Судья Максимова В.Н. дело № 7/2-26/2022
РЕШЕНИЕ
г. Якутск, 10 февраля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление главного государственного инспектора Олекминского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 21 сентября 2021 года и решение судьи Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года вынесенных в отношении должностного лица - лесничего государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
17 сентября 2021 года постановлением прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) Б. в отношении лесничего государственного казанного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ в связи с неисполнением им мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, утвержденного Главой Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2020 г., при тушении пожаров № ..., № ..., № ..., № ... в Олекминском районе (улусе) Республики Саха (Якутия), выразившегося в несвоевременном обследовании лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств.
21 сентября 2021 года постановлением главного государственного инспектора Олекминского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ..., оставленным без изменения решением Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года лесничий ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлением и решением суда, ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном ст. 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание ФИО1, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, с учетом того, что в судебное заседание явился его защитник, суд считает возможным рассмотреть дело без участия привлекаемого лица.
В судебном заседании защитник привлекаемого должностного лица ФИО2 А.Д.С. жалобу поддержал в полном объеме, просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. с жалобой не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника привлекаемого должного лица, прокурора, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрена ответственность, за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, влекущие наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В 2021 году на территории Республики Саха (Якутия), в целях недопущения массового возникновения лесных пожаров и иных ландшафтных (природных) пожаров на основании распоряжений Главы Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2021 г. № 201-РГ, от 14.10.2021 № 498-РГ с 27 мая 2021 года до 14 октября 2021 года был установлен особый противопожарный режим.
Помимо этого, на основании Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 23.06.2021 № 1912 вследствие усиления лесных пожаров в связи с введением чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территориях Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов), установившимся IV - V классом пожарной опасности в лесах, увеличением количества и площади лесных пожаров на территориях западных, северо-восточных и центральных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) с 23 июня 2021 года в течение пожароопасного сезона на территории Республики Саха (Якутия) был введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера.
В соответствии с частью 1 статьи 50.7, частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса в числе прочего подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации план тушения лесных пожаров - документ, разрабатываемый органами государственной власти в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, определяющий:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Сводный план тушения лесных пожаров – документ, разрабатываемый для территории субъекта Российской Федерации на основе планов тушения лесных пожаров.
Согласно части 3 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя кроме прочего - обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара.
Также согласно пункта 2 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в числе прочего мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, элементом, которого в свою очередь в силу пункта 4 части 1 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, является прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
В соответствии с пунктом 85. Приказа Минприроды России от 28.12.2015 № 565 «Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» учету подлежат все лесные пожары, возникшие на землях лесного фонда, независимо от вида, категорий, размера пройденной площади и причин возникновения.
Согласно пункта 11 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденного Приказом Минприроды России от 23.06.2014 № 276 (далее – Порядок мониторинга пожарной опасности в лесах) обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) осуществляются в зоне осуществления лесоавиационных работ, а также, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно пункта 13. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием космических средств (специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли) осуществляется в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 15. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах в зоне контроля лесных пожаров, установленных в соответствии с пунктом 5.1 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313 (то есть, органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации), обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляются с использованием космических средств.
При этом полученные с использованием космических средств сведения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, могут быть уточнены с использованием авиационных или наземных средств.
Пунктом 16. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: 1) географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; 2) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; 3) лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел); 4) дата и время обнаружения лесного пожара; 5) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); 6) целевое назначение лесов и категория земель; 7) сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); 8) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); 9) предварительная причина лесного пожара; 10) дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара.
Пунктом 17. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
Согалсно пункта 18. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пункта 19. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах прием сообщений о лесных пожарах осуществляется посредством средств связи (телефонной, мобильной, электронной и иных).
В силу пункта 21. Порядка мониторинга пожарной опасности в лесах Специализированная диспетчерская служба обеспечивает круглосуточный прием и учет сообщений о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона, а также незамедлительную передачу в территориальные органы МЧС России и МВД России.
В соответствии с пунктом 7.2. Методических указаний по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, утвержденных Приказом Рослесхоза от 28.05.2012 № 218 специализированные диспетчерские службы лесничеств обеспечивают своевременное представление информации по развитию лесопожарной обстановки и прогнозов ее развития в Региональные диспетчерские службы лесного хозяйства и экстренные оперативные службы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В периоды высокой и чрезвычайной горимости обеспечивается круглосуточное дежурство. В дни с отсутствием чрезвычайных ситуаций, но с наличием фактической горимости - обеспечивается дежурство с 6-30 московского времени для передачи уточненной информации в Региональную диспетчерскую службу.
В силу части 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Целью создания ГКУ РС (Я) «Олекминское лесничество» является осуществление управления в области, в том числе охраны лесов на территории лесничества (пункт 2.2 Устава) (л.д.70).
Пунктом 8. Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 (далее –Правила № 313) установлено, что организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
Согласно пункта 9. Правил № 313 при действии на территории лесничества или лесопарка нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества или лесопарка (далее - Оперативный штаб). В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества или лесопарка и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров. Оперативный штаб создается решением руководителя лесничества или лесопарка ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.
Пунктом 10. Правил № 313 предусмотрено, что в период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб лесничества или лесопарка действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Согласно пункта 11. Правил № 313 руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества или лесопарка.
При этом согласно подпункта «г» пункта 12 Правил № 313 оперативный штаб в числе прочего организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.
Как следует из материалов дела 2 февраля 2020 года Главой Республики Саха (Якутия) утвержден Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) на период пожароопасного сезона 2020 года (далее – Сводный план), включающий в себя план тушения лесных пожаров на территории Олекминского района.
Согласно Сводного плана руководитель ГКУ РС (Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 назначен ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории МР «Олекминский район» (л.д.44-50).
Прокуратурой Олекминского района Республики Саха (Якутия) по результатам проверки соблюдения законодательства при тушении лесных пожаров установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за организацию тушения лесных пожаров, не выполнил мероприятия, предусмотренные Сводным планом тушения лесных пожаров, выразившиеся в несвоевременном учете и передаче сообщений о пожарах № ..., № ..., № ..., № ... вызванном не надлежащей организацией их обследования с использованием авиационных средств, что повлекло за собой их возрастание, соответственно, с 3 га до 4572 га, с 3 га до 559 га, с 2 га до 5005 га, с 2 га до 3560 га.
Характер лесных пожаров, скорость их увеличения, требовали привлечения дополнительных сил и средств, несвоевременное сообщение о фактически обнаруженных лесных пожарах ввиду задержки их обследования при помощи авиационных средств не обеспечило надлежащее их тушение.
В силу изложенного ФИО1 являясь должностным лицом - ********, на которое возложена обязанность, в том числе по организации своевременного учета и передачи сообщений о подведомственных лесных пожарах, включая их обследование с использованием авиационных средств, обоснованно с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ привлечен к административной ответственности за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) подробно указанных в постановлении главного государственного инспектора Олекминского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 21 сентября 2021 года.
При указанных обстоятельствах, выводы судьи районного суда о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о полном и всестороннем выяснении всех обстоятельств дела должностным лицом административного органа были выполнены.
Довод жалобы ФИО1 о невиновности в совершении вменяемого правонарушения, ввиду не достаточного изучении сводного плана тушения лесных пожаров республики, а также оставлении без запроса и оценки актов о лесных пожарах, протоколов и решений КЧС и ПБ Олекминского района, а также заседаний оперативного штаба лесничества, правового значения не имеет, поскольку вменяемое деяние касается тушения лесных пожаров в части организации их своевременного обследования с использованием авиационных средств. Кроме того, опровергается вышеприведенными выводами, основанными на положениях Правил № 313.
Ссылки на невозможность учета лесных пожаров находящихся в авиационной зоне без проверки летчика наблюдателя в свете установленных обстоятельств виновность привлекаемого лица не опровергают.
Ссылки в жалобе на отсутствие у лесничего объективной возможности для привлечения сил и средств со стороны региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных служб для привлечения необходимого количества оборудования и техники (РЛО, плуги ПКЛ и другого) правового значения не имеют, поскольку не опровергают факта вменяемого нарушения.
Доводы о нарушении прокурором порядка проведения прокурорской проверки также подлежат отклонению как несостоятельные.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
В силу ст. 28.1, 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации в случае обнаружения события административного правонарушения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
В данном случае поводом к возбуждению дела согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение прокурором Олекминского района достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ о чем, соответственно, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы не влекут отмену либо изменение вынесенного по делу решения суда.
Иные доводы о том, что ФИО1 не признавал вину в совершении административного правонарушения, не исключают обстоятельство доказанности вины должностного лица в невыполнении мероприятий, предусмотренных Сводным планом тушения лесных пожаров.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, кроме того является минимальным, предусмотренным данным видом наказания.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление и судебный акт, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене и изменению не подлежат.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил :
постановление главного государственного инспектора Олекминского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 21 сентября 2021 года и решение судьи Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года в отношении должностного лица - лесничего государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов