ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-206/2022 от 09.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда Шлейхер Е.В. Дело № 7р – 206/2022

Р Е Ш Е Н И Е

09 февраля 2022 года г.Красноярск,

Судья Красноярского краевого суда Ерофеев А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ПАО «ФСК ЕЭС» Дырда В.В. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 22 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее ПАО «ФСК ЕЭС»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 17 июня 2021 года ПАО «ФСК ЕЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Согласно постановлению, министерством лесного хозяйства Красноярского края и ПАО «ФСК ЕЭС» в конце 2017 и в начале 2018 года были заключены договора аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Работы, в ходе которых производилась рубка лесных насаждений, производились в соответствии с лесными декларациями в основном до конца 2019 года, по договору № 55 до 29.03.2020 года.

В нарушение ст.63.1 Лесного Кодекса РФ и п. 5 «Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 N 566, ПАО «ФСК ЕЭС» не выполнена обязанность в течение года со дня окончания срока действия лесной декларации провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению. Подробно обстоятельства правонарушения, в том числе с приведением каждого договора аренды лесного участка отражены в постановлении.

Решением судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 22 ноября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, защитник ПАО «ФСК ЕЭС» Дырда В.В. просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что выводы суда не основаны на законе. Указывает, что у общества отсутствовала обязанность по проведению лесовосстановительных мероприятий в силу того, что нормы законодательства, установившие такую обязанность, не распространяются на правоотношения, возникшие до их вступления в силу. Так. договора аренды лесных участков заключались в целях строительства. реконструкции, эксплуатации линейных объектов до введение в Лесной кодекс РФ ст.63.1, установившей дополнительную обязанность по проведению работ по лесовосстановлению. Поскольку на момент заключения указанных договоров такой обязанности в законе не имелось, полагает в силу положений ст.422 ГК РФ и ст.1.7 КоАП РФ общество необоснованно привлечено к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Дырда В.В. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение судьи районного суда и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» являются законными, обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.

В соответствии со ст.8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как установлено ч.ч.1,2,4 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Воспроизводство лесов осуществляется, в том числе лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц, включая лиц использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, установлена ст.63.1 Лесного кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения».

Данной статьей в редакции, действующей до 01 сентября 2021 года, было установлена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В перечень, установленный ст.45 Лесного кодекса РФ входят случаи использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Аналогичная обязанность для лиц, использующих леса для строительства, реконструкции линейных объектов установлена ст.63.1 Лесного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В части 7 данной статьи указано, что ее положения не распространяются на случай, предусмотренный ч.4 ст.45 лесного кодекса РФ, а именно, когда осуществляется использование лесов без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Таким образом, лица, выполняющие строительство и реконструкцию линейных объектов и осуществляющие в ходе такой деятельности рубку лесных насаждений на предоставленных им лесных участках, после 01 января 2019 года, то есть после даты вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, установившего соответствующее требование, были обязаны осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов, в соответствии с порядком, установленным «Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 N 566.

Из дела следует и не оспаривается в жалобе, что министерство лесного хозяйства Красноярского края предоставило ПАО «ФСК ЕЭС» в пользование на основании договоров аренды участки из земель лесного фонда для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

На основании данных договоров были приняты лесные декларации, содержащими сведения, в том числе о сроках рубки лесных насаждений. Также были разработаны и утверждены проекты освоения лесов.

В соответствии с отчётами ПАО «ФСК ЕЭС» об использовании лесов, общество в основном в 2019 году, по одному из договоров в начале 2020 года, осуществляло рубку лесных насаждений. При этом, согласно письма ПАО «ФСК ЕЭС» от 04.06.2020г. заявляло о намерении выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 552,33 га.

Таким образом, из представленных материалов дела следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» приступило к выполнению мероприятий, для целей, по которым им были заключены договора аренды лесных участком, в частности к рубке лесных насаждений в 2019 году, то есть после установления ст. 63.1 Лесного кодекса РФ обязанности по лесовосстановлению и фактически планировало такие мероприятия. Отсутствие указаний на необходимость проведения данных работ в проектах освоения лесов, не влечет отмену состоявшихся по делу актов. Данные проекты были разработаны с учетом Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. № 375, которые не предусматривали обязанности по воспроизводству лесов при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Осуществляя рубки лесных насаждений для строительства и реконструкции линейных объектов после того, как обязанность по проведению лесовосстановительных мероприятий была предусмотрена законодательно, ПАО «ФСК ЕЭС» было обязано предусматривать соответствующие мероприятия, имело возможность внести в проекты освоения лесов необходимые изменения.

При таких обстоятельствах, указание в жалобе о применении положений ст.422 ГК РФ и ст.1.7 КоАП РФ, исходя лишь из дат заключения договоров аренды лесных участков, нахожу необоснованными.

Согласно п.5 «Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее года со дня окончания срока действия лесной декларации.

Согласно информации от соответствующих лесничеств, которые имеются в деле, в указанный срок, ПАО «ФСК ЕЭС» данную обязанность не выполнило, нарушив этим требования лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

В этой связи, данное юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, доводы жалобы защитника об обратном, несостоятельны.

Процессуальные нормы при производстве по делу не нарушены.

Наказание юридическому лицу назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.

Руководствуясь ст.ст.30.7- 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 22 ноября 2021 года и постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» оставить без изменения, жалобу защитника Дырда В.В. - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда ФИО1