7п-84
РЕШЕНИЕ
2 февраля 2021 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника начальника Управления образования администрации Северодвинска ФИО1 – Ульяновой И.В. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 ноября 2020 года,
установил:
постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 ноября 2020 года начальник Управления образования администрации Северодвинска ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Защитник ФИО1– Ульянова И.В. в жалобе просит постановление суда отменить, считая его незаконным.
В областном суде защитники ФИО1 – Сенченков К.С. и Комотесова А.В. доводы жалобы поддержали.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в структуру бюджетного законодательства наряду с федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, входят также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.
Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Приложением № 6 к решению Совета депутатов Северодвинска «О местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 13 декабря 2018 года №132 на 2019 год в местном бюджете Управлению образования, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на иные цели подведомственным учреждениям.
Постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 28 февраля 2012 года № 76-па, действовавшим до 1 августа 2019 года, был утвержден «Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования Администрации Северодвинска».
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что субсидии муниципальным учреждениям предоставляются в соответствии с решением городского Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ):
- капитальный ремонт зданий, оборудования;
- текущий ремонт (если он не включен в нормативные затраты);
- крупные/разовые закупки оборудования (за исключением расходов, включенных в нормативные затраты);
- реализация мероприятий целевых программ;
- расходы на возмещение ущерба в случае чрезвычайных ситуаций;
- иные расходы, не включенные в нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Предоставление субсидий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Управлением образования и муниципальными учреждениями, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
9 января 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, предметом которого является определение порядка и условий предоставления субсидии местного бюджета на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). Учредитель обязался перечислить субсидию в размере 2 539 960,21 рублей.
Такими целями являлись:
Субсидия на предоставление дошкольного образования;
Субсидия на предоставление дошкольного образования;
Субсидия на компенсацию родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
Субсидия на повышение уровня безопасности и систем жизнеобеспечения муниципальных образовательных организаций;
Субсидия на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей;
Субсидия на снижение объемов потребления используемой электрической и тепловой энергии на объектах социальной сферы и органов местного самоуправления;
Субсидия на повышение уровня пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций;
Субсидия на обеспечение защиты муниципальных образовательных организаций от терроризма и угроз социально-криминального характера;
Субсидия на обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований охраны труда при организации обучения и воспитания;
Соглашением предусмотрены конкретные суммы субсидий и сроки их выплаты.
31 января 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 2 953 589,21 рублей.
Также соглашение дополнено пунктом:
Субсидия на реализацию образовательных программ;
28 февраля 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 3 198 271,21 рублей.
Также соглашение дополнено пунктом:
Субсидия на повышение уровня благоустройства территорий муниципальных учреждений:
30 апреля 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 3 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 3 202 471,21 рублей.
1 июня 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 4 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 3 651 399,36 рублей.
30 июля 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 5 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 4 461 399,36 рублей.
Постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 5 июля 2019 года № 240-па утвержден новый «Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования», вступивший в силу с 1 августа 2019 года.
Постановление администрации Северодвинска от 28 февраля 2012 года № 76-па этим же постановлением отменено.
Согласно пункту 2 Порядка № 240-па субсидии муниципальным учреждениям предоставляются в соответствии с решением Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете на:
- финансовое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и развитие учреждений, в целях повышения качества оказываемых муниципальных услуг и выполняемых работ в рамках муниципальных программ;
- финансовое обеспечение мероприятий в соответствии с муниципальными программами в рамках предоставленных местному бюджету межбюджетных трансфертов из федерального и (или) областного бюджетов;
- финансовое обеспечение расходов, связанных с исполнением учреждениями предписаний надзорных органов;
- финансовое обеспечение расходов за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области;
- финансовое обеспечение расходов за счет средств резервного фонда администрации Северодвинска.
В силу пункта 8 Порядка № 240-па субсидии предоставляются на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (далее - соглашение), заключаемого между Управлением образования и учреждением по форме, утвержденной Управлением образования.
Соглашение должно содержать:
- наименования сторон соглашения;
- предмет соглашения;
- порядок, условия, сроки предоставления и использования субсидии, в том числе объем и цели (направления расходования) субсидии и требования, указанные в пункте 10 настоящего Порядка;
- права, обязанности и ответственность сторон соглашения, в том числе периодичность представления и форму отчетности об использовании субсидии, право учредителя и органов муниципального финансового контроля муниципального образования «Северодвинск» на проведение проверок соблюдения учреждением условий предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком и заключенными соглашениями, порядок возврата суммы субсидии, в случае установления фактов использованной не в соответствии с целями предоставления и (или) условий предоставления субсидии;
- срок действия соглашения;
- условия изменения соглашения и порядок разрешения споров сторон.
30 августа 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 6 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 4 483 899,36 рублей.
Также соглашение дополнено пунктом:
Субсидия на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
21 октября 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 7 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 10 263 478,48 рублей.
29 октября 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 8 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 10 268 558,48 рублей.
25 ноября 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 9 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 10 268 931,06 рублей.
11 декабря 2019 года между Управлением образования в лице начальника ФИО1 и муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 77 «Зоренька» заключено дополнительное соглашение № 10 к соглашению № 3 от 9 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, согласно которому МАДОУ № 77 «Зоренька» должна быть предоставлена субсидия на общую сумму 10 822 167,05 рублей.
Пунктом 2 дополнительных соглашений указано, что данные дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью соглашения № 3 от 9 января 2019 года.
Фактически дополнительными соглашениями дополнялся и изменялся пункт 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 года в части целей субсидий (с первоначальных 9 целей предоставления субсидий) и размеров субсидий по их наименованиям.
Принятие каждого последующего соглашения заменяло редакцию пункта 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 года.
По результатам проверки соблюдения порядка определения объема и условий предоставления субсидий Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Северодвинск» было установлено, что в нарушение пункта № 2 Порядка № 240-па наименования предоставленных МАДОУ № 77 «Зоренька» субсидий на иные цели в соглашении № 3 и дополнительных соглашениях (пункты 1-12) не соответствуют целям, определенным Порядком № 240-па.
В нарушение пункта 8 Порядка № 240-па, пункта 2.1.1 соглашения № 3 от 9 января 2019 года субсидии на иные цели перечислены в сроки и суммах, не предусмотренных соглашением и дополнительными соглашениями.
Так, по соглашению № 3 от 9 января 2019 года субсидия на предоставление дошкольного образования в марте план 65 000, фактически перечислено 0; в апреле план - 0, фактически 65 000 (платежное поручение от 1 апреля 2019 года); в июле план – 0; фактически 20 500 (платежное поручение от 01 июля 2019 года); в августе план 20 500, фактически перечислено 0; в сентябре план 25 000, фактически перечислено 0.
По дополнительному соглашению № 7 от 21 октября 20019 года субсидия на предоставление дошкольного образования в октябре план 278 392, фактически перечислено 14 682 (платежное поручение от 1 октября 2019 года), 185 791, 20 (платежное поручение от 15 октября 2019 года) и 92 600,80 (платежное поручение от 30 октября 2019 года).
По дополнительному соглашению № 9 от 25 ноября 2019 года субсидия на предоставление дошкольного образования в ноябре план 20 514 фактически перечислено 47 514,10 (платежное поручение от 6 ноября 2019 года).
По дополнительному соглашению № 10 от 11 декабря 2019 года субсидия на предоставление дошкольного образования в декабре план 14 682, фактически перечислено 0.
По соглашению № 3 от 9 января 2019 года субсидия на повышение уровня безопасности объектов и систем жизнеобеспечения муниципальных образовательных организаций в июне план 200 000, фактически перечислено 0.
По дополнительному соглашению № 6 от 30 августа 2019 года субсидия на предоставление дошкольного образования в августе план 0, фактически перечислено 200 000 (платежное поручение от 1 августа 2019 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника Управления образования администрации Северодвинска ФИО1 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ за нарушение требований пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В протоколе указаны даты совершения правонарушений: 9 января 2019 года, 31 января 2019 года, 28 февраля 2019 года, 1 апреля 2019 года, 30 апреля 2019 года,, 1 июля 2019 года, 30 июля 2019 года, 1 августа 2019 года, 30 августа 2019 года, 1 октября 2019 года, 15 октября 2019 года, 21 октября 2019 года, 29 октября 2019 года, 30 октября 2019 года, 06 ноября 2019 года, 25 ноября 2019 года, 11 декабря 2019 года при заключении дополнительных соглашений и при перечислении субсидий на иные цели согласно платежных поручений.
Рассматривая дело об административных правонарушениях, судья городского суда применил годичный срок давности по эпизодам вмененных действий, имевших место: 9 января 2019 года, 31 января 2019 года, 28 февраля 2019 года, 1 апреля 2019 года, 30 апреля 2019 года, 1 июля 2019 года, 30 июля 2019 года, 1 августа 2019 года, 30 августа 2019 года, 1 октября 2019 года, 15 октября 2019 года, 21 октября 2019 года, 29 октября 2019 года, 30 октября 2019 года, 06 ноября 2019 года, исключив их из объема вмененного обвинения.
В силу принципа «невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе», данные выводы суда переоценке не подлежат.
Таким образом, начальник Управления образования администрации Северодвинска ФИО1 признан виновным в том, что при заключении дополнительных соглашений № 9 от 25 ноября 2019 года и № 10 от 11 декабря 2019 года о предоставлении субсидий на иные цели, которые не соответствовали целям (направлениям) определенным пунктом 2 Порядка № 240-па, допустил нарушение порядка и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальному автономному учреждению, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Управления образования администрации Северодвинска, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По делу не оспаривается, что субсидии по указанным дополнительным соглашениям были выплачены.
Следовательно, судьей правильно сделан вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы, что совершенные действия не образуют объективную сторону вмененного состава административного правонарушения, поскольку не являются условиями предоставления субсидии, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 Порядка № 240-п данный Порядок регламентирует процедуру определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление образования Администрации Северодвинска, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нарушение указанного порядка нарушает условия предоставления субсидий. В рассматриваемом случае условия, предусмотренные пунктом 2 Порядка, а именно направления предоставления субсидии, которые должны соответствовать данному нормативному акту.
Нецелевое использование бюджетных средств ФИО1 не вменялось.
Данному должностному лицу вменено несоответствие наименования предоставленных субсидий целям (направлениям), определенным Порядком № 240-па.
Ссылки в жалобе на соблюдение порядка № 76-па не могут быть приняты во внимание, поскольку дополнительные соглашения № 9 и № 10 были приняты во время действия Порядка №240-па, который с учетом содержания вносимых изменений (полностью замена пункта 2.1.1 Соглашения № 3, направлений, размеров, сроков субсидий) и подлежал применению при их заключении.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника начальника Управления образования администрации Северодвинска ФИО1 – Ульяновой И.В. - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов