УИД № 92RS0002-01-2022-000668-53
Дело № 2а-1446/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь | |
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Кныш Н.П.,
при помощнике – Требунской А.В.,
с участием представителя административного истца – Плешакова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Кадомцева Георгия Михайловича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Кадомцев Г.СМ. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-10943/21 в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель государственной собственности, расположенного в Гагаринском районе г. Севастополя по ул. Славянская, 1/4-5, и возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности утвердить схему расположения указанного испрашиваемого земельного участка.
Требования мотивированы тем, что обжалуемое решение принято на основании недействующего нормативно-правового акта и нарушает законные права и интересы Кадомцева Г.М.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил возражения на иск.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ и мнения представителя административного истца дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя административного истца, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично в силу нижеследующего.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
В судебном заседании установлено, что истец обратился с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности: площадью 1 000 кв.м., номер кадастрового квартала: №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: аренда, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от 18.11.2021 № ГУ-исх-10943/21 административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении расположения земельного участка на кадастровой карте территории».
Обжалуемый административным истцом отказ в предоставлении государственной услуги мотивирован тем, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в связи с чем, Департаментом направлен соответствующий межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя. В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. В соответствии с Генеральным планом испрашиваемый земельный участок находится в зоне неопределенного функционального назначения. Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, запрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий (зона застройки). В соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ№ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-3 уч. МЗ-5. Также испрашиваемый земельный участок расположен в III поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины № гидроузла № по <адрес> 8А ГУПС «Водоканал», частично в границах проекта планировки и проекта межевания территории в границах строительства кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через <адрес>, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Административный ответчик, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сослался на положения Закона Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории", однако в соответствии с пунктом 29 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, указанный в Законе Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прописан в соответствии с Законом N 171-ФЗ и не является особенностью регулирования земельных отношений присущей исключительно городу федерального значения Севастополю.
Обжалуемый отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя был принят после 1 января 2020 года.
В настоящее время, согласно действующему законодательству перечень оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, предусмотренный пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ является исчерпывающим.
Административным истцом не оспариваются полномочия государственного органа по принятию решения, не оспаривается нарушение органом установленной процедуры, а оспаривается основания для принятия обжалуемого решения, в связи с чем, судом не исследуются иные обстоятельства.
Следовательно, оспариваемый отказ административного ответчика не основан на правовом акте, регулирующем спорные правоотношения.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании отказа в предоставлении государственной услуги предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, не соответствующим закону.
Вместе с тем при разрешении исковых требований в порядке Кодекса административного судопроизводства, суд не вправе подменять функции, предоставленные соответствующему органу власти.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие) и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом установлено, что отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, суд считает необходимым восстановить нарушенные права административного истца путем возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Кадомцева Г.М. о предоставлении государственной услуги в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу с принятием соответствующего решения по существу вопроса.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кадомцева Георгия Михайловича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 18.11.2021 № ГУ-исх-10943/21, об отказе Кадомцеву Георгию Михайловичу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Кадомцева Георгия Михайловича вх. №ГУ-12178/21 от 02.09.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя уведомить суд и административного истца о принятом решении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 23.03.2022.
Судья –подпись
Копия верна: Решение не вступил в законную силу
Председательствующий Н.Н. Кныш