Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-002225-22
Дело № 2а-2039/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,
при секретаре судебного заседания Хорошевской В.С.
при участии:
представителя истца – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании совершить действия
заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя, ЖСКИЗ «Мечта-1»
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании совершить действия, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя, ЖСКИЗ «Мечта-1» и просила признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. – незаконным; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 государственной услуги с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 является пользователем указанного земельного участка на основании членской книжки, выданной Огородническим товариществом «Мечта-1» в 2000 году. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе завода «Муссон», площадью 1000 кв.м., однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ исх.-2351/2021 административный ответчик сообщил о принятом решении об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Основанием, послужившим для отказа, явился факт несоответствия вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка функциональной зоне Генерального плана г. Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне специальных насаждений, частично в зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ КТП -1585 руб; частично в зоне незастроенных территорий.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в суд направила своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованные лица о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От председателя ЖСКИЗ «Мечта-1» проступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, в 2000 году истец принята в члены Огороднического товарищества «Мечта-1», что подтверждается членской книжкой, выданной на имя истца, следует из списка членов, приложенного к Уставу Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительного товарищества индивидуальных застройщиков «Мечта-1» и справкой Огородническое товарищество «Мечта-1» является землепользователем земельного участка в рамках договора № на право временного пользования землей, заключенного с Севастопольской городской государственной администрацией.
Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеются зарегистрированные права на смежные земельные участки на ОКС кадастровый квартал 91:02:003001, сведения о правах собственников земельных участков внесены в ЕГРН.
В соответствии со схемой расположения испрашиваемого истцом земельного участка, он расположен в границах кадастрового квартала 91:02:003001, отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов»; определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Административным истцом в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 09.02.2021 подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе завода «Муссон», площадью 1000 кв.м. в соответствии с вышеуказанными требованиями Земельного кодекса РФ.
Письмом от 11.03.2021 года №ГУ исх-2351/2021 Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя сообщил, что принято решение об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказ мотивирован не соответствием испрашиваемого вида разрешаемого использования земельного участка функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне специальных насаждений, частично в зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ – 0,4 кВ КТП -1585 руб; частично в зоне незастроенных территорий, что со ссылкой на п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» явилось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
С указанным согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. N 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей, является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Согласно указанному Закону наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025», иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»; 3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках; 7)отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В пункте 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие функциональных зон, как зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В чем несоответствие заявленной цели использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» проектируемой зоне незастроенных территорий, зоне специальных насаждений, и указанной охранной зоне, и каким образом данное несоответствие (если таковое имеет место) препятствует предоставлению испрошенного участка уполномоченным органом не указано.
Доказательств размещения на испрашиваемом земельном участке специальных насаждений суду не предоставлено.
Административным ответчиком не учтено, что указанный земельный участок в период принятия Генерального плана 2005 года находился во временном пользовании ОТ «Мечта-1» и был предназначен для ведения огородничества.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), санитарно-защитная зона и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), относятся к видам зон с особыми условиями использования территорий предусмотренные статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В силу части 2 статьи 104 Земельного кодекса в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон электроэнергетики установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", которым утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила).
Согласно пунктам 8 и 10 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается, в том числе размещать объекты индивидуального жилищного строительства (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пункт 11 Правил).
Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены санитарными правилами - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Таким образом, действующее законодательство не содержит прямого запрета на размещение объектов индивидуального строительства в охранных зонах электросетевого хозяйства, однако устанавливает обязанность согласования с сетевыми организациями.
При этом в отказе отсутствуют сведения о проверке соответствия заявления административного истца правовым основаниям, указанным в пункте 2.5. Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношения г.Севастополя от 27.06.2017г. №-РДЗ, а именно: Земельному кодексу Российской Федерации (пункту 16 статьи 11.10), Закону города Севастополя от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» N 46-ЗС (части 6 статьи 12), статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела факт нарушения административным ответчиком прав и законных интересов истца при рассмотрении его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка нашел свое подтверждение, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение от 11 марта 2021 года №ГУ-исх-2351/21 Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. – незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение принято в окончательной форме 02 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судья /подпись/ Е.П.Матюшева