ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 910016-01-2021-000858-11 от 08.10.2021 Первомайского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-718/2021

УИД № 91RS0016-01-2021-000858-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Первомайское 8 октября 2021 года

Первомайский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Литвиненко Т.В.,

при секретаре Кемиловой Л.И.,

с участием: представителя административного истца - Захара О.А.,

административного ответчика - заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Судак В.П., который действует в своих интересах и в интересах ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым, помощника прокурора Первомайского района Республики Крым – Цыбульской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Администрации Первомайского района Республики Крым к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Судак В.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, отделению судебных приставов по Первомайскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, заинтересованные лица – прокурор Первомайского района Республики Крым, Власова А.Ю., Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Администрация Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация Первомайского района Республики Крым обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.; освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Первомайского района Республики Крым в размере 50000 руб. по исполнительному производству , возбужденному на основании исполнительного листа , выданного Первомайским районным судом Республики Крым по делу , которое поступило ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда по делу № 2-55/2018 Первомайский районный суд Республики Крым возложил на Администрацию Первомайского района Республики Крым обязанность предоставить Власовой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме представления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. возбуждено исполнительное производство , которое поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ. Определением Первомайского районного суда Республики Крым от 2 августа 2019 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-55/2018 до 17 августа 2020 года. Определением Первомайского районного суда Республики Крым от 21 августа 2020 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 1 января 2021 года. До настоящего времени указанное решение суда не исполнено, у Администрации отсутствует возможность его исполнить, так как дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом № 46-ЗРК/2014, в соответствии с указанными законами и в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 1 и 6 ст. 140 БК РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года № 359 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и финансируются за счет средств бюджета Республики Крым. Из чего следует, что Администрация не может выйти за рамки предоставленных ей Законом № 46-ЗРК/2014 полномочий и предоставленных на эти полномочия денежных средств. В 2016 – 2021 годах Администрации предоставлены дотации из бюджета Республики Крым: в 2016 году – 90%, в 2017 года – 86%, в 2018 году – 84%, в 2019 году – 81%, в 2020 году – 79%, в 2021 году – 80%. Выделяемый объем финансовых средств не позволяет в полной мере осуществлять переданные Администрации государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Действия Администрации по предоставлению Власовой А.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма ограничены и поставлены в прямую зависимость от выделения субвенции Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, что в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур и порядка. К моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения из республиканского бюджета перечислены не были, свободными жилыми помещениями Администрация не располагает. Соглашение между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией о предоставлении субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Первомайский район Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 и 2021 году Власовой А.Ю. не заключалось. В реестр муниципального имущества муниципального образования Первомайский район Республики Крым включены 14 жилых помещений – квартир (спецжилфонд): в 2018 году – 3, в 2019 году – 5, в 2020 году – 3, в 2021 году – 3. В реестре муниципального имущества муниципального образования Первомайский район Республики Крым отсутствует жилой фонд, так как действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления муниципального района полномочиями по обеспечению нуждающихся жилыми помещениями за исключением формирования спецжилфонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Администрация не уклоняется от исполнения решения суда, ею предприняты меры по урегулированию ситуации, в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о необходимости выделения бюджету муниципального образования Первомайский район Республики Крым субвенции для обеспечения 41 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе 20 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для исполнения решений Первомайского районного суда Республики Крым. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым ответами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сообщало, что вопрос о финансировании мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, будет учитываться при формировании бюджета Республики Крым. Также в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления субсидии бюджету муниципального образования Первомайский район на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 56482650 руб. для обеспечения 42 лиц. ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Республики Крым Аксенова С.В. направлено обращение о возможности установления дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений удостоверяемой сертификатом. ДД.ММ.ГГГГ аналогичное обращение направлено в адрес Главного управления по представительству в судебных органах и взаимодействию с правоохранительными органами Аппарата Совета министров Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ за Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым сообщило, что расходование субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам, осуществляется в соответствии с Порядком от 12 июля 2016 года № 359, Законом РК от 24 декабря 2020 года № 139-ЗРК/2020 «О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» муниципальному образованию Первомайский район Республики Крым предусмотрена субвенция <данные изъяты> руб.; проходит согласование проект закона Республики Крым о предоставлении детям-сиротам денежной выплаты вместо фактического предоставления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя сельского совета – главы Администрации Первомайского сельского поселения направлен запрос о наличии в собственности сельского поселения пригодных жилых помещений для дальнейшей передачи в муниципальную собственность Первомайского района Республики Крым. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в суд посредством почтового отправления направлено заявление о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, копия которого в тот же день была направлена в ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым. Рассмотрение судом заявления должника о разъяснении положений исполнительного документа, исходя из смысла ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», препятствует совершению исполнительных действий. В связи с подачей в суд заявления о разъяснении положений исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ у заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. отсутствовали основания для вынесения постановления о взыскании с Администрации исполнительского сбора 7 сентября 2021 года, поскольку в данном случае предоставленный Администрации срок для добровольного исполнения решения суда на момент вынесения постановления не был нарушен, так как был прерван подачей указанного выше заявления. По смыслу ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-Фз «Об исполнительном производстве», правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, в п. 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» освобождение должника от взыскания исполнительского сбора связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. При этом главный распорядитель бюджетных средств (Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. Исполнение решения суда возможно только за счет средств, перечисленных из бюджета Республики Крым на вышеуказанные цели, объем данных средств ограничен, достаточных финансовых средств выделено не было, Администрация не уполномочена самостоятельно решать вопрос об объеме бюджетного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной в связи с тем, что денежные средства в данном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что не способствует решению вопросов местного значения. В течение установленного срока реального исполнение решения суда невозможно вследствие вышеуказанных обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Администрацией предпринимаются все меры к скорейшему исполнению вышеуказанного решения, умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было.

В возражении на иск административный ответчик - заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. указал, что с требованиями, изложенными в заявлении не согласен, просил в удовлетворении иска отказать, постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения оставить без изменения. Возражения мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления прокурора Первомайского района Республики Крым и согласно исполнительному листу Первомайского районного суда Республики Крым по делу от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Администрацию Первомайского района Республики Крым обязанности предоставить Власовой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по норме предоставления 25 кв.м вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым поступило заявление Администрации об отложении исполнительных действий в связи с направлением ДД.ММ.ГГГГ в Первомайский районный суд Республики Крым заявления об отсрочке исполнения решения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу . ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство на основании постановлений заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. откладывалось: с 24 июля по ДД.ММ.ГГГГ, с 13 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отделение поступило определение Первомайского районного суда Республики Крым от 2 августа 2019 года по делу № 13-22/2019 об удовлетворении заявления Администрации Первомайского района Республики Крым об отсрочке исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу № 2-55/2018 на 1 год, то есть до 17 августа 2020 года. 14 августа 2020 года от Администрации поступило заявление об отложении исполнительных действий в связи с направлением в суд 11 августа 2020 года заявления об отсрочке исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу № 2-55/2018. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство на основании постановлений заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. откладывалось: с 19 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступило определение Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу о частичном удовлетворении заявления Администрации об отсрочке исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу , до 1 января 2021 года. ДД.ММ.ГГГГ от Администрации поступило заявление об отложении исполнительных действий в связи с направлением ДД.ММ.ГГГГ в суд заявления об отсрочке исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу № 2-55/2018. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство на основании постановлений заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. откладывалось: с 14 по ДД.ММ.ГГГГ, с 29 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 15 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отделение поступило определение Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об отказе в удовлетворении заявления Администрации об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , ДД.ММ.ГГГГ поступило копия заявления Администрации о восстановлении срока на подачу частной жалобы на определение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу и копия заявления в Верховный Суд Республики Крым об отмене определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым Администрации отказано в отсрочке решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу . ДД.ММ.ГГГГ в отделение поступила копия определения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу о назначении судебного заседания. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления об отложении исполнительного производства с 19 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с 4 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступило извещение Первомайского районного суда Республики Крым о принесении частной жалобы на определение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу . ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство откладывалось с 20 мая по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступила копия сопроводительного письма Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о направлении дела в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство откладывалось: с 28 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступила копия определения Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения определения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, частной жалобы без удовлетворения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений об исполнении требований исполнительного документа в ОСП по Первомайскому району, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 сентября 2021 года. Заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ действовал в соответствии с законодательством РФ, в пределах предоставленных ему полномочий, основания для отмены постановления и освобождении Администрации Первомайского района Республики Крым от уплаты исполнительского сбора отсутствуют.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО4 иск поддержал в полном объеме. Административный ответчик и представитель административного ответчика ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым – Судак В.П., помощник прокурора Цыбульская К.А. возражали против удовлетворения иска. Заинтересованное лицо – Власова А.Ю., представитель административного ответчика УФССП России по Республике Крым и представители заинтересованных лиц – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в суд не явились, извещены надлежащим образом, от Власовой А.Ю. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку это не противоречит положениям ст. 150, 152 КАС РФ.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Первомайского районного суда Республики Крым от 16 мая 2018 года по гражданскому делу № 2-55/2018, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию Первомайского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Власовой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Первомайским районным судом Республики Крым по гражданскому делу в отношении должника Администрации Первомайского района Республики Крым в пользу взыскателя Власовой А.Ю., возбуждено исполнительное производство . Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, которая получена должником ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. от 7 сентября 2021 года с Администрации Первомайского района Республики Крым, не исполнившей требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Обосновывая свою позицию о невозможности исполнения судебного решения в установленный законом срок и отсутствия наличия вины в неисполнении требований исполнительного документа, должник в исполнительном производстве - Администрация Первомайского района Республики Крым ссылалась на отсутствие свободного муниципального жилья и финансирования из областного бюджета на эти цели, а также необходимость соблюдения установленных законом процедур для приобретения жилья требуемой площади, как того предписывал исполнительный документ.

Так, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Первомайского район Республики Крым в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым сообщает, что на территории Первомайского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 42 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа: 12 человек в возрасте от 14 до 18 лет, и 30 человек, достигших 18 лет; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Первомайского района нарушены права на обеспечение жилыми помещениями 26-ти человек из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, достигших 18-летнего возраста и стоящих в списке на обеспечение жилыми помещениями; учитывая количество лиц, права на обеспечение жилыми помещениями которых нарушены, показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, необходимая сумма финансирования мероприятия составляет <данные изъяты> руб.; приложена соответствующая заявка о финансировании.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ /так в документе/ , сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что распределение субвенций в 2019 году будет осуществляться с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра, а также средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; вопрос финансирования мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений будет учтен при формировании бюджета на 2019 года и плановый период 2020 и 2021 годы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского район Республики Крым сообщает, что на территории Первомайского района в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включено 49 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; на территории Первомайского района в Список включено 19 человек в возрасте от 14 до 18 лет и 31 человек, достигших 18 лет; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Первомайского района нарушены права на обеспечение жилыми помещениями 28 человек из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, достигших 18-летнего возраста и стоящих в списке на обеспечение жилыми помещениями; учитывая количество лиц, права на обеспечение жилыми помещениями которых нарушены, показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, необходимая сумма финансирования мероприятия составляет 30226000 руб.; приложена соответствующая заявка о финансировании.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что распределение субвенций в 2018 году осуществлено с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра, а также средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; при формировании бюджета на 2019 года и плановый период 2020 и 2021 годы Министерством будут учтены предложения Администрации.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского район Республики Крым сообщает, что в адрес Администрации поступили 15 решений суда об обеспечении 15 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; просит рассмотреть вопрос при формировании бюджета Республик Крым на 2019 год о выделении бюджету Муниципального образования Первомайский район субвенции в размере 16,192500 млн. руб. для обеспечения 15 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в отношении которых судом приняты решения об удовлетворении исков прокуратуры Первомайского района к Администрации Первомайского района.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что распределение субвенций в 2019 году будет осуществлено с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – не менее 25 кв.м, а также средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Крым – 43180 руб.; 28 марта и ДД.ММ.ГГГГ /так в документе/ заключены Соглашения о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Первомайского района Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений; вопрос предоставления указанной категории лиц жилых помещений может быть рассмотрен только в 2019 году при наличии финансирования на указанные цели в полном объеме от потребностей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского район Республики Крым сообщает, что в отношении 15 лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Первомайским районным судом приняты решения по исковым заявлениям прокурора Первомайского района к Администрации Первомайского района об обеспечении данных лиц жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; учитывая количество лиц, права на обеспечение жилыми помещениями которых нарушены, просит при формировании бюджета Республики Крым на 2019 года и плановый период 2020 – 2021 годов рассмотреть вопрос о выделении бюджету муниципального образования Первомайский район субвенции в размере <данные изъяты> руб. для обеспечения 30 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу выделения субвенции муниципальному образованию Первомайский район Республики Крым на предоставление жилых помещений, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что распределение субвенции на 2019 года осуществлено с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м, а также средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым; для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с Законом Республики Крым от 20 декабря 2018 года № 556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Администрации Первомайского района выделено 2871549,47 руб. на приобретение 2 жилых помещений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского района Республики Крым сообщает, что в адрес администрации поступили 8 исполнительных листов по решениям Первомайского районного суда Республики Крым об обеспечении 8 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; в апреле 2019 года приобретена 1 благоустроенная квартира и предоставлена по договору 1 лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно исполнительному листу Первомайского районного суда Республики Крым; просит рассмотреть вопрос о выделении в 2019 году бюджету муниципального образования Первомайский район субвенции в размере <данные изъяты> млн. руб. для обеспечения 7 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в отношении которых судом выданы исполнительные листы, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году; приложена соответствующая заявка о финансировании.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что для предоставления лицам их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с Законом Республики Крым от 20 декабря 2018 года № 556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изм. от 27 марта 2019 года), Первомайскому району выделено <данные изъяты> руб. на приобретение 2 жилых помещений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского района Республики Крым сообщает, что из ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым поступили постановления о возбуждении 7 исполнительных производств по решениям суда о предоставлении жилья детям-сиротам: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, а также в адрес Администрации поступили решения суда о предоставлении жилья детям-сиротам в количестве 7 решений, а именно в отношении: ФИО15, ФИО16, Власовой А.Ю., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20; до настоящего времени указанные решения суда не исполнены, поскольку у Администрации отсутствуют достаточные денежные средства в бюджете муниципального образования; просит при формировании проекта бюджета Республики Крым на 2020 год предусмотреть субвенцию бюджету муниципального образования Первомайский район Республики Крым из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений указанной категории лиц в сумме <данные изъяты> руб.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что для предоставления лицам их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с Законом Республики Крым от 20 декабря 2018 года № 556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изм. от 27 марта 2019 года), Первомайскому району выделено <данные изъяты> руб. на приобретение 2 жилых помещений; вопрос предоставления жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, будет рассмотрен при формировании проекта бюджета Республики Крым на 2020 года и на плановый период 2021-2020 годов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского район Республики Крым сообщает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 60 человек, из них 25 человек – дети в возрасте от 14 до 18 лет, и 35 человек, в том числе 14 лиц, в отношении которых судом приняты и вступили в законную силу решения об обеспечении их жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе в отношении Власовой А.Ю. (п. 9), и 21 лицо, права на обеспечение жилыми помещениями которых нарушены в 2020 году; стоимость одного квадратного метра в Республике Крым, утвержденная приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр на 4 квартал 2019 года, составляет 53793,00 руб.; просит предоставить бюджету муниципального образования Первомайский район Республики Крым субвенции в размере <данные изъяты> руб. для обеспечения 35 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что вопрос о выделении средств Первомайскому району на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа будет рассматриваться при выделении дополнительных средств из бюджета Республики Крым, в том числе за счет экономии по результатам проведения конкурсных процедур.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Первомайского район Республики Крым сообщает, что в 2020 году бюджету муниципального образования Первомайский район Республики Крым из бюджета Республики Крым на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. (федеральный бюджет <данные изъяты> руб., республиканский бюджет – <данные изъяты> руб.); во 2 квартале 2020 года Администрацией приобретена 1 квартира за средства субвенции республиканского бюджета (<данные изъяты> руб.), в 3 квартале 2020 года будет приобретена 1 квартира за средства субвенции федерального бюджета; по состоянию на 28 мая 2020 года в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 63 человека, из них 21 человек – дети в возрасте от 14 до 18 лет, и 42 человека, в том числе 16 лиц, в отношении которых судом приняты и вступили в законную силу решения об обеспечении их жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; просит рассмотреть вопрос о предоставлении бюджету Муниципального образования Первомайский район Республики Крым субвенции в размере <данные изъяты> млн. руб. для обеспечения 42 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что вопрос о выделении средств Первомайскому району на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа будет рассматриваться при выделении дополнительных средств из бюджета Республики Крым, в том числе за счет экономии по результатам проведения конкурсных процедур.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Первомайского района Республики Крым обратилась к председателю сельского совета – главе Администрации Первомайского сельского поселения ФИО21 о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации о наличии в собственности сельского поселения пригодных жилых помещений для дальнейшей передачи в муниципальную собственность Первомайского района Республики Крым для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые достигли 23 лет.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Первомайского района Республики Крым обратилась к Главе Республики Крым Аксенову С.В., в котором указала, что в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Первомайского района состоит 64 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: 22 человека в возрасте от 14 до 18 лет, и 42 человека, в том числе 20 лиц из числа детей-сирот, в отношении которых Первомайским районным судом Республики Крым приняты и вступили в силу решения по исковым заявлениям прокурора Первомайского района к Администрации Первомайского района об обеспечении данных лиц жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, и ОСП по Первомайскому району УФССП по Республике Крым возбуждены 20 исполнительных производств по исполнительным листам, выданным судом; в период 2016 – 2021 годы Администрацией Первомайского района за счет субвенции, выделенной местному бюджету, приобретены 14 квартир: в 2018 году – 3, в 2019 году – 5, в 2020 году – 3, в 2021 году – 3; в 2021 года Первомайским районным судом отказано в отсрочке в предоставлении отсрочки по 20 исполнительным производствам по предоставлению жилья детям-сиротам, Верховным Судом Республики Крым отказано в удовлетворении частных жалоб Администрации; необходимая денежная сумма составляет 55137825 руб., из них: 25551675 руб. для предоставления жилых помещений 20 лицам из числа детей-сирот по решениям суда; 29586150 руб. для предоставления жилых помещений 22 лицам из числа детей-сирот, состоящих в списке и права которых на обеспечение жилыми помещениями нарушены; при этом в случае выделения необходимой денежной суммы существует риск не освоения выделенных на данные цели денежных средств в связи с отсутствием на территории Первомайского района фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства; просит воспользоваться предоставленной Конституцией Республики Крым правом и выступить с законодательной инициативой в Государственном Совете Республики Крым об установлении дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений, удостоверяемой сертификатом (социальная выплата удостоверяемая сертификатом).

С аналогичным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Первомайского района Республики Крым обратилась в Главное управление по представительству в судебных органах и взаимодействию с правоохранительными органами Аппарата Совета министров Республики Крым.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев письмо от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает Администрации Первомайского района Республики Крым, что в соответствии с Законом Республики Крым от 22 декабря 2020 года № 139-ЗРК/2020 «О бюджете Республики Крым на 2021 года и плановый период 2022 и 2023 годов» муниципальному образованию Первомайский район предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме выделено <данные изъяты> руб. на приобретение 5 жилых помещений; дополнительно информирует, что Советом министров Республики Крым, рассмотревшим в соответствии с выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части предоставления выплаты вместо фактического предоставления жилья), согласовало указанный законопроект без предложений и замечаний, вышеуказанный проект федерального закона находится на рассмотрении в Государственной Думе; ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес глав администраций городских округов и муниципальных районов Республики Крым направлен для согласования проект закона о внесении изменений в ст. 8 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», после проведения анализа и получения положительного заключения Государственно-правового управления Президента РФ проект закона будет направлен в Государственный Совет Республики Крым.

Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрация обращалась в Первомайский районный суд Республики Крым с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Определениями Первомайского районного суда Республики Крым от 2 августа 2019 года и от 21 августа 2020 года Администрации Первомайского района Республики Крым предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу № 2-55/2018 сроком до 17 августа 2020 года и до 1 января 2021 года соответственно.

Определением Первомайского суда Республики Крым от 5 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 30 июля 2021 года, Администрации Первомайского района Республики Крым отказано в отсрочке исполнения решения суда от 16 мая 2018 года по делу № 2-55/2018.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее - Закон об исполнительном производстве, согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», далее – Закон о судебных приставах, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.

В силу ч. 3 и 4 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Частью 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1 и 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).

Исходя из смысла приведенных норм следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

При этом положения пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Исходя из положений статьи 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.

Давая оценку действиям должностного лица службы судебных приставов, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Администрации Первомайского района Республики Крым исполнительского сбора, поскольку данное постановление вынесено в пределах компетенции и полномочий должностного лица в связи с неисполнением должником решения суда в установленный 5-тидневный срок для добровольного исполнения, который истек ДД.ММ.ГГГГ, в который суд учитывает пять дней со 2 по 6 августа 2021 года. С заявлением о разъяснении исполнительного документа Администрация обратилась в суд только 6 сентября 2021 года, а постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено ДД.ММ.ГГГГ. По мнению суда, рассмотрение судом ходатайства должника о разъяснении исполнительного документа никаким образом не могло повлиять на срок его добровольного исполнения, так как такой срок истек еще до обращения в суд.

Поэтому исковые требования о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

При этом суд, исследовав представленные доказательства, не усматривает вины Администрации Первомайского района Республики Крым в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа по причине того, что Администрацией обращения и заявки о предоставлении субсидии на приобретение жилья детям-сиротам, детям, лишенным попечения родителей, в том числе Власовой А.Ю., неоднократно направлялись в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым; финансирование на приобретение жилого помещения Власовой А.Ю. отсутствовало; копии указанных обращений Администрации и ответы Министерства представлены в материалы исполнительного производства, то есть должник принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Кроме того суд учитывает, что для приобретения жилого помещения Власовой А.Ю. как лицу из числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, необходимо соблюдение порядка, установленного ст. 83, 83.1 и 83.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (срок проведения процедуры запроса предложений превышает 5 дней), то есть исполнение решения суда в срок, установленный законом для его добровольного исполнения, было невозможно вследствие объективных обстоятельств и по независящим от должника причинам (кассационные определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 года № 88а-15785/2021 и Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2021 года № 88а-6000/2021).

В связи с чем административный иск подлежит частичному удовлетворению, а именно в части освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.218,226-227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Первомайского района Республики Крым к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Судак В.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, отделению судебных приставов по Первомайскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, заинтересованные лица – прокурор Первомайского района Республики Крым, Власова А.Ю., Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Администрация Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. – оставить без удовлетворения.

Освободить Администрацию Первомайского района Республики Крым от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району Управления федеральной службы судебных приставов России по Республики Крым Судак В.П. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 13 октября 2021 года.

Председательствующий: