Судья Тарасов Е.В. 7р-341/2020
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 15 декабря 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулин А.Д.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Д.П. на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 28 июля
2020 года <№>, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский», ИНН 1203008600, ОГРН 1111225000116, место нахождения юридического лица: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60-летия Победы, д. 2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 28 июля 2020 года <№> сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее – СПК «Звениговский», кооператив) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника Бирюкова Д.П. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
защитник СПК «Звениговский» Бирюков Д.П. просит решение судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Изучив жалобу, выслушав объяснения защитника СПК «Звениговский» Бирюкова Д.П., поддержавшего доводы жалобы, представителей Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Р. Л.И., К. М.И., просивших отказать в удовлетворении жалобы, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов дела, на основании планового рейдового задания министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 15 мая 2020 года <№> в период с 15 мая по 30 июня 2020 года старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды
К. М.И. проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование водоохранной зоны водного объекта реки Памаштур, расположенной на территории Звениговского районного суда Республики Марий Эл, на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, по результатам которого составлен акт от 30 июня 2020 года <№> (л.д. 28-29).
Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования от 30 июня
2020 года <№> следует, что при обследовании водоохранной зоны реки Памаштур установлен факт попадания в водный объект сточных вод по овражной сети. Источник сточных вод находится на территории СПК «Звениговский», расположенного по адресу: <адрес> Попадание сточных вод в овражную сеть происходит через промоину под южным забором территории СПК «Звениговский» в точке с координатами <№>
В целях определения качества сточных вод специалистами ГУП Республики Марий Эл <...> проведён отбор сточных вод, попадающих в овражную сеть с территории СПК «Звениговский», а также природных вод реки Памаштур.
По результатам лабораторных исследований проб сточных вод, поступающих с территории СПК «Звениговский» в овражную сеть, ведущую
к реке Памаштур и являющуюся естественным направлением движения сточных вод в реку, установлено, что их качество превышает нормативы качества вод, установленные приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» (далее – Приказ № 552), по следующим показателям. По состоянию на 15 мая 2020 года содержание аммоний-иона превышает ПДК в 300 раз, нитрит-иона в 26,125 раз, нитрат-иона – в 1,39 раза, фосфат-иона – в 522 раза, железа – в 100 раз, нефтепродуктов – в 178,8 раз, ПАВ анионные – в 2,5 раза, меди – в 4,6 раза. По состоянию на 20 мая 2020 года содержание аммоний-иона превышает ПДК в 235,6 раза, нитрит-иона – в 26,125 раз, фосфат-иона – в 394 раза, железа – в 100 раз, нефтепродуктов – в 22,8 раз, ПАВ анионные – в 23 раза, меди – в 21 раз (протоколы КХА <№> от 3 июня 2020 года, л.д. 32-33).
Согласно протоколу КХА природной и сточной воды <№> от
3 июня 2020 года по результатам лабораторных исследований проб сточных вод установлено, что концентрация загрязняющих веществ в воде реки Памаштур ниже места попадания сточных вод СПК «Звениговский» в реку превышает установленные нормативы качества вод по следующим показателям: содержание аммоний-иона превышает ПДК в 67,6 раз, фосфат-иона – в 412 раз, нитрит-иона – в 4,25 раз, содержание нефтепродуктов – в 11,4 раз, железа – в 48 раз, меди – в 1,7 раз, ПАВ – в 4,8 раз.
При отборе проб воды реки Памаштур выше места попадания сточных вод СПК «Звениговский» в реку выявлен факт превышения установленных приказом № 552 нормативов качества вод по следующим показателям: содержание фосфат-иона превышает ПДК в 2,8 раз, железа – в 4,4 раз, меди – в 1,8 раз, что подтверждается протоколом КХА природной и сточной воды <№> от 3 июня 2020 года.
Согласно протоколам результатов биотестирования <№> от 28 мая 2020 года сточные воды, сбрасываемые с территории СПК «Звениговский» оказывают острое токсическое воздействие на тест-организмы даже при двукратном разбавлении. Попадание таких вод в реку Памаштур приводит к тому, что природные воды данной реки в пруду ниже точки попадания сточных вод в р. Памаштур обладают свойствами хронической токсичности (л.д. 34-35).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении СПК «Звениговский» должностным лицом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и привлечения кооператива постановлением должностного лица указанного органа к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы СПК «Звениговский» согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: актом планового (рейдового) осмотра, обследования от
30 июня 2020 года <№>, протоколами КХА <№> от 3 июня
2020 года, протоколами результатов тестирования <№> от 28 мая
2020 года, протоколом об административном правонарушении и другими доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судье районного суда сделать вывод о том, что кооперативом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Кооператив обоснованно привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Действия кооператива квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от
10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Из пунктов 1.1 и 9 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации следует, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется, в том числе, посредством проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора.
С 15 мая по 30 июня 2020 года уполномоченным должностным лицом Министерства проводилось патрулирование (плановый (рейдовый) осмотр, обследование) водного объекта реки Памаштур и его водоохранной зоны, что относится к мероприятиям по контролю и не является проверкой, в связи с чем ссылки в жалобе на статьи 15, 20 Федерального закона № 264-ФЗ являются несостоятельными.
Подлежат отклонению доводы жалобы о допущенных нарушениях при отборе проб сточных вод и проведении лабораторных исследований.
Согласно материалам дела каких-либо экспертиз в рамках производства по делу об административном правонарушении Министерством не проводилось; отбор природных и сточных вод, их анализ проводился не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 65), Водным кодексом Российской Федерации (статья 36), в связи с чем нарушений требований норм КоАП РФ, в частности статей 26.4, 26.5, 27.10 названного Кодекса, допущено не было.
Отбор проб произведен специалистами ГУП Республики Марий Эл <...> в соответствии с требованиями «ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» (далее – ГОСТ 31861-2012), Инструкции по отбору проб и производству анализов природных сточных вод, утвержденной приказом ГУП Республики Марий Эл ««Территориальный центр «Маргеомониторинг» от 11 февраля 2020 года № 22.
Так, в соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 31861-2012, пунктом 11.1 Инструкции по результатам отбора проб составлены акты отбора проб природных и (или) сточных вод, в которых отражены все необходимые сведения. Опечатывание проб воды, а также указание в акте отбора сведений о способах упаковывания и транспортировки проб ГОСТ 31861-2012 и Инструкцией не предусмотрено.
Из представленных отделом рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл ФГБУ «Главрыбвод» сведений следует, что река Памаштур является притоком реки Юшут и протекает по территории Звениговского района Республики Марий Эл. В соответствии с Положением об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 206, река Памаштур отнесена к водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории. Овражная сеть, ведущая к реке Памаштур, рядом с южным забором СПК «Звениговский» с GPS-координатами: <№> не включена в число водных объектов, учтенных в Государственном водном реестре Российской Федерации. Овражная сеть относится к водосборной площади реки Памаштур (л.д. 23).
Отсутствие реки Памаштур на географических картах Республики Марий Эл, списках рек, протекающих в Республике Марий Эл и учтенных в Государственном водном реестре Российской Федерации, вопреки доводам жалобы, не опровергает тот факт, что река Памаштур относится к водным объектам.
Доводы жалобы о том, что загрязнение овражной сети могло произойти вследствие повреждения канализационной сети п. Шелангер, своего подтверждения не нашли, напротив, характер вредных веществ, обнаруженных в ходе лабораторных исследований, а также места обнаружения загрязняющих веществ указывают на осуществление сброса загрязняющих веществ именно СПК «Звениговский».
Согласно постановлению должностного лица административного органа, оставленного без изменения судьей районного суда, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность кооператива, признан длящийся характер правонарушения, что не соответствует положениям статьи 4.3 КоАП РФ и является основанием к изменению обжалуемых актов в этой части.
Доводы жалобы о том, что отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является основанием для снижения размера назначенного СПК «Звениговский» административного штрафа, подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, 7 августа 2019 года Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл выдало СПК «Звениговский» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования <№>, в котором указывалось на необходимость принятия мер по устранению причин попадания навозосодержащих стоков в водные объекты (л.д. 82-84).
Согласно письму Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Управление) от 28 июля 2020 года, 19 апреля 2018 года Управлением было установлено, что СПК «Звениговский» нарушил части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, а именно в результате отведения навозосодержащих сточных вод на рельеф местности произошло загрязнение водного объекта реки Юшут. По данному факту СПК «Звениговский» был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, посягающего, в том числе на конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, прихожу к выводу, что оснований для снижения размера назначенного СПК «Звениговский» административного штрафа не имеется.
Административное наказание назначено СПК «Звениговский» в пределах санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы защитника СПК «Звениговский» Бирюкова Д.П. не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 28 июля
2020 года <№> и решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» изменить, исключив указание на длящийся характер правонарушения, как на обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 28 июля 2020 года <№> и решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года оставить без изменения.
Судья А.Д. Халиулин