Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-002626-80производство № 2а-2283/2021 |
16 июня 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть документы,
У С Т А Н О В И Л:
В мае 2021 года ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25.03.2021 г. № ГУ-исх.3000/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>
- обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес> в аренду на основании заявления от 16.03.2021 г. и представленных документов.
Требования иска мотивированы тем, что 16.03.2021 г. в адрес административного ответчика административным истцом в ГКУ МФЦ было представлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, льготной категории граждан «Дети войны», согласно пункту 4 статьи 18 Закона Севастополя №106 ЗС от 23.01.2015 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес> кв. м., о чем в реестр входящих документов была сделана запись № 00176427.
25.03.2021 года № ГУ-исх.З000/21 административным ответчиком было принято решение о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов с указанием следующих оснований: «... копия паспорта гр. ФИО2 заверена ненадлежащим образом, в связи с чем определить её подлинность не представляется возможным.»
Административный истец считает решение от 25.03.2021 г. № ГУ-исх. 3000/21 возврате без рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности и приложенных к нему документов, незаконным и выданным по формальным основаниям, поскольку он противоречит положениям Приказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 23.03.2020 № 1-АР «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов» и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав доводы административного искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 16.03.2021 года в адрес Департамента по имущественным отношениям представителем ФИО1 – ФИО3, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 05.03.2021 года, в ГКУ МФЦ представлено заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, для льготной категории граждан «Дети войны», согласно п. 4 ст. 18 Закона Севастополя № 106 ЗС от 23.01.2015 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>. м., о чем в реестр входящих документов была сделана запись № 00176427.
25.03.2021 года № ГУ-исх.З000/21 И.о. заместителя начальника Управления земельных отношений – начальника управления отдела оказания государственных услуг ДИЗО г. Севастополя ФИО4 принято решение о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов с указанием оснований: «... копия паспорта гр. ФИО2 заверена ненадлежащим образом, в связи с чем определить ее подлинность не представляется возможным.»
Как следует из п. 2.8.2. Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2018 N 223-РДЗ "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19.01.2017 N 549-РДЗ, основаниями для возврата заявления и приложенных к нему документов являются:
1) наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
2) несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента;
3) подача документов ненадлежащим лицом.
В пункте 2.6.1. приведенного Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в частности:
1) заявление (рекомендуемая форма - Приложение N 1 - не приводится);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации в целях жилищного строительства;
6) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
7) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
8) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе предусмотренные Приказом N 1;
9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Из расписки о получении документов о предоставлении документов на предоставление государственной или муниципальной услуги от 16.03.2021 года № 00176427 следует, что вместе с документами уполномоченным сотрудником принята копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя ФИО1, при этом заявление содержит сведения о паспорте заявителя ФИО1: <данные изъяты>, что также подтверждено в нотариально удостоверенной доверенности на имя представителя ФИО3 серии 92 АА № 0848073, удостоверенной 05.03.2021 года нотариусом города Севастополя ФИО5, и зарегистрированной в реестре №
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком суду не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия и рассмотрения заявления ФИО1
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Оспариваемые решения административного ответчика не содержат разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить, в чем выражается не соответствие законодательству предоставленной к заявлению копии паспорта заявителя ФИО1
В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, по каким основаниям заявление ФИО1 не может быть принято к рассмотрению административным органом. При этом административный истец факт нарушения своих прав доказал.
Согласно положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В связи с изложенным истцу подлежат компенсации за счет административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, изложенное ответе от 25.03.2021 года № ГУ-исх.3000/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес> в аренду на основании заявления от 16.03.2021 г. и представленных документов.
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный