ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-001438-71 от 17.05.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

УИД № 92RS0002-01-2022-001438-71

Дело №2а-2138/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь 17 мая 2022 года

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кныш Н.Н.,

при секретаре Петряеве К.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчику, в котором просит признать незаконным пункт 4 решения Комиссии Департамента городского хозяйства города Севастополя по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), оформленное протоколом от 14.05.2021 №64-Д, в части признания незаконного размещения объекта, принадлежащего истцу,

просит обязать Комиссию Департамента городского хозяйства города Севастополя по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, отменить пункт 4 решения, оформленного протоколом от 14.05.2021 №64-Д в части незаконного размещения принадлежащего ему гаража.

В своем иске ФИО1 указывает, что объект, расположенный на земельном участке по , гараж является объектом капитального строительства, и в отношении данного объекта не может быть принято решение таким органом как Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов). Более того, при принятии оспариваемого решения комиссией не были приняты во внимание документы, предоставленные истцом в отношении данного объекта.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования иска поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика возражал в удовлетворении иска, представив отзыв на иск.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В судебном заседании установлено, что 27.11.2000 РФ, от имени которой действовал ее уполномоченный орган, - Управление Черноморского флота, в лице командира в/ч 59131 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи гаража, площадью кв.м., находящегося по адресу: г. Севастополь, , в непосредственной близости от строящегося , в пределах отведённого решением Севастопольского городского Совета народных депутатов 21 созыва 20 сессии №412/1 от 02.12.93 участка земли площадью 2,61 га для строительства квартала жилых домов по

Назначение гаража - хранение автомобильной техники при строительстве квартала жилых домов на .

Согласно Перечню земельных участков, на части площади которых прекращено право землепользования , Приложения №1 к распоряжению от 17.06.1997 N 1019-р Севастопольской городской государственной администрации прекращается право пользования земельным участком 2,31 га, расположенного по с целевым назначением для строительства жилых домов, находящегося во временном пользовании на 5 лет.

Согласно Перечню земельных участков, на части площади которых сохраняется право временного землепользования Приложения к распоряжению от 17.06.1997 N 1019-р Севастопольской городской государственной администрации сохраняется право пользования земельным участком 0,30 га, расположенного по с целевым назначением для строительства жилых домов, находящегося в пользовании до 02.12.1998.

Согласно справке 1997 ОМИС Минобороны РФ от 23.12.2004 жилой дом по в г. Севастополе входит в военный городок , земельный участок по учету 1997 ОМИС, общей площадью 0,07 га, выделен Черноморскому флоту РФ под капитальное строительство, находится на балансе ДУ-1 1997 ОМИС.

22.04.2021 составлен акт о выявлении незаконно расположенного объекта на земельном участке в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Севастополь, , в районе , металлический гараж 2 шт., сведения о правообладателе отсутствуют.

Согласно выписке из протокола Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) от 14.05.2021 N 64-Д, в пункте 4 которого указано, что в отношении некапитальных объектов металлических гаражей принято решение о демонтаже незаконно размещенных объектов некапитального строительства.

07.07.2021 на официальной странице Правительства Севастополя в сети «Интернет» размещено требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта от 07.07.2021, 15.07.2021 требование размещено непосредственно на объекте.

24.08.2021 Департаментом по результатам рассмотрения обращения ФИО1 принято оставить решение комиссии без изменения (п.4 протокола №64-Д от 14.04.2021).

29.09.2021 Департаментом по результатам рассмотрения обращения ФИО1 принято решение повторно рассмотреть его заявление с учетом всех предоставленных документов.

05.10.2021 Департаментом по результатам рассмотрения обращения ФИО1 принято оставить решение комиссии без изменения (п.4 протокола №64-Д от 14.04.2021).

09.02.2022 Департаментом по результатам рассмотрения обращения ФИО1 от 02.02.2022 с приложением заключения экспертизы от 14.01.2022 о том, что гараж, расположенный в районе является объектом капитального строительства принято оставить решение комиссии без изменения (п.4 протокола №64-Д от 14.04.2021).

Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 23.10.2017 N 362-ОД создана Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), этим же приказом утверждено Положение о Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее - Положение).

Пунктом 1.1 Положения определено, что настоящее Положение устанавливает полномочия, порядок формирования и работы Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее - Комиссия).

Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (п. 1.2 Положения).

Согласно п. 2.1 Положения Комиссия осуществляет следующие полномочия:

2.1.1. рассматривает:

1) акты о выявлении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), составленные должностными лицами Департамента городского хозяйства города, и материалы, подтверждающие незаконное (самовольное) размещение данных объектов на землях, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, составленные должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе;

2) материалы (акты), подтверждающие незаконное (самовольное) размещение объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) на землях, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, составленные должными лицами уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере земельного контроля;

3) обращения физических и юридических лиц об отмене ранее принятого Комиссией собственного решения о демонтаже и (или) перемещении объекта;

2.1.2. принимает решения:

1) о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенного объекта некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов);

2) о направлении запросов с целью получения дополнительной информации для всестороннего и объективного рассмотрения вопросов согласно компетенции;

3) об отсутствии оснований для демонтажа и (или) перемещения размещенного объекта некапитального строительства (в случае получения информации, подтверждающей законность размещения рассматриваемого объекта некапитального строительства);

4) об отмене ранее вынесенного решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенного объекта некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (в случае получения информации, подтверждающей законность размещения рассматриваемого объекта некапитального строительства);

5) о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства;

6) о возврате материалов (акта) для устранения замечаний, в случае невозможности принятия решения из-за допущенных подготовителем материалов (составителем акта) нарушений;

7) о приостановлении действия ранее принятого Комиссией решения на основании Закона города Севастополя от 15.11.2018 N 455-ЗС "О некоторых вопросах предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, в аренду без проведения торгов" на срок, не превышающий шесть месяцев;

2.1.3. направляет заверенную копию решения в орган (структурное подразделение), уполномоченный на исполнение мероприятий по демонтажу (перемещению) объекта некапитального строительства, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпунктах 1 - 7 пункта 2.1.2 настоящего Положения.

Исходя из приведенных норм, в полномочия Комиссии входит разрешение вопросов, связанных только с размещением объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), при этом вынесение решения о демонтаже капитальных объектов в полномочия Комиссии не входит.

Истец 02.02.2022 предоставил заключение, свидетельствующие о том, что объект, расположенный на земельном участке в районе , является капитальным объектом.

Данные документы были предоставлены Комиссии после принятия оспариваемого решения. В акте отражены - металлический гараж 2 шт.. Согласно документам, представленным истцом, назначение гаража - хранение автомобильной техники при строительстве квартала жилых домов на , т.е. временное размещение на период строительства жилых домов, в действиях истца суд усматривает недобросовестность. При визуальном обследовании объект является металлический, не связан с землей. Ссылка истца на заключение эксперта судом отклоняются, поскольку из предоставленного заключения следует, что фактически внутри металлической конструкции осуществлена кладка каменной стены, что не свидетельствует о том, что объект приобрел признаки капитального строительства. Такие действия истца суд расценивает как злоупотребление, поскольку согласно договору объект и земельный участок предоставлены во временное пользование на период строительство жилого дома. Надлежащих правоустанавливающих документов на земельный участок под объектом, подтверждающих право постоянного пользования земельным участком, истцом не представлено, также не представлены правоустанавливающие документы на объект лица, у которого истец приобрел гараж. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что данное решение Комиссии было принято в рамках ее полномочий, права истца не нарушают.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н. Кныш