ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-243/2022 от 16.03.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Черных А.В. Дело № 7р-243/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «16» марта 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Полиграф»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2 от 25 декабря 2020 г. № 756-12-пст/лн Общество с ограниченной ответственностью «Полиграф» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Согласно постановлению, находящееся в <адрес> ООО «Полиграф» в нарушение подп.«а» п.6 Правил лесовосстановления, п.4 Приложения к указанным Правилам не представило в соответствии с порядком и сроками на согласование в уполномоченный орган проекты лесовосстановления на лесовосстановительные мероприятия в 2019 году, не выполнило такие мероприятия в объёмах, установленных получившим утверждённое приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 20 мая 2019 г. положительное экспертное заключение проектом освоения лесов к договору аренды лесных участков № 602-з от 20 января 2012 г., а именно мероприятия по естественному лесовосстановлению (уход за подростом на площади 2,7 га, сохранение подроста на площади 98,7 га, минерализация почвы на площади 96,4 га) на площади 160,6 га (197,8 га – 37,2 га), искусственному лесовосстановлению путём посадки лесных культур на площади 72,9 га.

На это постановление законным представителем ООО «Полиграф» ФИО1 подана жалоба в Большемуртинский районный суд Красноярского края, определением судьи которого от 22 марта 2021 г. она направлена для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11 ноября 2021 г. постановление должностного лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края изменено в части размера назначенного наказания, который в соответствии с положениями ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ снижен до ста тысяч рублей.

В поданной в краевой суд жалобе законный представитель – директор ООО «Полиграф» ФИО1 просит вынесенные постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на него отменить, производство по делу прекратить, утверждая о незаконности внесения Министерством лесного хозяйства Красноярского края изменений в проект освоения лесов, возложения им на ООО «Полиграф» обязанности по осуществлению естественного лесовосстановления на площади, превышающей предусмотренную проектом освоения лесов, обращая внимание на неуказание в постановлении лесничеств, участковых лесничеств, выделов и кварталов, где должны были быть выполнены работы по лесовосстановлению.

Кроме того, автор жалобы указал на согласование в установленном Министерством лесного хозяйства Красноярского края руководителем КГБУ «Большемуртинское лесничество» в том числе проекта естественного лесовосстановления на 2019 год, невозможность осуществления лесовосстановительных мероприятий в предусмотренных проектом освоения лесов объёмах в связи с предоставлением разрешения на изменение сроков рубки лесных насаждений, вывоза древесины, составления актов осмотра лесосек.

В судебном заседании ФИО3 и защитник Беляев А.М. на удовлетворении на удовлетворении жалобы настаивали.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Согласно части 1, пункту 2 части 2 и части 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Воспроизводство лесов включает в себя в том числе лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

В соответствии с частями 1, 2, 5-7 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, повреждённых лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьёй 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.

Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьёй 89.1 настоящего Кодекса.

Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно введённой вступившим в силу с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 212-ФЗ статье 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.

Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила лесовосстановения утверждены вступившим в силу с 26 мая 2019 г. и действовавшим до 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 указанных Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 и 4 Состава проекта лесовосстановления (раздел III Приложения 2 к Приказу) проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления), непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Аналогичные положения содержатся в подпункте «а» пункта 6, пунктах 3 и 4 Состава проекта лесовосстановления (раздел III Приложения 2 к Приказу) Правил лесовосстановления, утверждённых действующим с 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2020 г. № 1014.

Обязанность проведения лесовосстановительных мероприятий на основании проекта лесовосстановления, указания мест планирования проведения естественного лесовосстановления в проектах освоения лесов предусмотрены Правилами лесовосстановления, утверждёнными действовавшим до 26 мая 2019 г. Приказом Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 части 1 которой к таким целям отнесена заготовка древесины.

Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

По смыслу положений указанных норм, органом государственной власти и органом местного самоуправления, в который подлежит направлению для согласования проект лесовосстановления лицом, на которое в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, следует считать орган, в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации наделённым полномочиями по предоставлению лесных участков, на которых должны быть проведены работы по лесовосстановлению.

В рассматриваемом деле таким органом является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

При этом приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22 июля 2019 г. № 86-1165-од утверждена форма проекта лесовосстановления (естественного лесовосстановления) на 2019 год, в соответствии с которой (приложения № 1 к приказу) правами согласования проектов лесовосстановления наделены руководители краевых государственных бюджетных учреждений - лесничеств.

Анализ приведённых норм позволяет прийти к выводу о том, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных по договору их аренды, обязано осуществлять работы в том числе по естественному лесовосстановению на основании подлежащего представлению в уполномоченный орган и согласованию в установленном этим органом порядке проекта лесовосстановления на календарный год.

Действующим законодательством, в том числе актами Министерства лесного хозяйства Красноярского края не предусмотрено представление в уполномоченный орган в течение календарного года нескольких проектов естественного лесовосстановления на проведение лесовосстановительных мероприятий на каждый лесной участок, на котором такие мероприятия должны проводиться.

Вопреки выводам вынесшего обжалованное постановление должностного лица и рассмотревшего дело судьи обязанность по представлению на согласование в уполномоченный орган проекта лесовосстановления на подлежавшие выполнению в 2019 году мероприятия по лесовосстановлению ООО «Полиграф» была выполнена, что подтверждается представленным в дело согласованным в августе 2019 г. руководителем КГБУ «Большемуртинское лесничество» проектом лесовосстановления (естественного лесовосстановления) на 2019 год, представление и содержание которого никем не оспорены.

При этом предусмотренные этим проектом лесовосстановительные мероприятия были выполнены, что следует из представленных актов по лесовоспроизводтву лесов (т.2 л.л.д.164-169), данные которых соответствуют таким данным обжалованного постановления.

По смыслу приведённых положений Лесного кодекса Российской Федерации не имеется оснований полагать, что ООО «Полиграф» может быть привлечено к ответственности за невыполнение лесовосстановительных мероприятий, которые не были предусмотрены согласованным в установленном порядке проектом лесовосстановления, данных о внесении в который изменений, которые были бы доведены до ООО «Полиграф» материалы дела не содержат. То обстоятельство, что согласованный проект лесовосстановления предусматривает меньший, чем предусмотрен проектом освоения лесов, объём лесовосстановительных мероприятий, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку согласование проекта лесовосстановления предполагает учёт согласовывающим лицом фактической возможности выполнения лесовосстановительных мероприятий, предусмотренных в том числе и проектом освоения лесов.

Как следует из содержания обжалованного постановления, ООО «Полиграф» не было привлечено к ответственности за невыполнение указанных в составленном по настоящему делу протоколе об административном правонарушении мероприятий по естественному лесовосстановлению с учётом корректировки объёмов таких мероприятий, поскольку вынесшее такое постановление должностное лицо пришло к выводу, что содержащее такую корректировку письмо ООО «Полиграф» направлено не было.

Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.

В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.

Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Соответствующая правовая позиция приведена в постановлениях судей Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 11-АД16-4, от 3 июня 2016 г. № 11-АД16-5, от 28 июля 2016 г. № 6-АД16-2, от 25 августа 2016 г. № 11-АД16-16, от 14 ноября 2016 г. № 11-АД16-20, от 26 июня 2017 г. № 14-АД17-5, от 13 м

Принимая во внимание, что невыполнение ООО «Полиграф» мероприятий по искусственному лесовосстановлению путём высадки лесных культур на площади 72,9 га составленным в отношении него протоколом об административном правонарушении не вменялось, не может быть признано законным признание обжалованным постановлением ООО «Полиграф» виновным в таком нарушении.

При таких обстоятельствах следует признать, что в деянии ООО «Полиграф», представившего на согласование проект лесовосстановления на 2019 год, выполнившего все предусмотренные этим проектом, согласованным в установленном Министерством лесного хозяйства Красноярского края порядке, лесовосстановительные мероприятия, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25 декабря 2020 г. № 756-12-пст/лн и решение судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Полиграф» отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.