ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-624 от 16.10.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-624

РЕШЕНИЕ

16 октября 2018 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» Белюскина Д.В. на решение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 августа 2018 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Холмогорского обособленного подразделения от 07 июня 2018 года ООО «Газпром ПХГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 августа 2018 года, указанное постановление оставлено без изменения.

Защитник юридического лица Белюскин Д.В. в жалобе просит отменить судебное решение, считая его незаконным.

В областном суде защитники Окладникова Е.М. и Саворона Е.В. доводы жалобы поддержали.

Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Как усматривается из материалов дела, между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Газпром ПХГ» 02 декабря 2016 года заключены договоры аренды лесных участков № 2030, № 2032, № 2034.

Согласно условиям указанных договоров аренды арендатор («Газпром ПХГ») обязан предоставлять арендодателю отчеты, предусмотренные статьями 49, 60 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации.

Контроль за соблюдением лесопользователями правил использования лесов, а также охраны, защиты и воспроизводства лесов, произрастающих на участках, переданных лесопользователям, осуществляется путем предоставления лесопользователями отчета об использовании лесов (статья 49 Лесного кодекса Российской Федерации – далее ЛК РФ) и отчета об охране и защите лесов (часть 1 статьи 60 ЛК РФ) в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно пункту 1 и 2 Порядка предоставления отчета об охране лесов от пожара, являющегося Приложением 3 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 марта 2017 года № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка предоставления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка предоставления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме», отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Однако ООО «Газпром ПХГ» до 10 апреля 2018 года не представило отчет по охране лесов от пожаров по форме 1-ОЛ за 1 квартал 2018 года по вышеуказанным договорам аренды лесных участков.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Допустив использование лесов с нарушением условий договоров аренды лесных участков ООО «Газпром ПХГ» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом условий договоров аренды лесных участков в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Утверждение в жалобе о том, что лесные участки с момента заключения договоров по настоящее время фактически не использовались, работы, в том числе связанные с рубкой лесных насаждений не осуществлялась, правового значения не имеют.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления отчета об охране лесов от пожара, являющегося Приложением 3 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 марта 2017 года № 78 в случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет об охране лесов представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлен приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 (далее – Приказ).

В соответствии с пунктом 3 Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объектах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользованием или в аренду (пункт 28).

Из приведенных нормативно - правовых актов следует, что использование лесного участка осуществляются на основании проекта освоения лесов, и именно им определяется срок выполнения мероприятий по созданию проектирующих объектов.

Проекты освоения лесов по лесным участкам, переданным в аренду ООО «Газпром ПХГ», утверждены распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 17 марта 2017 года № 374р и прошли положительное заключение государственной экспертизы.

Как следует из подпункта «а» пункта 10 договоров аренды лесных участков от 02 декабря 2016 года, арендатор ООО «Газпром ПХГ» имеет право приступить к использованию лесного участка после заключения договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.

Таблицей 10 раздела № 4 Проектов освоения лесов по лесным участкам, переданным в аренду ООО «Газпром ПХГ» установлено, что проектируемые мероприятия по созданию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесных участках предусмотрены в 2017-2019 годы.

Главой 5 проектов освоения лесов по договорам аренды лесных участков предусмотрены противопожарные мероприятия по охране, защите и воспроизводства лесов, а именно, по строительству, реконструкции, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря до 01 апреля, укомплектование пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря до 01 апреля ежегодно (Таблица 13).

Поскольку проектами определены сроки использования лесов, мероприятия по защите лесов от пожаров, то отчет по охране лесов за первый квартал 2018 года, как правильно указано в обжалуемом постановлении, должен быть подан не позднее 10 апреля 2018 года.

Ссылаясь на то, что указанное нарушение условий договора аренды лесного участка не образует состав вмененного административного правонарушения, защитник Окладникова Е.М. не учитывает, что объективную сторону данного состава административного правонарушения образует использование лесов с любым нарушением условий договора аренды лесного участка.

Данная правовая позиция соответствует правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности в постановлении от 21 мая 2015 года № 305-АД15-4399 по делу № А40-158486/2014.

Довод жалобы о нецелесообразности подавать отчет ввиду отсутствия необходимости использовать лесные участки в 2017 и 2018 году правового значения не имеет.

Посредством данного документа осуществляется, в том числе контроль за исполнением арендатором своих обязательств по договору аренды лесного участка.

Приведенные в жалобе судебные решения не имеют преюдициального значения для настоящего дела.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Административное наказание назначено ООО «Газпром ПХГ» в пределах, установленных санкцией 4 статьи 8.25 КоАП РФ с учетом общих правил назначения наказания юридическому лицу, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Газпром ПХГ» Белюскина Д.В.- без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов