ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-328/2022 от 13.07.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Власов Р.Г. 7а-328/2022

РЕШЕНИЕ

13 июля 2022 года

Судья краевого суда Темрезов Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя УЖКХ АПМО СК ННМ на постановление судьи Предгорного районного судаот ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Предгорного районного судаот ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округапризнано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В поданной в краевой суд жалобе представитель Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаННМ просит указанное постановление судьи отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, с учетом ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие юридического лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как следует из материалов дела, Управлением жилищно- коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округадопущено нарушение, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут, юридическим лицом управлением жилищно- коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округа, ответственным за содержание дорог в Предгорном муниципальном округе, на участке, а/д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км, + 400 м. в границах населенного пункта муниципального округа, при исполнении своих задач по месту нахождения:, в нарушение пункта 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения Российской Федерации, а так же пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии со стандартами, нормами и правилами при содержании дороги, выразившееся в том, что: в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения А/Д «Горячеводский - Привольное» Предгорного муниципального округас 3 км. + 800 м. по 5 км. + 400 м. асфальтобетонное покрытие проезжей части автодороги имеет множественные дефекты покрытия в виде выбоин и проломов, угрожающих безопасности дорожного движения и затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью, характеризующихся полным разрушением дорожного покрытия на всю толщину и имеющее вид углубления с резко очерченными краями. При этом отдельный повреждения покрытия проезжей части превышают требования ГОСТ Р 50597-2017, «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно достигают по длине 9 м. 80 см., по глубине 15 см. и площади 36,26 м2.

Однако мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, либо временному ограничению для движения транспортных средств на участке дороги, когда пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения, не принималось. При этом на данном участке автодороги проходит маршрут движения общественного транспорта и школьного автобуса.

Данная обязанность закреплена за органами местного самоуправления муниципального округа частью 4 статьи 6 главы 2 Федерального закона от. 1.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округак административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаподтверждаются собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округа, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.

Довод жалобы о том, что Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округане является лицом, осуществляющим содержание и ремонт автомобильной дороги, являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно признан несостоятельным по основаниям, приведенным в соответствующем судебном постановлениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение, в том числе об отсутствии в действиях Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округасостава вмененного административного правонарушения, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом судебном акте.

В соответствии с требованиями пункта 4.4 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» до устранения дефектов покрытия проезжей части, таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) ГОСТ Р 50597-2017, входит в утвержденный перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Согласно ответа от администрации Предгорного муниципального округа на определение об истребовании сведений следует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения А/Д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км. + 400 м. в границах населенного пункта муниципального округа, находится в реестре муниципального имущества администрации Предгорного муниципального округа, и закреплена на праве оперативного управления за МКУ «ЖКХ и благоустройство» Предгорного муниципального округа.

Согласно ответа от МКУ «Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Предгорного муниципального округаследует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения А/Д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км. + -00 м. в границах населенного пункта муниципального округабыла передана на право оперативного управления 11.10.2021г. согласно постановления администрации Предгорного муниципального округа от 21.10.2021г.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ устава МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК принимает участие в организации содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения. При этом а/д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км. + 400 м. в границах населенного пункта муниципального округана момент передачи в оперативное управление находилась в аварийном состоянии и нуждалась в капитальном ремонте. Кроме того, из предоставленных сведений устранить имеющиеся на данной автодороге дефекты ямочность проезжей части) в рамках содержания автодорог не представляется возможным, поскольку имеющиеся дефекты возможно устранить только в рамках капитального ремонта вышеуказанной автодороги. При этом денежные средства, выделяемые МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК, выделяемые на содержание дорог округа, составило около 15 млн. рублей на все автодороги округа на период - 1 год, тогда как стоимость капитального ремонта 1 км. автодороги составляет около 4 млн. рублей. В рамках имеющихся средств на содержание дорог выполнить капитальный ремонт какой-либо дороги МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК не имеет возможности.

В соответствии с п. 1.8 устава МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.3.6 устава МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять ремонт имущества в пределах утвержденной бюджетной сметы, а в соответствии с п.3.7 финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Предгорного муниципального округаи на основании бюджетной сметы.

В соответствии с полномочиями МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК на постоянной основе проводится мониторинг состояния дорог муниципального округа, составляются сметы на ремонт выявленных дефектов, которые направляются в управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного МО СК для решения вопроса о выделении необходимых денежных средств именно для капитального ремонта. При этом на данный момент денежных средств на ремонт или капитальным ремонт, а/д А/Д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км. + 400 м. в границах населенного пункта муниципального округав МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК со стороны администрации округа не поступало.

В соответствии с пункта 1 части 1 положения об управлении жилищно- коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округа, утвержденного решением Думы Предгорного муниципального округаот ДД.ММ.ГГГГг. , управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округа(далее - Управление) является структурным подразделением администрации Предгорного муниципального округас правами юридического лица, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с подпункта 2 пункта 1 части 2 положения об Управлении жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаосновной задачей управления является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 3 положения об управлении жилищно- коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округав соответствии с возложенными задачами управление осуществляет функции по текущему содержанию автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог в границах муниципального округа.

В соответствии с пунктом 29 части 3 положения об управлении жилищно- коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округав соответствии с возложенными задачами управление осуществляет функции по координации деятельности муниципальных предприятий и учреждений; запрашивает и получает от предприятий ЖКХ и организаций муниципального округа сведений, касающихся их производственно-хозяйственной деятельности в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

- Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанность по содержанию дорог общего пользования относится к вопросам муниципального образования Предгорного муниципального округа, а согласно статей 6 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям муниципального образования в области обеспечения безопасности дорожного движения, относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги при её содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

Из предоставленных материалов, отсутствуют сведения о выполнении управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округатребований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения, а/д «Горячеводский - Привольное» с 3 км. + 800 м. по 5 км. + 400 м. в границах населенного пункта муниципального округа, при этом меры по временному ограничению для движения транспортных средств на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения, не принимались, так как муниципальный контракт на ремонт или капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части вышеуказанной автодороги не заключен, дополнительных финансовых средств на ремонт или капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части вышеуказанной автодороги в МКУ «ЖКХ и благоустройство» ПМО СК не выделялось (отсутствует информация).

Данная обязанность закреплена в п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» ПДД РФ, согласно него: должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Таким образом, действия Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаквалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.

С учетом анализа положений, приведенных законодательных и нормативных правовых актов и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаобязанности по содержанию дорог в безопасном состоянии, следовательно Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округана законных основаниях привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог.

В связи с изложенным, Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округаявляется надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.

Доводы рассматриваемой жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящего суда и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактов, основаны на ином изложении обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.

Оснований для отмены или изменения постановления по доводам жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление судьи Предгорного районного судаот ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Предгорного муниципального округапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу представителя УЖКХ АПМО СК ННМ без удовлетворения.

Судья краевого суда Т.Б. Темрезов