Председательствующий- Сосновская М.В. дело №7р-1238/21
г.Красноярск, пр.Мира,9
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Красноярского краевого суда Пташник Игорь Павлович, рассмотрев в судебном заседании 15 декабря 2021 года жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам ФИО1 на решение судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 01.10.2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Приангарский лесоперерабатывающий комплекс» (далее по тексту- ООО «Приангарский ЛПК» ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО1 от 29 апреля 2021 года, ООО «Приангарский ЛПК» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 220000 рублей.
Согласно постановлению, ООО «Приангарский ЛПК» на основании договора аренды № от 5 декабря 2017 года, заключенного с Министерством лесного хозяйства Красноярского края сроком на 49 лет, использует для заготовки древесины земельные участки, находящихся в государственной собственности и расположенные на территории КГБУ «Кодинское лесничество» Проспихинское участковое лесничество в защитных и эксплуатационных лесах, в пределах лесных кварталов №, общей площадью 14108 га. К названному договору аренды лесных участков был разработан проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу, в соответствии с которым установлены необходимые к выполнению Обществом способы и объемы лесовосстановительных мероприятий. Согласно информации, предоставленной КГБУ «Кодинское лесничество» и информации отдела организации лесовосстановления министерства, в 2020 году ООО «Приангарский ЛПК» не исполнило обязанность по направлению проекта лесовосстановления в уполномоченный орган в установленный срок, и обязанность по выполнению лесовосстановительных мероприятий, с учетом их корректировки в соответствии с письмом министерства от 16.03.2020 о корректировке плана для выполнения в 2020 году, в рамках названного договора № – создание лесных культур на площади 117,5 га, при этом, проекты лесовосстановления в части создания лесных культур представлены на площади 90,9 га., мероприятия не выполнены на площади 117,5 га; подготовка почвы под искусственное лесовосстановление (для создания лесных культур) на площади 122 га., мероприятие выполнено на площади 28,6 га., не выполнено на площади 93,4 га; естественное лесовосстановление (меры СЕВ) на площади 8,7 га, при этом, проекты представлены на площадь 39,5 га, мероприятие не выполнено на площади 8,7 га; заготовка лесных семян, необходимых для создания лесных культур в объеме 117,5 кг., мероприятие не выполнено в объеме 17,5 кг. Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления (№).
Решением судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 1 октября 2021 года, приведенное выше постановление по жалобе защитника ООО «Приангарский ЛПК» Слепцовой Я.В. отменено, производство по делу прекращено на основании п.5.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, заместитель начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам ФИО1 просит отменить судебное решение, поскольку отсутствовали основания для применения названного закона и прекращения производства по делу, т.к. обязанность по проведению мероприятий по лесовосстановлению и предоставлению в уполномоченный орган соответствующего проекта, предусмотренная ранее действовавшими Правилами, также содержатся и в действующих Правилах лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2020 г. N1014, административная ответственность за нарушение вышеприведенных требований также не изменилась.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем, в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю принятое по делу решение судьи районного суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Согласно ч.1, п.2 ч.2 ст.61 Лесного кодекса РФ, вырубленные, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса РФ, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1).
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Согласно пп.«а» п.6 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.03.2019 г. N 188 (действовавших на момент совершения правонарушения, далее- Правила №188), лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 раздела III Приложения 2 Правил предусмотрено, что за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления), непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Аналогичные требования содержатся в пп.«а» п.6, п.4, раздела III Приложения 2 действующих с 1 января 2021 г. Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 (далее- Правила № 1014).
Прекращая производство по делу на основании п.5.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья районного суда, применив положения ст.15 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», исходил из того, что лесной надзор включен в перечень видов государственного надзора (контроля), в рамках которых применяется «регуляторная гильотина». Поскольку Правила N 188 вступили в силу до 1 января 2020 года, оснований для привлечения Общества к ответственности за их неисполнение после 1 января 2021 года, отсутствовали, а Правила N 1014, вступившие в силу 01.01.2021 г., на дату совершения правонарушения не действовали, в связи с чем у должностного лица отсутствовали основания для их применения.
С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (часть 2).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (часть 3).
По смыслу названной нормы, ее положения применяются в том случае, если действующее с 1 января 2021 года нормативное регулирование не предусматривает требований (обязанностей), установленных актами, вступившими в силу до 1 января 2020 года. Поскольку, как указано выше, требования по лесовосстановлению и предоставлению в уполномоченный орган проекта по проведению соответствующих мероприятий, предусмотренные Правилами N 188, также содержатся и в действующих Правилах от 04.12.2020г. N1014, вступивших в силу с 01.01.2021 года, при этом, административная ответственность за нарушение требований названных положений также не изменилась (ст.8.27 КоАП РФ), соответственно, улучшение положения лица, привлекаемого к ответственности, не произошло, поэтому оснований для применения названной нормы, не имеется.
При таких обстоятельствах, принятое судьей решение подлежит отмене, а дело подлежит возвращению в Кежемский районный суд Красноярского края на новое рассмотрение, при котором подлежат оценке все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, иные доводы жалобы, с вынесением по делу решения соответствующего требованиям ст.30.7 КоАП РФ.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 1 октября 2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Приангарский ЛПК», отменить, жалобу его защитника Слепцовой Я.В. с материалами дела возвратить в Кежемский районный суд Красноярского края, на новое рассмотрение.
Судья Красноярского краевого суда И.П. Пташник