ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-002819-02
производство № 2а-2723/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 июня 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Власенко Ф.В.
при помощнике судьи Требунской А.В.
с участием:
представителя административного истца Бури А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Олейникова Олега Владимировича к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании незаконными решения органа, наделенного государственными полномочиями
установил:
Олейников О.В. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании незаконными решения органа, наделенного государственными полномочиями.
Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, Олейников О.В. просит суд признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 12.05.2022 № 80 об отказе в признании садового дома жилым домом, обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Олейникова О.В. от 01.04.2022 № 1905/01-02-04-08/01/22 о признании садового дома, расположенного по адресу: .
В обоснование иска указано, что Олейников О.В. является собственником садового дома площадью № кв.м., расположенного по адресу: (кадастровый номер №). С 25.10.2019 Олейников О.В. зарегистрирован по месту пребывания в указанном садовом доме, фактически проживает в садовом доме.
31.03.2022 Олейников О.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о признании указанного садового дома жилым домом.
12.05.2022 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя отказал Олейникову О.В. в признании садового дома жилым домом по причине того, что заключение ООО «Исток» не является документом, требуемым для принятия решения о признании садового дома жилым домом, так как не подтверждает соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Считая отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя незаконным, Олейников О.В. обратился в суд с иском.
Административный истец Олейников О.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении истца слушается в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Представитель административного истца Буря А.И. явился в судебное заседание, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии выписки из ЕГРН от 07.06.2022.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, ответчик извещен о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении административного ответчика слушается в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ. Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставил в суд возражение на административное исковое заявление, в котором содержится просьба об оставлении иска Олейникова О.В. без удовлетворения. Также Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставил в суд документы, подтверждающие получение и рассмотрение обращения Олейникова О.В. от 31.03.2022.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что Олейников О.В. является собственником садового дома площадью 119,3 кв.м., расположенного по адресу: (кадастровый номер №). Право собственности Олейникова О.В. зарегистрировано в ЕГРН.
Садовый дом расположен на земельном участке площадью 381 кв.м. по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, в границах землепользования № (кадастровый номер №).
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 29.11.2017 № 64 принадлежащий Олейникову О.В. садовый дом признан соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и пригодным для постоянного проживания.
С 25.10.2019 Олейников О.В. зарегистрирован по месту пребывания в указанном садовом доме, фактически проживает в нем.
31.03.2022 Олейников О.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о признании указанного садового дома жилым домом.
В обоснование возможности признания указанного садового дома жилым домом Олейниковым О.В. Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя было представлено заключение ООО «Исток» по проведению обследования технического состояния дома, подтверждающего соответствие садового дома требованиям надежности и безопасности.
12.05.2022 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя отказал Олейникову О.В. в признании садового дома жилым домом по причине того, что заключение ООО «Исток» не является документом, требуемым для принятия решения о признании садового дома жилым домом, так как не подтверждает соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
По мнению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в заключении по обследованию технического состояния объекта, подготовленном ООО «Исток», отсутствует исчерпывающая информация и материалы, подтверждающие соответствие здания, расположенного по адресу: , предъявляемого к признанию жилым домом, требованиям сводов правил, включенных в Приказ Госстандарта от 02.04.2020 № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» а именно: СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», с учетом приказа Министерства культуры, Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место: «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (в соответствии с требованиями к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах данной территории (режим использования: Р-4-4, участок С-4), протяженность фасада здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, не должна превышать 9,0 м.
Вместе с тем, в нарушение положений ст. 62, 226 КАС РФ Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении настоящего административного дела, заключение подготовленное ООО «Исток», не оспорено, недействительным не признано, равным кругом доказательств не опровергнуто.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя не воспользовался своим правом на заявление ходатайства о назначении в рамках настоящего дела судебной экспертизы с целью определения соответствия садового дома требованиям надежности, безопасности, а также соответствия градостроительным нормам и правилам. Суд оснований для назначения судебной экспертизы по своей инициативе не усматривает.
В соответствии с п. 56 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 06.04.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления); б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа; в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом); г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
В соответствии с п. 61 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:
а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами «а» и (или) «в» пункта 56 Положения;
б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;
в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;
г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом «г» пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;
д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;
е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).
Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 1 и 7 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
В целях обеспечения выполнения положений пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и части 7 статьи 6, части 4 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» приказом Росстандарта от 02 апреля 2020 г. № 687 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Перечень).
В указанный перечень включены, среди прочего СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями № 1, № 2) и СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» (с изменениями № 1, № 2).
Так, согласно пункту 1.1 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
Требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания (пункт 1.3 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
В частности, в соответствии с пунктом 14.22 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»- при планировке и застройке городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривать решения, обеспечивающие их сохранение, использование их градостроительного потенциала. К объектам культурного наследия относятся: памятники архитектуры с их территориями, объекты археологического наследия, ансамбли, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, произведения ландшафтной и садово- парковой архитектуры, достопримечательные места.
Как следует из материалов дела, строительство садового дома, принадлежащего Олейникову О.В., завершено в 2006 году. Учитывая, что садовый дом, заявленный к изменению на жилой, строительством завершен, и его планировка и реконструкция не требуются, положения СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, и введенных в действие 1 июля 2017 г., а также положения Приказа Минкультуры России от 12 августа 2016 г. № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе», действующие с 9 октября 2016 г., в рассматриваемом случае применению не подлежат.
При таких обстоятельствах, основания, указанные административным ответчиком в решении об отказе в признании садового дома жилым домом, не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследований имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, выслушав доводы представителя административного истца, суд считает необходимым, с учетом принципа разделения властей, согласно которому суд не уполномочен обязывать государственные органы совершать какие-либо действия или принимать решения, частично удовлетворить требования Олейникова О.В., и признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 12.05.2022 № 80 об отказе в признании садового дома жилым домом, обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление Олейникова О.В. от 01.04.2022 № 1905/01-02-04-08/01/22 о признании садового дома, расположенного по адресу: жилым домом.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Олейникова О.В., по мнению суда, необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Олейникова Олега Владимировича к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании незаконными решения органа, наделенного государственными полномочиями удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН №, №) от 12.05.2022 № 80 об отказе в признании садового дома жилым домом.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление Олейникова Олега Владимировича года рождения, место рождения (СНИЛС №) от № № № о признании садового дома, расположенного по адресу: жилым домом.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Олейникова Олега Владимировича отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 июля 2022 года.
Судья Гагаринского
районного суда г. Севастополя Ф.В. Власенко