7п-82
РЕШЕНИЕ
2 февраля 2021 г. город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника начальника Управления образования администрации Северодвинска Попа С.Г. – Ульяновой И.В. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 ноября 2020 года,
установил:
постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 ноября 2020 года начальник Управления образования администрации Северодвинска Попа С.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Защитник Попа С.Г.– Ульянова И.В. в жалобе просит постановление суда отменить, считая его незаконным.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитников Сенченкова К.С. и Комотесову А.В., поддержавших доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в структуру бюджетного законодательства наряду с федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, входят также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.
Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Приложением № 6 к решению Совета депутатов Северодвинска «О местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 13 декабря 2018 г. № 132 на 2019 год в местном бюджете Управлению образования, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на иные цели подведомственным учреждениям.
Постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 28 февраля 2012 г. № 76-па, действовавшим до 1 августа 2019 г., был утвержден «Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования Администрации Северодвинска».
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что субсидии муниципальным учреждениям предоставляются в соответствии с решением городского Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ):
- капитальный ремонт зданий, оборудования;
- текущий ремонт (если он не включен в нормативные затраты);
- крупные/разовые закупки оборудования (за исключением расходов, включенных в нормативные затраты);
- реализация мероприятий целевых программ;
- расходы на возмещение ущерба в случае чрезвычайных ситуаций;
- иные расходы, не включенные в нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Предоставление субсидий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Управлением образования и муниципальными учреждениями, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
9 января 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 30» (далее – МБОУ «СОШ № 300») заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, предметом которого является определение порядка и условий предоставления субсидии местного бюджета на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). Учредитель обязался перечислить субсидию в размере 3779971,86 рублей.
Такими целями являлись:
1. Субсидия на предоставление общего образования;
2. Субсидия на предоставление дошкольного образования;
3. Субсидия на организацию воспитания и социализацию обучающихся;
4. Субсидия на повышение уровня безопасности объектов и систем жизнеобеспечения муниципальных образовательных организаций;
5. Субсидия на повышение уровня пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций;
6. Субсидия на повышение уровня пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций;
7. Субсидия на обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований охраны труда при организации обучения и воспитания;
8. Субсидия на обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований охраны труда при организации обучения и воспитания;
9. Субсидия на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей;
10. Субсидия на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей;
11. Субсидия на обеспечение защиты муниципальных образовательных организаций от терроризма и угроз социально-криминального характера;
12. Субсидия на обеспечение защиты муниципальных образовательных организаций от терроризма и угроз социально-криминального характера;
13. Субсидии на предоставление дошкольного образования;
14. Субсидия на компенсацию родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Соглашением предусмотрены конкретные суммы субсидий и сроки их выплаты.
17 января 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 4033399,86 руб.
30 января 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 4038439,86 руб.
Данное соглашение дополнено видом направления расходования субсидий: субсидия на реализацию образовательных программ.
26 февраля 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 3 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 6253603,47 руб.
30 апреля 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 4 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 6254023,47 руб.
31 мая 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 5 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 6344962,47 руб.
28 июня 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 6 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 6344328 руб.
5 июля 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 7 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 8867887,89 руб.
31 июля 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 8 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9864293,86 руб.
Постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 5 июля 2019 г. № 240-па утвержден новый «Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования», вступивший в силу с 1 августа 2019 г.
Постановление администрации Северодвинска от 28 февраля 2012 г. № 76-па этим же постановлением отменено.
Согласно пункту 2 Порядка № 240-па субсидии муниципальным учреждениям предоставляются в соответствии с решением Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете на:
- финансовое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и развитие учреждений, в целях повышения качества оказываемых муниципальных услуг и выполняемых работ в рамках муниципальных программ;
- финансовое обеспечение мероприятий в соответствии с муниципальными программами в рамках предоставленных местному бюджету межбюджетных трансфертов из федерального и (или) областного бюджетов;
- финансовое обеспечение расходов, связанных с исполнением учреждениями предписаний надзорных органов;
- финансовое обеспечение расходов за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области;
- финансовое обеспечение расходов за счет средств резервного фонда администрации Северодвинска.
В силу пункта 8 Порядка № 240-па субсидии предоставляются на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (далее - соглашение), заключаемого между Управлением образования и учреждением по форме, утвержденной Управлением образования.
Соглашение должно содержать:
- наименования сторон соглашения;
- предмет соглашения;
- порядок, условия, сроки предоставления и использования субсидии, в том числе объем и цели (направления расходования) субсидии и требования, указанные в пункте 10 настоящего Порядка;
- права, обязанности и ответственность сторон соглашения, в том числе периодичность представления и форму отчетности об использовании субсидии, право учредителя и органов муниципального финансового контроля муниципального образования «Северодвинск» на проведение проверок соблюдения учреждением условий предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком и заключенными соглашениями, порядок возврата суммы субсидии, в случае установления фактов использованной не в соответствии с целями предоставления и (или) условий предоставления субсидии;
- срок действия соглашения;
- условия изменения соглашения и порядок разрешения споров сторон.
21 августа 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 9 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9575263 руб.
Данное соглашение дополнено видом направления расходования субсидий: субсидии на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций.
31 октября 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 10 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9554243,27 руб.
14 ноября 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 11 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9555213,27 руб.
29 ноября 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 12 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9559554,52 руб.
3 декабря 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 13 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9454742,68 руб.
11 декабря 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 14 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9270657,81 руб.
18 декабря 2019 г. между Управлением образования в лице начальника Попа С.Г. и МБОУ «СОШ № 30» заключено дополнительное соглашение № 15 к соглашению № 3 от 9 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МБОУ «СОШ № 30» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 9082115,04 руб.
Пунктом 2 дополнительных соглашений указано, что данные дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью соглашения № 3 от 9 января 2019 г.
Фактически дополнительными соглашениями дополнялся и изменялся пункт 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 г. в части направления расходования субсидий и размеров субсидий по их наименованиям.
Принятие каждого последующего соглашения заменяло редакцию пункта 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 г.
По результатам проверки соблюдения порядка определения объема и условий предоставления субсидий Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Северодвинск» было установлено, что в нарушение пункта № 2 Порядка № 76-па и пункта 2 Порядка № 240-па наименования предоставленных МБОУ «СОШ № 30» субсидий на иные цели в соглашении № 3 и дополнительных соглашениях к нему не соответствуют целям, определенным Порядком № 76-па и № 240-па. Также установлено, что в нарушении пункта 7 Порядка № 76-па, пункта 8 Порядка № 240-па, пункта 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 г. субсидии на иные цели перечислена МБОУ «СОШ № 30» в сроки и суммах, не предусмотренных соглашением и дополнительным соглашением.
Так, по соглашению № 3 от 9 января 2019 г. субсидия на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей в феврале запланирована 0 рублей, фактически перечислено 12870 руб., в мае запланирована в размере 0 руб., фактически перечислено 23000 руб.
По дополнительному соглашению № 6 от 28 июня 2019 г. субсидия на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей в июне запланировано – 84549,51 руб., фактически перечислено 48679,51 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника Управления образования администрации Северодвинска Попа С.Г. протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ за нарушение требований пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса российской Федерации.
В протоколе указаны даты совершения правонарушений: 09.01.2019, 17.01.2019, 30.01.2019, 01.02.2019, 26.02.2019, 30.04.2019, 06.05.2019, 31.05.2019, 03.06.2019, 28.06.2019, 05.07.2019, 31.07.2019, 21.08.2019, 31.10.2019, 14.11.2019, 29.11.2019, 03.12.2019, 11.12.2019, 18.12.2019 при заключении дополнительных соглашений и при перечислении субсидий на иные цели. Согласно платежных поручений.
Рассматривая дело об административных правонарушениях судья городского суда применил годичный срок давности по эпизодам вмененных действий, имевших место09.01.2019, 17.01.2019, 30.01.2019, 01.02.2019, 26.02.2019, 30.04.2019, 06.05.2019, 31.05.2019, 03.06.2019, 28.06.2019, 05.07.2019, 31.07.2019, 21.08.2019, 31.10.2019 исключив их из объема вмененного обвинения.
В силу принципа «невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе», данные выводы суда переоценке не подлежат.
Таким образом, начальник Управления образования администрации Северодвинска Попа С.Г. признан виновным в том, что при заключении дополнительных соглашений 14.11.2019, 29.11.2019, 03.12.2019, 11.12.2019, 18.12.2019 о предоставлении субсидий на иные цели, которые не соответствовали целям (направлениям) определенным пунктом 2 Порядка № 240-па, допустил нарушение порядка и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальному автономному учреждению, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Управления образования администрации Северодвинска, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По делу не оспаривается, что субсидии по указанным дополнительным соглашениям были выплачены.
Следовательно, судьей правильно сделан вывод о виновности Попа С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы, что совершенные действия не образуют объективную сторону вмененного состава административного правонарушения, поскольку не являются условиями предоставления субсидии, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 Порядка № 240-п данный Порядок регламентирует процедуру определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования Администрации Северодвинска (далее - Управление образования), в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нарушение указанного порядка нарушает условия предоставления субсидий. В рассматриваемом случае условия, предусмотренные пунктом 2 Порядка, а именно направления предоставления субсидии, которые должны соответствовать данному нормативному акту.
Нецелевое использование бюджетных средств Попа С.Г. не вменялось.
Данному должностному лицу вменено несоответствие наименования предоставленных субсидий целям (направлениям), определенным Порядком № 240-па.
Ссылки в жалобе на соблюдение порядка № 76-па не могут быть приняты во внимание, поскольку дополнительные соглашения № № 11, 12, 13, 14 и № 15 были приняты во время действия Порядка № 240-па, который с учетом содержания вносимых изменений (полностью замена пункта 2.1.1 Соглашения № 3, направлений, размеров, сроков субсидий) и подлежал применению при их заключении.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Попа С.Г. в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 ноября 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника начальника Управления образования администрации Северодвинска Попа С.Г. – Ульяновой И.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев