ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-000041-91Д от 09.02.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-000041-91дело № 2а-1144/2022

09 февраля 2022 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Моцного Н.В.,

при секретаре судебного заседания Нанян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У С Т А Н О В И Л:

В январе 2021 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 07.12.2021 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ул. С.<адрес>ю 800,00 кв.м. В иске также поставлен вопрос о возложении на административного ответчика обязанности повторно, в установленные законом сроки, рассмотреть заявление ФИО1

В обоснование требований административный истец указывает, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 07.12.2021 года отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с окончанием срока действия решения Андреевского сельского совета от 22.11.2005 г., а также окончания срока действия решения Андреевского сельского совета от 02.03.2011 года «О даче согласия гр. ФИО1 на продление срока решения от 22.11.2005 г. № 28/11 на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек 02.03.2012 г.»

Приведенный отказ ФИО1 считает незаконным, нарушающим требования ст.ст. 39.1, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», постановления Правительства Севастополя от 01.02.2016г. № 25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».

Лица, участвующие в деле, о времени и мест рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о наличии уважительных причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка сторон не была признана обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав доводы административного искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или нах незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обжалуемое решение вынесено Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 07.12.2021 года, административное исковое заявление подано в суд в декабре 2021 года, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Как установлено судом 02.03.2011 года, решением VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва № 16, ФИО1 дано согласие на продление срока решения 28 сессии XXXIV созыва № 28/11 от 22.11.2005 года на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес>. Срок предоставления в Андреевский сельский совет проекта отвода земельного участка установлен до 02.03.2012 года.

При обращении ФИО1 в Департамент по имущественным и земельным отношения г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 07.12.2021 года получен ответ об отказе в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на то, что срок решения от 02.03.2011 года истек 02.03.2012 года.

Согласно Федерального конституционного закона от 21.03.2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации права на недвижимое имущество на территории города Севастополя определены Законом города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия решения VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва от 02.03.2011 г. № 16) к полномочиям городских советов в области земельных отношений относится: распоряжение землями территориальных громад, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст. 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия решения VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва от 02.03.2011 г. № 16), граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

В соответствии с ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия решения VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва от 02.03.2011 г. № 16) граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий поселковый совет по местонахождению земельного участка.

В соответствии с ч. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия решения VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва от 02.03.2011 г. № 16) установлено, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

16 сентября 2008 г. принят Закон Украины № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, устанавливающая срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка. Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 г.

Законом Украины от 05 ноября 2009 года № 1702 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю», статья 151 Земельного кодекса Украины, регламентирующая срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, изложена в новой редакции, в которой норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена.

Указанный Закон Украины от 05 ноября 2009 года № 1702 вступил в законную силу 10.12.2009 года, т.е. с указанного времени отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.

Между тем права лиц, которым аналогичные разрешения на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков были выданы после 10 декабря 2009 г., сроком действия соответствующих актов не ограничивались.

Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4 и запросом Федерального арбитражного суда <адрес>», от 8 декабря 2017 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7»).

Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 г., фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке ч. 1 ст. 12 Закона Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.

В тоже время, граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 года, имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что ставят право граждан на получение земельных участков в собственность в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия Андреевским сельским советом, а именно 02 марта 2011 года решения № 16, у последнего отсутствовали полномочия по установлению срока действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, поскольку в указанный период отсутствовали какие-либо нормы, ограничивающие по сроку разработку и предоставление на утверждение проектов землеустройства. Соответственно, указанный в спорном решении срок, не подлежит применению.

В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого отказа в предоставлении государственной услуги по заявлению истца от 15.05.2021 г., при этом административный истец факт нарушения своих прав доказал.

Согласно положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обязанности повторно рассмотреть вопрос об утверждении предоставленной ФИО1 схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 07.12.2021 г. об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь.

Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на кадастровом плане территории на основании решения VI сессии Андреевского сельского совета VI созыва от 02.03.2011 года.

Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 19.02.2022 года.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _____________________ ¦

¦Наименование должности ¦

¦уполномоченного работника аппарата суда ¦

¦помощник судьи ___________ Л.М.Касьянова¦

¦ (инициалы,фамилия)¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------