ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1008/2022 от 09.03.2022 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а-1008/22

УИД 26RS0-68

Резолютивная часть оглашена 09.03.2022 года

Решение суда в окончательной форме изготовлено дата года

Р Е III Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата<адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

Председательствующего судьи Бирабасовой М.А.,

с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Сивцевой А.С.,

с участием:

административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит суд взыскать с него задолженность в размере 8131,91 рублей, образовавшуюся по сроку уплаты, указанному в требовании, из которых: по уплате налога на имущество физических лиц, ОКТМО 0755800, в размере 7623 рублей (налог), 122,51 рублей (пеня) за 2016 год за период с дата по дата, 358,58 рублей (пеня) за 2017 год за период с дата по дата год, 27,82 рублей (пеня) за 2018 год за период с дата по дата год.

В обоснование административного иска указано, что на налоговом учёте в МИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН <***>, адрес постоянного места жительства: 355041, <адрес>, дата рождения: дата, место рождения: СССР Респ. Азербайджан <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации 0717 , выдан дата отделом по вопросам Миграции отдела Полиции УМВД России по городу Ставрополю ГУ МВД России по <адрес>, код подразделения 260-035. В соответствии с п.п.1 п.1, п.п.1 п.3.4 ст.23 НК РФ налогоплательщики, а также плательщики страховых взносов, обязаны уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы. Согласно налоговому уведомлению от дата, направленному посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», налогоплательщику произведено начисление сумм налога на имущество физических лиц по иному строению с кадастровым номером 26:11:070901:680, ОКТМО 07558000, по адресу <адрес>, б/н., налоговая база 3 464 963, налоговая ставка 0.50, количество месяцев владения - 12/12, за 2018 год в размере 7623 рублей (срок уплаты дата). Согласно налоговым уведомлениям налогоплательщику произведено начисление сумм налога на имущество с физических лиц, ОКТМО 07558000 - за 2016 год - 3465 рублей (срок уплаты дата), за 2017 год - 6930 рублей (срок уплаты дата). Однако, предусмотренная п.п.1 п.1, п.п.1 п.3.4 ст.23 НК РФ обязанность по уплате указанных обязательных платежей не была исполнена административным ответчиком своевременно в полном объеме. В связи с чем, налогоплательщику в порядке ст.75 НК РФ произведено начисление сумм пеней по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 07558000 в размере 326,12 рублей за 2016 год с дата по дата, 358,58 рублей за 2017 год с дата по дата, 27,82 рублей за 2018 год с дата по дата. Административному ответчику в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ в досудебном порядке посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлялись требования от дата, от дата с установленными сроками уплаты указанной выше задолженности дата, дата которые налогоплательщиком оставлены без исполнения. Согласно абз.3 п.4 ст.31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. При этом в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз.4 п.4 ст.31 НК РФ). В последующем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной выше задолженности от дата. Мировым судьей судебного участка №<адрес>дата вынесено определение об отмене судебного приказа от датаа-167/32-533/2020, которым ранее с ФИО1 по заявлению Межрайонной ИНФС России по <адрес> была взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, ОКТМО 07558000 в размере 7623 рублей (налог) за 2018 год, 972,32 рублей (пеня) за 2016-2018 г.<адрес> на основании указанного судебного приказа с налогоплательщика взыскано налогов, а также пеней в размере 8595,32 рублей. В настоящее время обязанность по уплате указанных выше сумм налогов (страховых взносов), а также соответствующих пеней административным ответчиком исполнена в части. Просит административный иск удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, так как нежилое здание, на которое начислены налоги и пени, разрушено в 2017 году, его не существует. Он неоднократно обращался по данному факту в органы полиции, так как здание разворовали по кирпичу, в администрацию <адрес>, в МИФНС России по СК и в МИФНС России по СК с сообщением о том, что данного здания уже нет, ни на одно обращение он ответа не получил. Переписка с органами внутренних дел результатов не принесла. Он обращался к кадастровому инженеру, который за свои услуги назначил цену в 15000 рублей, которых у него нет. Запись регистрации права собственности на данный объект не погашена, между тем, полагает, что он не обязан уплачивать налоги за здание, которого не существует. Факт утраты здания может подтвердить администрация сельсовета, выехав на поле и зафиксировав его. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.

Суд, с учетом мнения административного ответчика, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административного дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, явка которого не признана судом обязательной.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерация, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Ч.4 ст.289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч.ч.1,2,3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что на налоговом учёте в МИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН <***>, адрес постоянного места жительства: 355041, <адрес>, дата рождения: дата, место рождения: СССР Респ. Азербайджан <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации 0717 , выдан дата отделом по вопросам Миграции отдела Полиции УМВД России по городу Ставрополю ГУ МВД России по <адрес>, код подразделения 260-035.

На основании ч.1 ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

ФИО1 является плательщиком имущественного налога.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч.1-4 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании ст.363 НК РФ налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику налоговым органом.

Согласно налоговому уведомлению от дата, направленному посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», налогоплательщику произведено начисление сумм налога на имущество физических лиц по иному строению с кадастровым номером 26:11:070901:680, ОКТМО 07558000, по адресу <адрес>, б/н., налоговая база 3 464 963, налоговая ставка 0.50, количество месяцев владения - 12/12, за 2018 год в размере 7623 рублей (срок уплаты дата).

Согласно налоговым уведомлениям налогоплательщику произведено начисление сумм налога на имущество с физических лиц, ОКТМО 07558000 - за 2016 год - 3465 рублей (срок уплаты дата), за 2017 год - 6930 рублей (срок уплаты дата). В нарушение ст.45 НК РФ административный ответчик не исполнил обязанности по уплате налогов.Согласно п.2 ст.75 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

На основании п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку у административного ответчика имелась задолженность по уплате налогов, в порядке ст.75 НК РФ ему произведено начисление сумм пеней по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 07558000 в размере 326,12 рублей за 2016 год с дата по дата, 358,58 рублей за 2017 год с дата по дата, 27,82 рублей за 2018 год с дата по дата.

Административному ответчику в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ в досудебном порядке посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлялись требования от дата, от дата с установленными сроками уплаты указанной выше задолженности дата, дата которые налогоплательщиком оставлены без исполнения.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка №<адрес>дата вынесено определение об отмене судебного приказа от датаа-167/32-533/2020, которым ранее с ФИО1 по заявлению Межрайонной ИНФС России по <адрес> была взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, ОКТМО 07558000 в размере 7623 рублей (налог) за 2018 год, 972,32 рублей (пеня) за 2016-2018 г.г.

Всего на основании указанного судебного приказа с налогоплательщика взыскано налогов, а также пеней в размере 8595,32 рублей.

В настоящее время обязанность по уплате указанных выше сумм налогов (страховых взносов), а также соответствующих пеней административным ответчиком исполнена в части.

Согласно расчёту, представленному административным истцом, административный ответчик имеет задолженность в общей сумме 8131,91 рублей, из которых: по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год, ОКТМО 0755800, в размере 7623 рублей (налог), 122,51 рублей (пеня) за 2016 год за период с дата по дата, 358,58 рублей (пеня) за 2017 год за период с дата по дата год, 27,82 рублей (пеня) за 2018 год за период с дата по дата год.

Суд считает представленный административным истцом расчет верным, так как он выполнен с учётом требований налогового законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам законны и обоснованны.

Разрешая доводы административного ответчика о том, что он не обязан уплачивать налоги в связи с отсутствием объекта налогообложения, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от дата N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" статья 408 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, согласно которому в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания для отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как указано в Информации ФНС России "Налоговая политика и практика: об основных изменениях по налогу на имущество физлиц с 2021 года" с 2021 года установлена процедура рассмотрения налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения. По его результатам налоговый орган направляет заявителю уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением такого объекта с указанием основания прекращения исчисления налога, либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления с указанием причин отказа.

Формы заявлений, уведомлений и сообщений о гибели имущества установлены Приказом ФНС России от дата N ММВ-7-21/263@ (ред. от дата) "Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России дата N 54949).

Таким образом, законом установлен определенный порядок освобождения от уплаты налога в связи с гибелью имущества.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Разрешая доводы административного ответчика с позиции ст.ст.59,62 КАС РФ, суд находит их необоснованными, поскольку соответствующих доказательств, подтверждающих факт гибели имущества, факт обращения в различные органы, налоговые органы по данному поводу, суду не представлены. Доказательства внесения в ЕГРН записи о прекращении права на недвижимое имущество суду так же не представлены. Как указывает административный ответчик, право собственности на нежилое здание зарегистрировано за ним по настоящее время.

Доводы о том, что администрация Верхнеегорлыского сельского поселения может установить факт утраты нежилого здания в натуре путем выезда на место и фиксации, судом не принимаются во внимание, поскольку установление факта отсутствия данного здания в 2022 года, не может служить относимым и допустимым доказательством гибели имущества в 2017 году.

Каких-либо иных доказательств, что в периоды, за которые исчислены налоги и пени, объект налогообложения - нежилое здание было утрачено в натуре, произошла его гибель, суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что обязанность по уплате налогов и пени административным ответчиком не исполнена, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, гл. 32 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеней – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, дата года рождения, уроженца <адрес> Республики Азербайджан, ИНН <***>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженность в размере 8131,91 рублей, образовавшуюся по сроку уплаты, указанному в требовании, из которых:

- по уплате налога на имущество физических лиц, ОКТМО 0755800, в размере 7623 рублей (налог), 122,51 рублей (пеня) за 2016 год за период с дата по дата, 358,58 рублей (пеня) за 2017 год за период с дата по дата год, 27,82 рублей (пеня) за 2018 год за период с дата по дата год.

Взыскать с ФИО1, дата года рождения, уроженца <адрес> Республики Азербайджан, ИНН <***>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М.А. Бирабасова