ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-000726-73 от 11.04.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1696/2022

УИД № 92RS0002-01-2022-000726-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2022 года г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе суда:

председательствующего судьи Кныш Н.Н.,

при помощнике Требунской А.В.,

с участием административного истца Чевычелова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чевычелова Александра Владимировича к Отделу ЗАГС Гагаринского района города Севастополя Управления ЗАГС города Севастополя о признании незаконным решения уполномоченного органа,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чевычелов А.В. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ответчика, выраженные в отказе на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ выдать свидетельство о рождении с указанием в нем вместо фамилии, имени и отчества истца Чевычелов Александр Владимирович – Соболев Матвей Фомич, в графах, где указываются родители отец и мать, сделать прочерк, возложив на административного ответчика обязанность выдать истцу свидетельство о рождении и свидетельство об изменении имени с указанием в нем вместо его фамилии, имени, отчества Чевычелов Александр Владимирович – Соболев Матвей Фомич с сохранением даты, года и места рождения, а в графах, где указываются родители отец и мать, сделать прочерк.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив правомерность оспариваемого решения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чевычелов Александр Владимирович обратился в отдел ЗАГС Гагаринского района г. Севастополя Управления ЗАГС г. Севастополя с заявлением о перемени имени, просил переменить фамилию на Соболев, имя - на Матвей, в связи с тем, что отказывается от отчества в графах «отчество», «отец» и «мать», «место рождения» поставить прочерки.

По результатам рассмотрения и в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 143-ФЗ Чевычелову А.В. отделом ЗАГСа Гагаринского района г. Севастополя было выдано извещение N021-99200002-И01263/05.2-13 от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что исполнить заявление о перемене имени в полном объеме, а именно в части исключения отчества из записи актов о рождении истца не представляется возможным. Исключение сведений о месте рождении, родителях в связи с переменой имени в органах ЗАГС законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно ст.58 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния" лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. При выборе собственно имени должны быть соблюдены требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Заявление о перемене имени подается в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. В таком заявлении должны быть указаны следующие сведения: фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя; фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия; реквизиты записей актов гражданского состояния (наименования органов записи актов гражданского состояния или многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми произведена государственная регистрация актов гражданского состояния, даты составления и номера), составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия; фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя; причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества. Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены следующие документы: свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя; свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке; свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака; свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия (ст.59 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния").

Согласно ст.60 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. При рассмотрении заявления о перемене имени орган записи актов гражданского состояния использует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени. В случае, если записи актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, утрачены, государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления записей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для восстановления записей актов гражданского состояния. В случае, если в представленных одновременно с заявлением о перемене имени документах и соответствующих им записях актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, имеются несоответствия, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан в течение десяти дней сообщить о государственной регистрации перемены имени в органы записи актов гражданского состояния по месту хранения записей актов гражданского состояния на бумажном носителе, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени.

Статья 61 установлено, что в запись акта о перемене имени вносятся следующие сведения: реквизиты записи акта о перемене имени (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация перемены имени, дата составления и номер); фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица до перемены имени; реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, желающего переменить имя; фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени; реквизиты записи акта о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми произведена государственная регистрация рождения, дата составления и номер);

В силу ст. 63 Федерального закона от дата N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" на основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений.

Учитывая положения Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в силу указанных норм закона отделом ЗАГСа Гагаринского района г. Севастополя выданное извещение N021-99200002-И01263/05.2-13 от 15.12.2021 о том, что исключение отчества из записи актов о рождении истца, исключение сведений о месте рождении, родителях в связи с переменой имени в органах ЗАГС законодательно не предусмотрено, закону не противоречит, у суда оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований Чевычелова Александра Владимировича к Отделу ЗАГС Гагаринского района города Севастополя Управления ЗАГС города Севастополя о признании незаконным решения уполномоченного органа.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение составлено 25.04.2022.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н. Кныш