УИД № 81RS0006-01-2022-001245-34
Дело № 2а-710/2022
Решение
Именем Российской Федерации
с. Юсьва 01 сентября 2022 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,
при секретаре Боталовой М.В.,
с участием представителей административного истца Баяндиной Г.А., Боталовой М.В., Давыдовой С.В.,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица – старшего помощника прокурора Бурковой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к прокуратуре Юсьвинского района о признании представления незаконным,
Установил:
Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее- Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК) обратился в суд с вышеназванным административным иском, свои требования мотивировав тем, что в Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК из прокуратуры Юсьвинского района поступило представление № 2-21-2022 от 22 апреля 2022 года об устранении нарушений трудового законодательства. Считают, что представление вынесено незаконно, нарушения, указанные в представлении, не обоснованные, противоречат нормам действующего трудового законодательства. Исходя из системного толкования ст. 134 ТК РФ решение о проведении индексации заработной платы работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений и порядке ее проведения относится к компетенции соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В зависимости от вида источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. В соответствии с положением, утвержденным решением Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 20 февраля 2020 года № 134 Отдел Культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК является отраслевым (функциональным) органом администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. Финансовое обеспечение Отдела культуры осуществляется за счет средств бюджета Юсьвинского муниципального округа Пермского края в соответствии с бюджетной системой. Отделу культуры подведомственны муниципальные учреждения культуры, зарегистрированные на территории Юсьвинского муниципального округа Пермского края. Функции и полномочия в отношении муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Отделу культуры, определены в п. 2 постановления администрации округа от 02 марта 2020 года № 02, в том числе функции и полномочия, установленные действующим законодательством. В полномочия Отдела культуры не входят вопросы, касающиеся разработки нормативно правовых актов, в том числе по индексации заработной платы. Индексация заработной платы работников Отдела культуры в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ должна производиться на основании нормативных правовых актов Учредителя, в данном случае, администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. Просит признать незаконным представление прокурора Юсьвинского района № 2-21-2022 от 22 апреля 2022 года об устранении нарушений трудового законодательства.
В судебном заседании представители административного истца Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК Баяндина Г.А., Боталова М.В., Давыдова С.В. исковые требования поддержали, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просили признать незаконным представление прокурора Юсьвинского района об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях № 2-21-2022 от 22 апреля 2022 года.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Буркова Ж.С. с исковыми требованиями не согласились, пояснила, что по результатам проверки в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства прокуратурой района в адрес заведующей Отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК внесено представление. Порядок проведения повышения заработной платы для работодателей – государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений установлен трудовым законодательством. Если же локальные акты не содержат в себе порядок исполнения требований ст. 134 ТК РФ, такой порядок должен быть разработан и принят соответствующий локальный нормативный акт. В соответствии со ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Таким образом, локальный нормативный акт должен утверждаться руководителем учреждения, и не может утверждаться, регистрироваться вышестоящей организацией, учредителем. В соответствии с Постановлением администрации Юсьвинского МО ПК от 02 марта 2020 года № 02 полномочия Учредителя администрацией Юсьвинского МО ПК переданы Отделу культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК. В соответствии с п. 3.3 Постановления администрации № 2 от 02 марта 2020 года к полномочиям Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК относится заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения. Отдел культуры, в лице Баяндиной Г.А., является работодателем для руководителей учреждений культуры и библиотечной системы, а также для работников Отдела культуры, соответственно, вопросы оплаты труда, в том числе индексации заработной платы работников, работодателем которых является Отдел культуры, законодательством возложены на работодателя. Решением Думы Юсьвинского МО от 20 февраля 2020 года № 134 утверждено Положение об Отделе культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК. В соответствии с Положением Отдел культуры является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям; издает в пределах своей компетенции правовые акты, принимает участие в формировании правовой базы по вопросам компетенции Отдела в части разработки проектов решений Думы Юсьвинского МО, постановлений и распоряжений администрации Юсьвинского МО ПК; имеет право разрабатывать и вносить в уполномоченные органы предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда в подведомственных учреждениях. Проверка показала, что Отделом культуры произведена индексация заработной платы работников учреждений культуры и библиотечной системы на 4,2%. Решением Думы Юсьвинского МО ПК от 11 октября 2021 года № 356 внесены изменения в решение Думы Юсьвинского МО ПК «О бюджете Юсьвинского МО ПК на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г.», денежные средства доведены до Отдела. Работодателем в лице заведующей Отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК со всеми работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, предусматривающие индексацию заработной платы с 01 октября 2021 года. Кроме того, Контрольно-счетной палатой Пермского края 21 сентября 2021 года дано заключение на проект решения Думы Юсьвинского МО ПК «О внесении изменений в решение Думы Юсьвинского района Пермского края от 24 декабря 2020 года № 251 «О бюджете Юсьвинского муниципального округа Пермского края на 2021 год и на плановый период 2022-2023 г.г.», согласно которого КСП Пермского края отметила, что согласно ст. 134 ТК РФ муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В совокупности с нормами ст. 144 ТК РФ действующим трудовым законодательством определена необходимость установления порядка индексации заработной платы работников муниципальных учреждений. Такой порядок отсутствует. Считают, что представление прокуратуры района и уточненное представление внесены в адрес заведующей Отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК обоснованно, данным представлением права и свободы, в том числе, заведующей Отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК Баяндиной Г.А. не нарушены, препятствия к осуществлению Баяндиной Г.А. своих прав и свобод представление не создает, в том числе не возлагает какие-либо обязанности, которые бы были признаны незаконными в связи с тем, что представление внесено в соответствии с требованиями законодательства. При соблюдении надлежащей осмотрительности и добросовестности у заведующей Отделом культуры имелась возможность исполнить требования ст. ст. 8, 134, 135, 144 Трудового кодекса РФ. Таким образом, само по себе представление прокурора района по существу является формой письменного обращения и не может нарушать законные права и свободы того лица, к которому оно адресовано. Решение о признании действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца. Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия), и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Фактически данные элементы отсутствуют, нарушение прав не наступило. По своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконным тех или иных решений должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца: в условиях, когда права заявителя нельзя полагать нарушенными, основания для удовлетворения иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Юсьвинского района в связи с исполнением п. 2.3 решения коллегии прокуратуры Пермского края от 26 августа 2020 года «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на оплату труда» проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК.
В ходе проверки установлено, что Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК в лице заведующей Баяндиной Г.А. является работодателем для руководителей учреждений культуры и библиотечной системы. Соответственно, вопросы оплаты труда, в том числе индексации заработной платы работников, работодателем которых является Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК, законодательством возложены на работодателя. Однако локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации заработной платы работников Отделом культуры не принят.
По результатам проверки прокурором Юсьвинского района в адрес заведующей Отделом культуры 22 апреля 2022 года внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что представление прокурором района в адрес Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК внесено незаконно, а нарушения, указанные в представлении необоснованные, противоречат нормам действующего законодательства.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели- в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, соответственно, локальный нормативный акт должен утверждаться руководителем учреждения, и не может утверждаться, регистрироваться вышестоящей организацией, учредителем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Решением Думы Юсьвинского МО от 20 февраля 2020 года № 134 утверждено Положение об Отделе культуры, молодежной политике и спорту администрации Юсьвинского МО ПК.
В соответствии с п. 1.7 Положения Отдел культуры осуществляет свою деятельность в непосредственном взаимодействии с администрацией Юсьвинского МО ПК и Думой Юсьвинского МО ПК.
Согласно п. 1.12 Положения Отделу культуры подведомственны муниципальные учреждения культуры и муниципальные учреждения образования в сфере культуры.
Согласно п. 1.13, 4.1.6 Положения Отдел культуры является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям, имеет право разрабатывать и вносить в уполномоченные органы предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда в подведомственных учреждениях.
Поскольку вопросы оплаты труда, в том числе индексации заработной платы работников, работодателем которых является Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК, возложены на работодателя, Отделом культуры допущено отсутствие локального нормативного акта, определяющего порядок произведения индексации заработной платы работников, соответственно, представление, внесенное в Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского МО ПК в соответствии Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» правомочным лицом, является законным и обоснованным.
Поскольку прокурор Юсьвинского района при внесении представления действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, у суда отсутствуют основания для признания представления незаконным и необоснованным.
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Нарушений закона при проведении проверки не выявлено, содержание оспариваемого представления соответствуют положениям закона, не нарушают прав и законных интересов административного истца, поэтому основания, позволяющие суду удовлетворить административное исковое заявление, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к прокуратуре Юсьвинского района о признании незаконным представления прокурора Юсьвинского района от 22 апреля 2022 года № 2-21-2022 об устранении нарушений трудового законодательства, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий Е.В. Баяндина
<данные изъяты>
<данные изъяты>