ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 810006-01-2022-001303-54 от 27.06.2022 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

УИД № 81RS0006-01-2022-001303-54

Дело № 2а-719/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юсьва 27 июня 2022 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,

при секретаре Боталовой М.В.,

с участием представителя административного истца Боталовой М.В.,

представителя административного ответчика, заинтересованного лица – старшего помощника прокурора Бурковой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к прокуратуре Юсьвинского района о признании представления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее- администрация Юсьвинского МО ПК) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, свои требования мотивировав тем, что в администрацию Юсьвинского МО ПК из прокуратуры поступило представление № 135-ж-2022 от 27 апреля 2022 года об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях для рассмотрения и принятия мер. По мнению прокурора, руководителем финансового управления администрации Юсьвинского МО ПК нарушаются нормы законодательства об административных правонарушениях, в результате чего повлекли незаконное вынесение двух постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении М.Р.С. Считают, что представление вынесено незаконно, нарушения, указанные в представлении, не обоснованные, противоречат нормам действующего законодательства, требования нарушают права и свободы, создают препятствия к осуществлению представленных полномочий по следующим основаниям. Представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Вывод административного ответчика о нарушении административным истцом законодательства об административных правонарушениях, выразившемся в незаконном вынесении 04 февраля 2022 года руководителем финансового управления администрации Юсьвинского МО ПК постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении М.Р.С. является ошибочным и не обоснованным. Руководителем финансового управления администрации округа 04 февраля 2022 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении М.Р.С. за правонарушение, выявленное в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности МБУК «Юсьвинский РДК», проведенной финансовым управлением в декабре 2021 года, за период с 01 июня 2019 года по 31 октября 2021 года. Протокол был направлен для рассмотрения мировому судье, который вынес постановление о прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения в виду того, что М.Р.С. в период, когда необходимо было исполнить представление, исполнял обязанности директора всего 4 рабочих дня. Указанное обстоятельство было установлено в суде при рассмотрении дела об административном правонарушении путем исследования таких доказательств, как табеля учета рабочего времени и приказов о предоставлении дней для выполнения депутатских полномочий. При составлении протокола об административном правонарушении данные обстоятельства не были установлены, поскольку М.Р.С. при его составлении не присутствовал, несмотря на то, что был уведомлен надлежащим образом. Считают, что должностным лицом был верно установлен субъект административного правонарушения.

Сам по себе факт вынесения судом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не может служить основанием для признания действий органа, его вынесшего, противоправными. Вина должностного лица финансового управления при составлении им протокола об административном правонарушении отсутствует, нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола судом не установлены.

Исполнимость представления следует понимать как наличие реальной возможности у обязанного лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. Представление прокурора должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений. Содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Оспариваемое представление не содержит конкретных указаний, отсутствуют четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в оспариваемом представлении императивное требование о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса РФ.

Просит признать незаконным представление прокурора Юсьвинского района № 135-ж-2022 от 27 апреля 2022 года об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Юсьвинского МО ПК Боталова М.В. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Также просила учесть, что при проведении проверки допущены нарушения действующего законодательства, не соблюден порядок проведения проверки, чем нарушены права административного истца. В соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре», решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. Однако в рассматриваемом случае решение о проведении проверки не доведено до сведения руководителя проверяемого органа, в его адрес не направлялось, чем было нарушено право на обжалование решения о проведении проверки, а также нарушен порядок проведения проверки в рамках прокурорского надзора. О том, что в отношении административного истца проводилась проверка по обращению М.Р.С., стало известно только 27 апреля 2022 года, когда поступило представление. Допущенное в ходе проведения проверки нарушение закона является грубым, ограничило права административного истца и лишило его возможности эффективно отстаивать свои интересы в ходе проверки. Просила признать незаконным представление прокуратура Юсьвинского района об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях № 135-ж-2022 от 27 апреля 2022 года.

Представитель административного ответчика прокуратуры Юсьвинского района, заинтересованного лица Боталова Ж.Л. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что прокуратурой Юсьвинского района по обращению М.Р.С. проведена проверка исполнения законодательства об административных правонарушениях в деятельности администрации Юсьвинского МО. По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями законодательства, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратурой района 27.04.2022 в адрес главы администрации Юсьвинского МО Евсина М.Н. внесено представление. В ходе проверки установлено, что финансовым управлением администрации Юсьвинского МО по итогам проведенных проверок в отношении МБУК «Юсьвинский РДК» составлены 4 протокола об административных правонарушениях на директора МБУК «Юсьвинский РДК» М.Р.С. По административному протоколу от 04 февраля 2022 года по ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ мировым судьей вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении, в связи с тем, что в период с 07 сентября 2021 года по 07 октября 2021 года М.Р.С. исполнял обязанности директора МБУК «Юсьвинский РДК» 4 дня, и у него отсутствовала реальная возможность исполнить предписание № 6 от 07 сентября 2021 года финансового управления администрации Юсьвинского МО. Постановление мирового судьи вступило в законную силу и не обжаловалось финансовым управлением администрации Юсьвинского МО. При этом у финансового управления администрации Юсьвинского МО имелась возможность установить период, когда М.Р.С. исполнял трудовую функцию путем запроса табелей учета рабочего времени. Административный протокол от 16 марта 2022 года по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении М.Р.С. прекращен в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Постановление мирового судьи не обжаловалось финансовым управлением администрации Юсьвинского МО и вступило в законную силу. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения. Как показала проверка, протокол по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении М.Р.С. составлен финансовым управлением администрации Юсьвинского МО 16 марта 2022 года, а срок привлечения к административной ответственности М.Р.С. истек 20 декабря 2021 года, что подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка № 5 от 12 апреля 2022 года. Основания для составления протокола по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении М.Р.С. отсутствовали. Считает, что представление прокуратуры района от 27 апреля 2022 года внесено в адрес администрации Юсьвинского МО обоснованно. Прокуратурой района не выносилось решение о проведении проверки в отношении администрации Юсьвинского МО, так как проверка по обращению М.Р.С. проведена без взаимодействия с администрацией Юсьвинского МО, прокуратурой района не осуществлялся выход в администрацию с целью проведения проверки, не проводились иные проверочные мероприятия. В ходе проверки прокуратурой района из судебного участка запрошены протоколы, составленные финансовым управлением администрации Юсьвинского МО на М.Р.С. и постановления, вынесенные мировым судьей судебного участка № 5 по результатам их рассмотрения. Таким образом, оснований для проведения дополнительной проверки в отношении администрации Юсьвинского МО не имелось, у прокуратуры района имелось достаточно информации для принятия мер прокурорского реагирования. Внесенным в администрацию Юсьвинского МО представлением прокуратуры района права и свободы не нарушены, препятствия к осуществлению своих прав и свобод представление не создает, в том числе не возлагает какие-либо обязанности, которые бы были признаны незаконными, в связи с тем, что представление прокуратуры района внесено в адрес администрации в соответствии с требованиями законодательства. При соблюдении надлежащей осмотрительности и добросовестности у администрации Юсьвинского МО ПК имелась возможность исполнить требования кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, само по себе представление прокурора района по существу является формой письменного обращения и не может нарушать законные права и свободы того лица, к которому оно адресовано. Решение о признании действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца. Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия), и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Фактически данные элементы отсутствуют, нарушение прав не наступило. По своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконным тех или иных решений должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца: в условиях, когда права заявителя нельзя полагать нарушенными, основания для удовлетворения иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Юсьвинского района по обращению директора МБУК «Юсьвинский КДЦ» М.Р.С. проведена проверка по факту нарушения законодательства об административных правонарушениях.

В ходе проверки установлено, что финансовым управлением администрации Юсьвинского МО ПК по итогам проведенных в отношении МБУК «Юсьвинский КДЦ» проверок, составлены 4 протокола об административных правонарушениях в отношении М.Р.С.: три протокола по ст. 15.14 КоАП РФ и один протокол по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. 30 марта 2022 года мировым судьей вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении М.Р.С. по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в период, когда М.Р.С. необходимо было исполнить представление, он исполнял обязанности директора 4 дня. По протоколу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ от 16 марта 2022 года мировым судьей вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока привлечения административной ответственности.

По результатам проверки прокурором Юсьвинского района в адрес главы округа - главы администрации Юсьвинского МО ПК 27 апреля 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что представление прокурором района в адрес администрации Юсьвинского МО ПК внесено необоснованно.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.

Также нельзя признать обоснованными доводы административного истца о том, что вина должностного лица финансового управления при составлении им протоколов в отношении М.Р.С. ст. 15.14 КоАП РФ и по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, отсутствуют.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Данное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, составляет два года со дня совершения конкретной платежно-расчетной операции. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек 20 декабря 2021 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.

В нарушение требований ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поступило судье за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Между тем применение положений ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, устанавливающих правило о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение, является безусловным и не может зависеть от усмотрения органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу.

Содержание ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится судьей в том случае, если обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, наступили в суде. Приведенные нормы обязательны как для должностных лиц, так и для судей. Это значит, что если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Как следует из постановления мирового судьи судебного участка № 5 Кудымкарского судебного района от 30 марта 2022 года, административным органом не доказана субъективная сторона административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Данное постановление финансовым управлением администрации Юьвинского МО ПК не было обжаловано, вступило в законную силу.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждено свидетелями Селиной И.С., Сатушиевой О.О., при составлении протокола об административном правонарушении в отношении М.Р.С. имелась возможность путем истребования табелей учета рабочего времени установить в какой период М.Р.С. исполнял обязанности директора, однако, как пояснила Сатушиева О.О., данное обстоятельство по их упущению не было установлено.

При рассмотрении протокола об административном правонарушении мировым судьей истребованы табеля учета рабочего времени на М.Р.С., на основании которых сделан вывод об отсутствии в действиях М.Р.С. состава административного правонарушения и вынесено постановление о прекращении производства по делу, с которым они согласились, постановление не обжаловали.

Таким образом, финансовым управлением администрации Юсьвинского МО ПК допущено незаконное вынесение двух постановлений о возбуждении дела об административных правонарушениях, соответственно, представление, внесенное в администрацию Юсьвинского МО ПК в соответствии Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» правомочным лицом, является законным и обоснованным.

Поскольку прокурор Юсьвинского района при внесении представления действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, у суда отсутствуют основания для признания представления незаконным и необоснованным.

Доводы представителя административного истца о том, что прокуратурой района нарушен порядок проведения проверки, является необоснованным, поскольку отсутствие решения о проведении проверки не свидетельствует о нарушении процедуры прокурорской проверки, поскольку проверка проведена по обращению М.Р.С.

Кроме того, в административном исковом заявлении в нарушение ст.125 КАС РФ административный истец не указал, чьи права и законные интересы представление прокурора района затрагивает и нарушает.

Таким образом, основания, позволяющие суду удовлетворить административное исковое заявление, отсутствуют. Следовательно, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к прокуратуре Юсьвинского района о признании незаконным представления прокурора Юсьвинского района от 27 апреля 2022 года № 135-ж-2022 об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 05 июля 2022 года.

Председательствующий Е.В. Баяндина