ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-229/2021 от 30.06.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Лейман Н.А.

Дело № 7р-229/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 30 апреля 2021 года, которым отменено постановление указанного должностного лица № 2 от 8 февраля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью «Строительство, консалтинг и авторские технологии» (далее – ООО «СКАТ»), производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Огласив жалобу, заслушав защитника Двигуна П.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии) № 2 от 8 февраля 2021 года ООО «СКАТ» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 30 апреля 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и, приводя фактические обстоятельства дела, указывает на то, что юридическим лицом, в нарушение положений ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ, Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, не были выполнены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению. Полагает необоснованными выводы суда о том, что не подтверждены сведения о размещении на сайте в сети «Интернет» реестра участков, на которых возможно выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению в 2020 году. При этом указывает на то, что ссылка суда на Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», несостоятельна, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обязанности сохранения на сайте органа административной юрисдикции информации, потерявшей актуальность.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, письменных возражений относительно нее, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены судебного решения.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях и пересмотр таких актов осуществляется в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.10 КоАП РФ.

Исходя из положений данной нормы, при отмене постановления (решения) могут быть приняты решения:

- о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

- о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении указанного дела судом первой инстанции каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

В силу ст. 8.27 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого ООО «СКАТ» привлекалось к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ, являлось нарушение ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ, Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 N 566), что выразилось в следующем.

В соответствии с условиями договора аренды № 861 от 25.06.2019 лесные участки представлены в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ, срок действия договора установлен по договорам аренды № 854 от 17.05.2019 до 16.08.2023, № 865 от 03.07.2019 до 16.08.2023, № 866 от 03.07.2019 до 16.08.2023, № 869 от 09.07.2019 до 09.06.2020, № 870 от 09.07.2019 до 09.06.2020, № 853 от 17.05.2019 до 16.08.2023.

ООО «СКАТ» 24.07.2019, согласно требованиям ст. 26 Лесного кодекса РФ были поданы лесные декларации, в соответствии с которыми юридическое лицо намеривалось провести на предоставленных лесных участках рубку лесных насаждений по договору аренды № 853 от 17.05.2019 на площади 0,55 га, по договору аренды № 854 от 17.05.2019 на площади 1,13 га.

16.09.2019 ООО «СКАТ» поданы лесные декларации, согласно которым юридическое лицо намеривалось провести на предоставленных лесных участках рубку лесных насаждений по договору аренды № 865 от 03.07.2019 на площади 5,36 га, по договору аренды № 866 от 03.07.2019 на площади 0,56 га.

19.07.2019 ООО «СКАТ» поданы лесные декларации, согласно которым юридическое лицо намеривалось провести на предоставленных лесных участках рубку лесных насаждений по договору аренды № 869 от 09.07.2019 на площади 0,76 га, по договору № 870 от 09.07.2019 на площади 11,5 га.

Рубка лесных насаждений, согласно представленным ООО «СКАТ» в установленном порядке отчетов об использовании лесов за период январь - декабрь 2019 года проведена по договорам аренды №№ 854, 865, 866, 869, 870, 853 на общей площади 19,86 га.

По истечении года по окончанию декларируемого периода в срок до 31.12.2020 юридическим лицом ООО «СКАТ» не выполнены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению.

Административным органом в материалы дела в качестве доказательств виновности ООО «СКАТ» в совершении административного правонарушения представлены: акт (л.д.13), рапорт (л.д.14), отчеты об использовании лесов за 2019 год, согласно которым был снят почвенно-растительный слой под размещение карьера: по договору № 854 в лесных кварталах 30 (выдел 14) на общей площади лесосеки 1,13 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 24-25), по договору № 866 в лесных кварталах 30 (выдел 14) на общей площади лесосеки 0,76 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 33-34), по договору № 870 в лесных кварталах 29, 30 (выдел 8,14, 23) на общей площади лесосеки 11,5 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 42-43), по договору № 853 в лесных кварталах 30 (выдел 14) на общей площади лесосеки 0,55 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 51-52), по договору № 865 в лесных кварталах 29, 30 (выдел 2, 5, 8) на общей площади лесосеки 5,36 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 60-61), по договору № 869 в лесных кварталах 30 (выдел 14) на общей площади лесосеки 0,76 га произведена сплошная рубка лесных насаждений (л.д. 69-70); протоколы об административном правонарушении от 26.01.2021 (л.д. 22-23, 31-32, 40-41, 49-50, 58-59, 67-68).

Исследовав представленные доказательства и ответ департамента по недропользованию о получении лицензии АБН 00691БП, ответ начальника отдела Туимского лесничества( л.д.11), суд первой инстанции, сделал вывод о том, что доводы защитника юридического лица о невозможности юридического лица исполнить возложенную обязанность не опровергнуты, и имеющиеся доказательства не подтверждают факт нарушения требований ст.63.1 Лесного кодекса РФ.

При этом судом первой инстанции учтено, что в силу положений п. 9 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 (далее – Правила № 566), информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 5.1 Лесного кодекса РФ на основании решения, указанного в п. 8 Правил, а материалы дела не содержат ни указанного решения, ни сведений о размещении информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах не вызывают сомнений выводы суда о том, что не опровергнуты доводы стороны защиты об отсутствии названной информации.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, учтя, что административным органом не представлены доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о нарушении юридическим лицом положений ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ, Правил № 566, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии ООО «СКАТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

Приходя к приведенным выше выводам, суд первой инстанции верно учел, что ни протоколы по делу об административном правонарушении, ни постановление по делу об административном правонарушении, в нарушение положений ст. 26.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ, не содержат конкретного описания способа совершения нарушений приведенных Правил № 566 и обоснованно принял во внимание положения ч. 1 ст. 2.1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, в силу которых административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о том, что необходимые сведения о реестре участков, на которых возможно выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению в 2020 году, были размещены на сайте в сети « Интернет», однако были впоследствии сведения актуализированы, выводов суда не опровергают.

Несмотря на запросы суда о представлении сведений, подтверждающих размещение необходимой информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, такие сведения не были представлены, в то время как срок хранения документов, включая информацию, сведения, справки, подготовленные для размещения на сайте организации в сети «Интернет», согласно Приказу Росархива от 20.12.2019 N 236, составляет три года, на что верно сослался суд первой инстанции.

Таким образом, утверждения, содержащиеся в жалобе, о том, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности или требования сохранения на сайте организации, административного органа информации, потерявшей актуальность, не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой инстанции. Поскольку доказательств размещения необходимой информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, суду первой инстанции представлено не было, ненаправление юридическим лицом в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия заявления о намерении произвести работы по лесовосстановлению, на что ссылается податель жалобы, само по себе не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

С учетом приведенного ответа начальника отдела Туимского лесничества Министерства природных ресурсов и экологии о том, что на 15.08.2020 площадей пригодных для проведения лесовосстановления не подобрано, оснований подвергать сомнению выводы суда первой инстанции не имеется.

Как следует из решения суда, его выводы аргументированы, а жалоба должностного лица не содержит каких-либо новых данных, обстоятельств или доказательств, которые не были предметом исследования и оценки судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как видно из жалобы, ее доводы направлены на переоценку доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и не может повлечь отмену судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 30 апреля 2021 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ООО «СКАТ», оставить без изменения, а жалобу старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Хакасия Когай Г.А.