ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-001255-38 от 14.04.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1793/2022

УИД № 92RS0002-01-2022-001255-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе суда:

председательствующего судьи Кныш Н.Н.,

при помощнике Требунской А.В.,

представителя административного истца Коваля К.К.,

представителей административного ответчика Шемонаевой Ю.В., Сучу Я.С.,

представителя заинтересованного лица адвоката Калинчука А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пискуна Олега Михайловича к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Козловский Дмитрий Анатольевич, о признании незаконным решения уполномоченного органа,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пискун О.М. обратился в суд с иском о признании незаконным выданного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя (далее – Департамент) уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства по градостроительной деятельности от 30.11.2021 №1529.1/03-11/21 и обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем подготовки и направления собственнику земельного участка с кадастровым номером уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства по градостроительной деятельности.

Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании выданного Департаментом уведомления от 30.11.2021 №1529.1/03-11/21 введен в эксплуатацию жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», однако административный истец считает, что данный дом является многоквартирным. Также административный истец указал, что дом расположен в нарушение СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* на расстоянии менее трех метров от границы участка

Кроме того, административный истец указывает, что построенный жилой дом находится на территории, на которую распространяются требования приказа Минкульта РФ от 12.08.2016 №1864 «Об утверждении Требований к осуществлению деятельности и градостроительного регламента в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» - в границах участка В-6-6 регламентного участка Р-4-1. При этом в нарушение требований указанного выше приказа протяженность фасада дома составляет 45 м с восточной стороны и 23 м с западной стороны - при нормативе не более чем 20 м.

По мнению административного истца, вид разрешенного использования построенного объекта капитального строительства – многоквартирный дом, не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в уведомлении, чем были нарушены его права и законные интересы, а именно:

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации;

- право на осуществление планировки и застройки городских и сельских поселений таким образом, чтобы создавались благоприятные условия для жизни и здоровья населения (ст. ст. 8, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Фактическая эксплуатация многоквартирного, а не индивидуального жилого дома, по мнению административного истца, нарушает также требования ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, создает дополнительные неучтенные нагрузки на инженерные сети объекта образования и здравоохранения.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что административный истец проживает в СТ «Пилот», которое находится в одном квартале с жилым домом по <адрес> в г. Севастополе, в связи с чем, незаконная эксплуатация данного многоквартирного дома создает дополнительные нагрузки на инженерные сети водоснабжения, канализации и электричества, что негативно влияет на нормальное использование им данных сетей.

Представители административного ответчика возражали относительно удовлетворения административного искового заявления, указав, что указанное выше уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства по градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.1/03-11/21 выдано в соответствии с требованиями закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица Козловского Д.А. относительно удовлетворения административного искового заявления возражал, отметив, что возведенный на земельном участке по <адрес> в г. Севастополе капитальный объект является индивидуальным жилым домом, построенным в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Объект возводился на основании декларации о начале выполнения строительных работ от 26.01.2012, зарегистрированной ИГАСК по г. Севастополю 01.02.2012.

Суд, выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательств и правомерность оспариваемого решения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 12, ч. 1.1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ на территории города Севастополя вопросы завершения строительства объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31.12.2020, а также вопросы действия и применения на территории города Севастополя разрешительных документов в сфере строительства, выданных официальными органами Украины, урегулированы Положением № 413-ПП, постановлением Правительства Севастополя от 25.03.2016 № 224-ПП «О некоторых вопросах применения на территории города Севастополя разрешительных документов в сфере строительства, выданных официальными органами Украины» (далее – Постановление № 224-ПП), постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1058-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 668-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства» (далее – Постановление № 1058-ПП).

В соответствии с п. 1.4 Положения № 413-ПП под объектами капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31.12.2020, в настоящем Положении понимаются объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины в установленном законодательством Украины порядке, действие которых не было прекращено в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1058-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 668-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства».

Постановлением № 1058-ПП установлено, что на территории города Севастополя разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ, выданные до 18.03.2014, прекращают свое действие со дня вступления в силу настоящего постановления (ДД.ММ.ГГГГ), за исключением случаев, если на момент вступления в силу настоящего постановления (21.11.2016) завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18.03.2014.

Указанные нормативные правовые акты применяются в совокупности и содержат исчерпывающий перечень документов, дающих право на выполнение строительных работ, выданных или зарегистрированных до вступления в силу Закона -ФКЗ государственными и иными официальными органами Украины, а также условия и основания их действия и применения, а также прекращения их действия.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок по <адрес> в г. Севастополе с кадастровым номером « имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», что позволяло по законодательству РФ возвести на нем «индивидуальный жилой дом».

Строительство дома в основном было завершено в 2013 году, однако до ДД.ММ.ГГГГ объект введен в эксплуатацию не был.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадь кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский м.о., <адрес>, по условиям которого Козловский Д.А. приобрел этот участок у Бородатого М.А.

Козловский Д.А. – собственник земельного участка по <адрес> в г. Севастополе ( направил в адрес Департамента уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которое зарегистрировано в журнале регистрации входящих государственных услуг за .

К данному заявлению были приложены следующие документы: уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; декларация об объекте недвижимости по форме утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ; заявление собственника с подтверждением, что спорный объект является индивидуальным жилым домом, не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (квартиры, изолированные помещения); технический план объекта индивидуального жилищного строительства; декларация о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная ИГАСК по г. Севастополю 01.02.2012; выписка с ЕГРН об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером ; копия паспорта заявителя.

Документы поданы Козловским Д.А. в порядке Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности", утвержденный приказом Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя №138 от 19.06.2019 (далее по тексту – Административный регламент).

Частью 19 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течении семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку о соответствии указанных в уведомлении параметров, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства градостроительной деятельности или уведомление о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента для получения результата государственной услуги о выдаче уведомления о соответствии либо уведомления о несоответствии по объекту индивидуального жилищного строительства или садовому дому предоставляются:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) документ, удостоверяющий полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель застройщика;

3) уведомление об окончании строительства, по форме, согласно приложению N 1 к настоящему административному регламенту, содержащее следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

- наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

- сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

- сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

- сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

- сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

- сведения об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

- способ направления застройщику результата предоставления государственной услуги;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

6) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Перечень документов, которые необходимо подавать для получения этой государственной услуги является исчерпывающим (п.2.6 Административным регламентом).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по результатам рассмотрения указанного выше заявления Козловского Д.А. выдано оспариваемое уведомление ./03-11/21 о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ГАСК в г. Севастополе зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ (№СТ08212016604).

Декларацией предусмотрено новое строительство жилого дома и хозяйственных строений и сооружений, площадь застройки – 817,96 кв.м, количество этажей – 3, количество квартир – 7. Вид разрешенного использования земельного участка на момент регистрации декларации - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).

На основании постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» такой вид разрешенного использования соответствует виду «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», который в настоящее время и определен.

Учитывая, что создание объекта начато в период нахождения города Севастополя в составе государства Украина, к регулированию сложившихся отношений должны применяться как нормы материального права Российской Федерации, так и нормы материального права Украины. В соответствии со ст. 31, ч.1 ст. 34 Закона Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» застройщик вправе выполнять строительные работы на объекте I – III категории сложности после регистрации органом архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ, то есть установлен заявительный порядок.

При внесении изменений в проектную документацию внесение изменений в декларацию о начале выполнения строительных работ в силу ст. 39-1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не осуществлялось.

В соответствии с п. 3.19 ДБН 360-92** «Планировка и застройка городских и сельских поселений» район усадебной застройки может быть сформирован отдельными жилыми или блокированными домами с приусадебными (приквартирными) участками с хозяйственными постройками или без них. Застройка этих районов не должна превышать 4-х этажей. Таким образом, указанный вид разрешенного использования земельного участка на момент действия законодательства Украины предполагал возможность строительства как малоэтажных многоквартирных домов, так и индивидуальных жилых домов, и изменение проекта в отношении объекта строительства в разрешительной документации никак не отражалось.

Пунктом 4.7 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя предусмотрено: в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, соответствующих признакам объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объекта ИЖС) или садового дома, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, завершение строительства указанных объектов осуществляется с учетом положений, установленных статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случае, если в соответствии с ГрК РФ не требуется выдача разрешения на строительство, сведения об объекте капитального строительства в Реестр неподнадзорных объектов не включаются.

Частью 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, выдача разрешения на строительство не требуется. Следовательно, сведения о таком объекте в Реестр неподнадзорных объектов включаться не должны, соответственно, не требуется предоставление заявления о включении такого объекта в Реестр, с приложением подтверждения факта завершения возведения на ДД.ММ.ГГГГ фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1.2 настоящего Положения документов, выданное уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом по результатам обследования конструкций такого объекта, предусмотренного пп. 7 п. 4.2 Положения -ПП.

Пунктом 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении.

Таким образом, пункт 39 статьи 1 ГрК РФ определяет следующие параметры объекта индивидуального жилищного строительства:

количество надземных этажей не более чем три;

высота не более двадцати метров;

состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Частью 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ предусмотрено, что в данном случае получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, сведения об ИЖС, за исключением сведений о местоположении объекта ИЖС на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего ФЗ), то есть направляет уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС.

Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего ФЗ). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.

Иных оснований для отказа данная норма не предусматривает.

Принимая во внимание, что объект строился на основании разрешительной документации, выданной в соответствии с законодательством Украины, учитывая необходимость совокупного применения норм украинского и российского законодательства, в соответствии с пунктом 4.7 Положения -ПП, с учетом положений ч. 4 ст. 16 Закона № 340-ФЗ, в данной ситуации возможна подготовка уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности только при несоответствии объекта, соответствующего признакам объекта ИЖС, требованиям декларации о начале выполнения строительных работ.

Согласно представленным для получения государственной услуги уведомлению, декларации об объекте недвижимости и техническому плану, построенный объект соответствует признакам объекта ИЖС, установленным п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: количество этажей – 3; высота – 11 м; в декларации и техническом плане отсутствуют сведения, которые в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» должны содержаться в техническом плане многоквартирного дома, а также отсутствуют сведения о том, что здание предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии со ст. 29.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер несет ответственность за несоблюдение требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, в том числе за недостоверность сведений технического плана, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и который подготовлен таким кадастровым инженером.

Также объект соответствует параметрам, указанным в декларации о начале выполнения строительных работ: количество этажей – 3, площадь застройки - 707 кв.м, общая площадь здания – 1783, 8 кв.м. <адрес> не превышает площадь 1 225,08 кв. м, указанную в декларации о начале выполнения строительных работ, поскольку в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0393, площадь жилых зданий определяется с учетом положений пунктов 2 - 7, 10.1 - 10.4, 13 Требований. Исходя из положений пункта 39 статьи 1 ГрК РФ, правила определения площади жилых зданий применяются при определении площади зданий с разрешенным использованием «объект индивидуального жилищного строительства» («жилой дом») или «садовый дом», зданий с назначением «жилой дом», «жилое строение» или «садовый дом». Площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. В площадь этажа жилого здания включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, внутренних перегородок и стен, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа. Площадь мансардного этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака. Площадь эксплуатируемой кровли, наружных галерей, веранд, террас, открытых или остекленных лоджий и балконов, а также наружных тамбуров определяется в пределах внутренних поверхностей стен и ограждений без учета площади, занятой ограждением. При определении площади в проекте в соответствии с законодательством Украины не включена площадь террас 3-го этажа, входные группы на первом этаже, а также общая площадь перегородок. Пояснения кадастрового инженера по разнице в площади представлены на листе 12 технического плана.

В соответствии с ч. 19 ст 55 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

В связи с отсутствием утвержденных правил землепользования и застройки Севастополя, отсутствием утвержденной в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, документации по планировке территории, проверка проведена на соответствие указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта ИЖС обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ. В частности, согласно представленным уведомлению, декларации об объекте и техническому плану, объект соответствует параметрам объекта ИЖС, установленным п. 39 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ: количество этажей – 3, высота – 11м, самостоятельные объекты недвижимости отсутствуют, согласно поэтажной экспликации технического плана все помещения в доме связаны между собой, изолированные жилые помещения отсутствуют.

2) проверяет путем осмотра объекта ИЖС или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

В связи с тем, что объект ИЖС не расположен в границах исторического поселения, полномочия по проверке путем осмотра объекта ИЖС отсутствуют.

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта ИЖС или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

Произвести такую проверку невозможно в связи с тем, что строительство объекта осуществлялось не на основании уведомления о планируемом строительстве, а на основании декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной в соответствии с законодательством Украины. В силу п. 4.7 Положения -ПП, с учетом положений ч. 4 ст. 16 Закона № 340-ФЗ направление уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям именно декларации о начале выполнения строительных работ.

Тем не менее, вид разрешенного использования объекта ИЖС проверен на основании сведений представленных с уведомлением документов, а именно технического плана, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера и декларации об объекте недвижимости по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, заверенной правообладателем объекта недвижимости, и соответствует указанному виду в уведомлении о соответствии и виду разрешенного использования земельного участка.

Объект соответствует параметрам объекта ИЖС, установленным п. 39 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ: количество этажей – 3, высота – 11м, самостоятельные объекты недвижимости отсутствуют, согласно поэтажной экспликации технического плана все помещения в доме связаны между собой, изолированные жилые помещения отсутствуют.

В силу норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный орган не имеет права требовать предоставления иных документов, не предусмотренных административным регламентом оказания государственной услуги.

4) проверяет допустимость размещения ИЖС или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

В соответствии с нормами части 33 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных в том числе в силу закона до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 этой статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до ДД.ММ.ГГГГ, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до ДД.ММ.ГГГГ, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство (пункт 2). Учитывая данную переходную норму Закона № 342-ФЗ, проведение такой проверки не требуется.

Кроме того, в силу п. 4.7 Положения -ПП, с учетом положений ч. 4 ст. 16 Закона № 340-ФЗ направление уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям именно декларации о начале выполнения строительных работ.

В ходе оказания государственной услуги с использованием сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и данных публичной кадастровой карты проверен факт отсутствия ограничений в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (зон с особыми условиями использования территории, не допускающими строительство объекта).

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Частью 20 ст. 55 ГрК РФ и пунктом 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного Приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в выдаче уведомления о соответствии по объекту индивидуального жилищного строительства или садовому дому:

1) параметры построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома не соответствуют указанным в п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта ИЖС или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в п. 4 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования, построенного или реконструированного объекта капитального строительства, не соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта ИЖС или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Учитывая, что строительство объекта начато на основании разрешительной документации, выданной государственными органами Украины, в соответствии с п. 4.7 Положения -ПП и ч. 4 ст. 16 Закона № 340-ФЗ направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство такого объекта.

Построенный объект соответствует требованиям декларации о начале выполнения строительных работ, а также параметрам объекта ИЖС, установленным п. 39 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ. Декларация от ДД.ММ.ГГГГ действовала до окончания строительства и какого-либо продления срока его действия не требовала. Основанием для выдачи декларации о начале выполнения строительных работ послужил положительный отчет №Е-27-603-11 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Севастопольским городским филиалом Государственного предприятия «Специализированная государственная экспертная организация – Центральная служба украинской государственной строительной экспертизы» о том, что проектная документация по строительству дома по <адрес> в г. Севастополе отвечает нормативным требованиям.

В связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении государственной услуги застройщику в соответствии с п. 5 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ направлено уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

После этого Козловский Д.А. обратился в Департамент с указанным уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которое зарегистрировано в журнале регистрации входящих государственных услуг за .

Относительно доводов административного истца о том, что построенный капитальный объект по <адрес> в г. Севастополя является многоквартирным домом, а не объектом индивидуального жилищного строительства суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо прилегающие к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.

Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ квартира – это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

По законодательству Украины в квартирах должны быть предусмотрены такие помещения: жилые комнаты и подсобные помещения – кухня, прихожая, санузлы, внутриквартирные коридоры, встроенные кладовые, антресоли, летние помещения и др. (п.2.22 ДБН В.2.2-15-2005 «Жилые здания. Основные положения»).

В материалы дела представлена технический план, составленный кадастровым инженером, из которого следует, что данный капитальный объект является объектом индивидуального жилищного строительства (индивидуальным жилым домом), общей площадью 1783,8 м.кв., площадью застройки – 707 м.кв., количество этажей – 3, не имеющий в своей составе квартир или иных изолированных помещений.

Данные о площади дома, указанные в техническом плане (1783,8 м.кв.) не превышают площадью объекта, указанную в декларации о начале выполнении строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ (1225,08 м.кв.), т.к. в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Росреестра от 23.10.2020 №П/0393 площадью жилых зданий определяется с учетом положений п.2, 7, 10.1-10.4, 13 Требований.

Согласно указанным Требованиям площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен, в нее включаются: площади балконов, лоджий, террас и веранд, внутренних перегородок и стен, лестничных площадок и ступеней, с учетом их площади в уровне данного этажа.

При определении площади в проекте дома в соответствии с законодательством Украины не была включена площадь террас третьего этажа, входной группы на первой этаже, общая площадь перегородок, что формально и послужило в разнице между данными технического плана и декларации о начале выполнения строительных работ от 26.01.2012 (заключение кадастрового инженера относительно разницы площадей имеются на листе 12 технического плана).

Капитальный объект по <адрес> в г. Севастополе соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным п.39 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ: количество этажей - 3, высота – 11 м, самостоятельные объекты недвижимости отсутствуют.

Согласно поэтажной экспликации технического плана все помещения в доме связаны между собой, квартиры или изолированные помещения отсутствуют.

Само же по себе наличие отдельных входов в помещения не свидетельствует о том, что дом является многоквартирным, поскольку ключевым критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является именно наличие в нем двух и более квартир.

Из пояснений представителя заинтересованного лица Козловского Д.А., подтвержденных исследованным в судебном заседании техническим планом, следует, что изначально (до 18.03.2014) планировалось осуществить строительство дома согласно декларации от 26.01.2012, т.е. с размещением в доме семи квартир, однако, в процессе строительства были внесены изменения в проектную документацию и фактически построенный объект капитального строительства является индивидуальным жилым домом, не содержащим в своем составе отдельных квартир (или иных изолированных помещений).

При внесении изменений в проектную документацию (изначально планировалось строительства жилого дома с семью квартирами, а построенный объект является индивидуальным жилым домом) внесение изменений в декларацию о начале выполнения строительных работ в силу ст.39-1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не требовалось.

Доказательств, свидетельствующих, что построенный капитальный объект является многоквартирным домом административным истцом не представлено, имеющиеся материалы дела их не содержат.

Необоснованными являются также доводы административного истца о нарушении требований указанного выше приказа Минкульта РФ от ДД.ММ.ГГГГ и СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*.

Так, жилой дом по <адрес> в г. Севастополе завершен строительством до ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешительного документа на строительство (декларации от ДД.ММ.ГГГГ) по проекту, прошедшему необходимую экспертизу, в период действия в г. Севастополе законодательства Украины, т.е. до вступления в силу приказа Минкульта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1864.

Подпунктом 3 пункта 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до ДД.ММ.ГГГГ, (что и относится к объекту по <адрес> в г. Севастополе, разрешение на строительство которого выдано Инспекцией ГАСК в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ), и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства осуществляется без применения положений пункта 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены частью 2 статьи 107 Земельного кодекса РФ - со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории разрешено строительство объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории.

Таким образом, требования приказа Минкульта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, принятые после регистрация по законодательству Украины ДД.ММ.ГГГГ декларации о начале выполнения строительных работ, в отношении объекта по <адрес> в г. Севастополе, не могут применятся при оценки законности возведения данного капитального объекта.

Аналогичным образом не могут применятся положения СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, т.е. после завершения строительства спорного капитального объекта.

Кроме того, ввиду того, что объект капитального строительства возводился на основании декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, направленное уведомление рассматривалось Департаментом с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального города Севастополя (далее – Положение -ПП).

В соответствии с п.4.7 «Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального города Севастополя» (утвержденного постановлением Правительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, далее – Положение -ПП) при условии, если построенный на основании разрешительной документацией, полученной до ДД.ММ.ГГГГ, объект соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, то в отношении него подлежит выдаче уведомление о соответствии построенного объекта требованиям градостроительного законодательства (на основании ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ).

Данным Положением -ПП предусмотрена необходимость для лиц, построивших капитальные объекты на основании декларации о начале выполнения строительных работ, полученной до ДД.ММ.ГГГГ, и не утратившей силу согласно постановления Правительства г. Севастополя -ПП от ДД.ММ.ГГГГ (п.п.1.2 п.1.2, п.1.4 Положения -ПП) обращаться в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Севгосстройнадзор с заявлениеми о постановке этих капитальных объектов на учет в два вида реестров: 1) реестр поднадзорных объектов; 2) реестр неподнадзорных объектов.

При этом, на учет в реестр поднадзорных объектов должны входить объекты, проектная документация которых согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ подлежит экспертизе (п.3.1 Положения).

На учет в реестр неподнадзорных объектов должны входить объекты, проектная документация которых согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит экспертизе (пункт 4.1 Положения -ПП).

Согласно п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проекта не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, следовательно, объект по <адрес> в г. Севастополе (индивидуальный жилой дом) не должен был подаваться на учет в реестр поднадзорных объектов.

Вместе с тем, п.4.7 Положения -ПП в реестр неподнадзорных объектов должны подаваться для учета только капитальные объекты, в отношении которых Градостроительным кодексом РФ предусмотрена необходимость выдачи «разрешения на строительство». Если Градостроительным кодексом РФ не требуется выдача «разрешения на строительство», сведения об объекте капитального строительства в реестр неподнадзорных объектов не включаются.

Поскольку в силу п.п.1.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для объектов индивидуального жилищного строительства получения разрешения на строительство не предусмотрено, то объект по <адрес> в г. Севастополе не подлежал включению в указанный выше реестр неподнадзорных объектов.

Таким образом, судом не установлено оснований для отказа Козловскому Д.А. в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренного указанным выше Административным регламентом.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика и представителя заинтересованного лица о том, что административный истец не доказал надлежащим образом, что обжалуемое им решение административного ответчика нарушает его законные права и интересы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований Пискуна Олега Михайловича к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Козловский Дмитрий Анатольевич, о признании незаконным решения уполномоченного органа.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н. Кныш