ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1042/20 от 23.12.2020 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу а-1042/2020

УИД 23RS0-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 23 декабря 2020 года

Калининский районный суд, в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., с участием прокурора <адрес>Фадеев И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старовеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Старовеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, в котором указано, что прокуратурой <адрес> в мае 2020 года проведена проверка соблюдения администрацией Старовеличковского сельского поселения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, по результатам которой установлены нарушения требований закона в данной сфере правоотношений.

В соответствии со ст.ст.1,2,6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ), органы местного самоуправления организуют исполнение законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

В силу положений п.5 ст.3 Закона №209-ФЗ, под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.17 Закона №209-ФЗ, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу требований ч.1 ст.9, ч.1 ст.86 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, которые возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Согласно положениям ч.2 ст.179 БК РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии со ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Установлено, что в Старовеличковском сельском поселении на 2019-2024 г.г. реализуется муниципальная программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Старовеличковского сельского поселения <адрес>», утвержденная постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями).

Какое-либо финансирование муниципальной программы на весь срок ее действия не предусмотрено.

Анализом мероприятий программы, установлено, что они не соответствуют положениям ст.ст.19,20 Закона №209-ФЗ, поскольку предполагают лишь содействие в получении информационно-консультационных услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства без обеспечения финансирования компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства на оплату каких-либо услуг, о чем свидетельствует отсутствие финансирования муниципальной программы.

Кроме того, предусмотренные программой мероприятия, не требующие финансовых затрат, такие как «консультирование субъектов МСП по вопросам государственной поддержки бизнеса, содействие субъектам МСП в формировании и реализации инвестиционных проектов, содействие субъектам МСП в электронной отправке налоговой и пенсионной отчетности, содействие в проведении семинаров и иных мероприятий, связанных с поддержкой малого бизнеса» и других, представляющих собой консультационную поддержку предпринимательства в 2019 году, а также в 2020 году вовсе не проводились.

Таким образом, проводимая администрацией сельского поселения работа предпринимательства не соответствует целям, предусмотренным ст.ст.1-6,17,19-20 Закона №209-ФЗ. Отсутствие целенаправленной работы в данной сфере не способствует развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечению благоприятных условий для их развития и обеспечения конкурентоспособности.

Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.

Указанные факты нашли свое отражение в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, внесенном прокуратурой <адрес> главе администрации Старовеличковского сельского поселения. При этом, в ответе администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ сообщено лишь о финансировании данной муниципальной программы, сведения о проведенной работе по реальному оказанию поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе после внесенного прокуратурой района представления, не представлены.

Проведенной проверкой в порядке контроля установлено, что вышеупомянутые в представлении прокуратуры <адрес>ДД.ММ.ГГГГ нарушения в полном объеме не устранены.

Таким образом, администрацией поселения меры по устранению выявленных нарушений законодательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не принимались.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 КАС РФ, дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, сторона административного истца просит суд:

1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Старовеличковское сельское поселение <адрес> при осуществлении полномочий в сфере оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2) Обязать администрацию Старовеличковского сельского поселения <адрес> провести мероприятия по устранению нарушений, отраженных в представлении прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, путем приведения муниципальной программы в соответствие с требованиями ст.ст. 16 и 18 Закона №209-ФЗ и выполнения предусмотренных ей мероприятий.

Сторона административного ответчика в суд не явилась, в заявлении содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

В судебном заседании прокурор Фадеев И.В. поддержал доводы и требования, указанные в административном исковом заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> в мае 2020 года проведена проверка соблюдения администрацией Старовеличковского сельского поселения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, по результатам которой установлены нарушения требований закона в данной сфере правоотношений.

Согласно ст.ст.1,2,6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ), органы местного самоуправления организуют исполнение законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно п.5 ст.3 Закона №209-ФЗ, под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.17 Закона №209-ФЗ, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.9, ч.1 ст.86 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, которые возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Согласно положениям ч.2 ст.179 БК РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В Старовеличковском сельском поселении на 2019-2024 г.г. реализуется муниципальная программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Старовеличковского сельского поселения <адрес>», утвержденная постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями).

Финансирование муниципальной программы на весь срок ее действия не предусмотрено.

Анализом мероприятий программы, установлено, что они не соответствуют положениям ст.ст.19,20 Закона №209-ФЗ, поскольку предполагают лишь содействие в получении информационно-консультационных услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства без обеспечения финансирования компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства на оплату каких-либо услуг, о чем свидетельствует отсутствие финансирования муниципальной программы.

Предусмотренные программой мероприятия, не требующие финансовых затрат, такие как «консультирование субъектов МСП по вопросам государственной поддержки бизнеса, содействие субъектам МСП в формировании и реализации инвестиционных проектов, содействие субъектам МСП в электронной отправке налоговой и пенсионной отчетности, содействие в проведении семинаров и иных мероприятий, связанных с поддержкой малого бизнеса» и других, представляющих собой консультационную поддержку предпринимательства в 2019 году, а также в 2020 году вовсе не проводились.

При указанных обстоятельствах, проводимая администрацией сельского поселения работа предпринимательства не соответствует целям, предусмотренным ст.ст.1-6,17,19-20 Закона №209-ФЗ. Отсутствие целенаправленной работы в данной сфере не способствует развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечению благоприятных условий для их развития и обеспечения конкурентоспособности.

Данные нарушения затрагивают законные интересы Российской Федерации, субъектов бизнеса направленных на развитие рыночных отношений и укрепление экономики.

Указанные факты нашли свое отражение в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, внесенном прокуратурой <адрес> главе администрации Старовеличковского сельского поселения. При этом, в ответе администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ сообщено лишь о финансировании данной муниципальной программы, сведения о проведенной работе по реальному оказанию поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе после внесенного прокуратурой района представления, не представлены.

Проведенной проверкой в порядке контроля установлено, что вышеупомянутые в представлении прокуратуры <адрес>ДД.ММ.ГГГГ нарушения в полном объеме не устранены.

При указанных обстоятельствах, на администрацию Старовеличковского сельского поселения <адрес> федеральным законодательством возложена обязанность по соблюдению законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, при этом в судебном заседании установлено, что на момент проведения вышеуказанной проверки, работа в указанном направлении не ведется, достаточных мер, направленных на выполнение вышеуказанных требований законодательства не принято.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старовеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия – удовлетворить в полном объеме.

1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Старовеличковское сельское поселение <адрес> при осуществлении полномочий в сфере оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2) Обязать администрацию Старовеличковского сельского поселения <адрес> провести мероприятия по устранению нарушений, отраженных в представлении прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, путем приведения муниципальной программы в соответствие с требованиями ст.ст. 16 и 18 Закона №209-ФЗ и выполнения предусмотренных ей мероприятий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия.