внимание только пояснения сотрудника миграционной службы Л.О.А. утверждавшей, что не все меры для его выдворения использованы.

В судебном заседании В.С.О. жалобу поддержал, пояснив также, что паспорт гражданина Республики Узбекистан он получал в 2002 году и в 2016 году, последний из которых, выехав в Казахстан, он утратил. Не отвечая, отказывался ли он от оформления и получения паспорта гражданина Узбекистана, поясняет, что он не собирается уезжать из Российской Федерации. За оформлением официального статуса и получении гражданства Российской Федерации не обращался, так как ему все равно откажут.

Представитель УВМ УМВД России по Костромской области Л.О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что В.С.О. в отношении которого также приняты решения о депортации и реадмиссии, не может находится на территории Российской Федерации на законных основаниях. Ему трижды предлагалось проследовать для оформления паспорта в консульское учреждение Республики Узбекистан, и он трижды отказывался. В связи с принятыми мерами по противодействию короновирусной инфекции затрудняется разрешение некоторых вопросов, но решение вопроса о возращении В.С.О. в Узбекистан, в общем, возможно.

Проверив доводы жалобы, выслушав В.С.О. представителя УВМ УМВД России по Костромской области Л.О.А. изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Порядок, условия привлечения к административной ответственности, назначения и исполнения наказания регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В том числе, статьей 31.7 КоАП РФ определяется разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания. Статьей 31.9 КоАП РФ установлена давность исполнения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства относится к административным наказаниям, применяемым, согласно статье 3.1 данного Кодекса, в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В силу части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения принятого постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации применяется обеспечительная мера в виде помещения иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Пунктом 4 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частью 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении осуществляется до его выдворения за пределы Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.

В связи с этим, Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.

Исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется в порядке, установленном статьей 109.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», частью 3 которой предусмотрено, что документы, необходимые для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, при их отсутствии запрашиваются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Порядок организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации утвержден Приказом Минюста России N 100, МИД России N 7509, ФМС России N 375, ФСБ России N 271 от 19 мая 2014 года.

Согласно пунктам 6, 7 указанного Порядка в необходимых случаях по запросу судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе, но не ранее вступления в силу постановления судьи, территориальный орган ФМС России принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, при отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания по согласованию с МИДом России - меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации. Информация и (или) документы по запросу судебного пристава-исполнителя предоставляются территориальным органом ФМС России в двухмесячный срок со дня получения запроса судебного пристава-исполнителя. В случае невозможности предоставления информации и (или) документов в указанный срок территориальный орган ФМС России сообщает судебному приставу-исполнителю о причинах неисполнения запроса и предполагаемой дате его исполнения. После оформления иностранному гражданину, лицу без гражданства, подлежащим административному выдворению, документов, необходимых для выезда за пределы Российской Федерации, территориальный орган ФМС России незамедлительно направляет их судебному приставу-исполнителю.

Ссылаясь в постановлении на данные нормативные акты, судья правильно указал, что для исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации необходим документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (паспорт), либо свидетельство о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, оформляемое в дипломатическом представительстве или консульском учреждении такого государства.

Как следует из материалов дела, по возбужденному 13 сентября 2019 года исполнительному производству о принудительном выдворении В.С.О. 21 октября 2019 года был направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Костромской области о готовности необходимых для исполнения постановления суда документов (паспорта, свидетельства о возвращении) на ФИО1 В ответе на который начальником отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Костромской области 31 октября 2019 года службе судебных приставов было сообщено, что в отношении В.С.О. не имеющего документов, удостоверяющих личность, в адрес консульского учреждения Республики Узбекистан направлен запрос на оформление свидетельства о возвращении.

Согласно ответу Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации от 17 января 2020 года оформление свидетельства о возвращении В.С.О. не представляется возможным, так как он считается выписанным из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с 29 марта 2017 года. В ответе также указано, что оформление сертификата будет возможным в случае предоставления нотариально заверенного согласия близкого родственника или знакомого лица на постоянную прописку на территории Республики Узбекистан. Либо В.С.О. установленном порядке может обратиться с заявлением на постановку постоянного консульского учета для дальнейшего оформления паспорта.

Из данного ответа, на который В.С.О. ссылается в обоснование своих доводов, не усматривается безусловного отказа в выдаче сертификата, и не содержится отказа в оформлении паспорта.

Более того, в материалах дела имеется ответ миграционной службы Республики Узбекистан от 02 августа 2019 года, адресованный первому заместителю начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России, о тои, что по информации УМиОГ ГУВД <адрес>В.С.О. значиться выписанным 29 марта 2017 года на постоянное место жительства в Российскую Федерацию по биометрическому паспорту гражданина Республики Узбекистан, выданному 22 декабря 2016 года. В.С.О. является гражданином Республики Узбекистан.

Ввиду того, что на момент помещения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области В.С.О. не имел документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения Государственной границы Российской Федерации принудительное выдворение в короткие сроки не могло быть исполнено.

Миграционной службой (управлением по вопросам миграции) УМВД России по Костромской области в целях документирования В.С.О. документами, необходимыми для его принудительного перемещения через Государственную границу Российской Федерации в адрес Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации 03 сентября 2019 года был направлен вышеуказанный запрос на оформление В.С.О. свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан.

Консульством Республики Узбекистан в Российской Федерации при имеющемся признании В.С.О. гражданином Республики Узбекистан, было отказано в оформлении свидетельства (сертификата) на возвращение В.С.О. в Республику Узбекистан по причине отсутствия у того места жительства и регистрации.

Консульство Республики Узбекистан в Российской Федерации готово выдать В.С.О. биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан взамен утраченного после его личного прибытия в консульское учреждение в <адрес>

Управлением по вопросам миграции УМВД России по Костромской области В.С.О.. официально в письменной форме 31 декабря 2019 года, 06 февраля 2020 года и 20 марта 2020 года предлагалось проследовать в сопровождении сотрудников УВМ УМВД России по Костромской области в консульское учреждение с целью оформления паспорта гражданина Республики Узбекистан. В.С.О. ознакомлен с возможностью документирования его паспортом гражданина Республики Узбекистан. Однако во всех случаях проследовать в Консульство Республики Узбекистан, от оформления и получения паспорта В.С.О. отказался.

Данные извещения с отказами В.С.О. имеются в материалах дела.

Как верно указано судьей в судебном решении В.С.О. утерявший паспорт гражданина Республики Узбекистан, имея реальную возможность получить новый паспорт, при всех созданных условиях, как доставки, так и приема в консульском учреждении, явно не желает получать документы государства принадлежности, что затрудняет решение вопроса о его выдворении, вынуждает принятие уполномоченным органом дополнительных мер, направленных на его документирование.

Вопреки доводам В.С.О. практически с вынесении решения о выдворении В.С.О. по настоящее время миграционной службой УМВД Россий по Костромской области, также взаимодействующей со службой судебных приставов, ведется работа по разрешению сложившейся ситуации, осложняемой, в том числе, действиями самого В.С.О.

Так (документы о чем в материалах дела имеются), информация по текущей ситуации была направлена в ГУВМ МВД России 31 октября 2019 года и в ГУООП МВД России 19 декабря 2019 года, 03 марта 2020 года в адрес Управления контрольно-надзорной деятельности ГУВМ МВД России направлен запрос об оказании содействия в получении в Консульством Республики Узбекистан в Российской Федерации свидетельства (сертификата) на возвращение В.С.О. в Республику Узбекистан, налажено постоянное взаимодействие с ответственным должностным лицом Управления контрольно-надзорной деятельности ГУВМ МВД России.

Исследовав представленные доказательства, а также выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе В.С.О. который в судебном заседании в суде первой инстанции выразил нежелание покидать Российскую Федерацию, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что основания для помещения В.С.О. в специальное учреждение сохраняются, меры для исполнения требований исполнительного документа не исчерпаны, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.

Обстоятельства, которые приведены в жалобе В.С.О. на постановление судьи районного суда, не дают оснований поставить под сомнение обоснованность изложенных в постановлении выводов, вследствие чего не влияют его законность.

Фактические установленные судьей районного суда обстоятельства дела В.С.О. не оспариваются.

При этом необходимо отменить, что правонарушения в области миграционного законодательства, в совершении которого В.С.О. был признан виновным, в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.

При таких обстоятельствах, учитывая цели административного наказания, поскольку на момент рассмотрения заявления все исчерпывающие меры для исполнения наказания в виде выдворения не реализованы, реальная возможность выдворения В.С.О. за пределы Российской Федерации не утрачена, срок давности исполнения постановления не истек, судья пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления В.С.О.

Судьей в решении также разъяснено, что вынесенное судебное решение не препятствует впоследствии при возникновении новых обстоятельств обращаться в суд с требованием о рассмотрении вопроса о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в специальном учреждении.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, жалоба не содержит, и никаких иных доказательств, обстоятельств, могущих повлечь отмену постановления судьи, суду второй инстанции представлено не было, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Постановление судьи Костромского районного суда Костромской области мотивированно, обоснованно, вынесено с соблюдением требований КоАП и никаких оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8, 31.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А :

Постановление судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 апреля 2020 года, которым отказано в удовлетворении заявления В.С.О. о прекращении его содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, оставить без изменения, жалобу В.С.О. - без удовлетворения.

Судья: Т.В. Добровольская