Дело №а-1030/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2018 года город Феодосия Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Нафонайлова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зимницкого К.А. к Администрации города Феодосии, муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества» Администрации города Феодосии о признании незаконным ответа, обязании совершить определенные действия УСТАНОВИЛ: Зимницкий К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии, о признании незаконным ответа, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что он на основании Свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию города Феодосию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по указанным домом, однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были возвращены, поскольку к заявлению не были приложены документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка без торгов, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №1 от 12 января 2015 года. С данным ответом не согласен, в связи с чем, обращаясь в суд, просит признать незаконным ответ Администрации города Феодосии № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию города Феодосии повторно рассмотреть заявление Зимницкого К.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>. Определением суда от 06 июня 2018 года протокольно к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества» Администрации города Феодосии. Административный истец Зимницкий К.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя Нафонайлова А.В., действующего на основании доверенности, который исковые требования поддержал, по основаниям, изложенном в иске. Административный ответчик Администрации города Феодосии в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Административный ответчик муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества» Администрации города Феодосии в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменной позиции суду не представили, причин неявки суду не пояснил. В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал. Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В ходе судебного разбирательства установлено, что Зимницкий К.А. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре №, является собственником <данные изъяты> доли жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО3 обратилась в адрес Администрации города Феодосии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно, цель использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство; основанием предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных приложением 2 административного регламента указаны: пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 8-2 Закона Республики Крым №38-ЗРК. К заявлению приложены: свидетельство о праве на наследство по закону; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; доверенность; копия паспорта заявителя; копия свидетельства о смерти; копия паспорта доверенного лица. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ заместителем главы Администрации города Феодосии заявление с приложенными документами возвращено представителю административного истца, в копии сообщено административному истцу, на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, поскольку заявление не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2.10 настоящего регламента. При этом в оспариваемом ответе указано, что выбранные статьи в заявлении не являются основанием для предоставления земельного участка без торгов, в том числе, статья 8-2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31 июля 2014 года №38-ЗРК. К заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка не приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №1 от 12 января 2015 года. Рассмотрение заявления о предварительном согласовании возможно после предоставления документов, удостоверяющих право собственности на целый жилой дом. Согласно статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги). В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта. В статье 39.5 ЗК РФ перечислены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Статья 39.10 ЗК РФ содержит основания для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование. Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе предусмотрена подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В статье 39.15 ЗК РФ указаны требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в статье 39.16 ЗК РФ указаны основания, при наличии хотя бы одного из них, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В соответствии с частью 3 статьи 35.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно статье 8 Уставу муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Феодосия относится принятие Устава городского округа Феодосия и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 12 февраля 2015 года № 48 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Порядок проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 29 октября 2015 года № 782 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», внесенные в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Административный регламент). Согласно пункту 2.5 Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», результатом предоставления муниципальной услуги является получение Заявителем одного из следующих документов: - постановление Администрации города Феодосии Республики Крым о предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к постановлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка; - постановление Администрации города Феодосии Республики Крым об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части. При этом в Приложениях к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» приведена форма заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка и перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов. Указанная информация находится на общедоступном информационном ресурсе, на официальном сайте Администрации города Феодосии Республики Крым (http://feo.rk.gov.ru). В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента заявители (представители заявителя) при подаче заявления вправе приложить к нему иные документы, не указанные в пункте 2.10 настоящего регламента. Согласно пункту 2.16 Административного регламента в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Администрация возвращает заявление заявителю в случае, в том числе, если заявление не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2.10 настоящего Административного регламента. По смыслу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце. Вместе с тем, судом установлено, что ответ Администрации города Феодосии, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, носит разъяснительный характер относительно несоблюдения требования Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», принят в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий и окончательного решения по данному заявлению административным ответчиком не принималось. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании закона и муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемый ответ Администрации города Феодосии не может быть расценен как нарушающий права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующие требованиям действующего законодательства. Исковые требования об обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано. В связи с отказом в удовлетворении исков в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат. Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления Зимницкого К.А. к Администрации города Феодосии, муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества» Администрации города Феодосии о признании незаконным ответа, обязании совершить определенные действия отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий И.С.Глухова Решение изготовлено в окончательной форме 28 июня 2018 года. |