ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1042/2023 от 26.10.2023 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

а-1042/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 26 октября 2023 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ж.Д. к МРИ ФНС России по РД и УФНС России по РД о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за от ДД.ММ.ГГГГ и за от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Ж.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС России по РД и УФНС России по РД о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за от ДД.ММ.ГГГГ и решения по жалобе за от ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и Э.Ж. был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого он продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: Россия, РД, <адрес> Б, <адрес>, за 1 150 000 руб.

Согласно пункту 3 Договора расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора.

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) договор был сдан в ФКП «Росреестра» для государственной регистрации перехода право собственности.

Согласно Выписке из ЕГРН переход право собственности на отчуждаемый объект зарегистрирован органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ст.6 Федерального Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.08.2017г. № 14-10188-ГЕ/17), согласно которому государственная регистрация прав осуществляется в течение 9 рабочих дней с даты приема в МФЦ заявления и прилагаемых к нему документов.

27.09.2021 года между административным истцом и Гусейновым Герей Забитовичем заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого последний продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес><адрес> за 1 083 000 рублей.

Согласно пункту 4.2 Договора расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора.

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) данный договор был сдан в ФКП «Росреестра» для государственной регистрации перехода право собственности.

24.02.2023 года по телефону сотрудник МРИ ФНС России по РД сообщил о том, что за ним образовалась задолженность по НДФЛ по результатам проведенной проверки факта продажи двух квартир в 2021 году, которую необходимо погасить. О какой проверке именно идет речь, ему не были известно. Доводы о том, что он 2021 году продал одну квартиру, не были приняты во внимание.

Не дождавшись получения копии материалов по результатам проведенной проверки по предложении звонившего представителя налогового органа он подал апелляционную жалобу, в котором просил отменить решение о привлечении его к ответственности за 2021 год по НДФЛ с доходов, полученных от реализации недвижимого имущества. Привести в своей жалобе фактических и правовых оснований не имел возможности, так как к тому времени он не был должным образом извещен о принятом решении.

Решением по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ@ Управление ФНС по <адрес> апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, о чем административный истец узнал 13.06.2023г.

В последующем он узнал, что Межрайонной инспекцией ФНС России по РД в отношении него проведена камеральная налоговая проверка (КНП), по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, решено привлечь его к ответственности в виде применения штрафных санкций, предусмотренных п.1 ст. 119 НК РФ- в размере 24 044 руб., п.1 ст. 122 НК РФ - в размере 32 058 руб., а также предложено уплатить недоимку в сумме 160 290 рублей.

12.05.2023 года он обратился в МРИ ФНС России по <адрес> с просьбой предоставить копии материалов налоговой проверки.

13.06.2023 года получены запрошенные документы: Акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.09.2022г., Решение от 15.11.2022г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Решение по жалобе @, Реестр почтовой отправки. С указанными решениями он не согласен, в том числе, с актом КНП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным решением по результатам рассмотрения материалов КНП от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением жалобе по следующим основаниям.

Как видно, из представленных налоговым органом по запросу копии акта налоговой проверки, факт уклонения от получения акта налоговой проверки не отражен в налоговой проверке. Кроме того, в акте налоговой проверки, устанавливая неуплату/(недоимку) в сумме 160 290 рублей, не приведен расчет недоимки, нет ссылки на первичные документы, которые послужили основанием для начисления указанной суммы недоимки. Эти обстоятельства не отражены в принятом решении.

Также, он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Материалы налоговой проверки рассмотрены заместителем начальника MPИ России по <адрес> Гадисовым У.М. ДД.ММ.ГГГГ и вынесено обжалуемое решение, тогда как согласно Извещению о времени и месте рассмотрения налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ время рассмотрения материалов налоговой проверки назначено на ДД.ММ.ГГГГ 10 час. 00 мин. При принятии решения по жалобе Управлением этот факт вообще не установлен.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не установлена и причина не явки лица, в отношении которого проведена проверка, не выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении административного правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, не учтены доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка в свою защиту и результаты проверки этих доводов, что также не установлено в решении по жалобе.

Представленные почтовые квитанции и списки внутренних почтовых отправлений достоверно не свидетельствуют о направлении в именно этих документов, а не других, нет описи вложения. В этих списках нет реквизитов направляемых в адрес налогоплательщика документов. При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган неправомерно отнес полученный им доход от продажи квартиры в 2020 году к периоду за 2021 год исходя из факта регистрации перехода права собственности к покупателю.

Административный истец Ж.Д. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил представителя для участия в деле.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Асабалиев Р.М. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС России по РД Магомедов Р.А. и представитель УФНС России по РД Мисирбиев А.Т. в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили отказать в его удовлетворении по основаниям изложенным в возражении на иск.

Выслушав объяснения сторон, изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктов 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений (п.6 ст.100 и п.6.2 НК РФ). Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа, не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения (подпункт 2 пункт 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По смыслу положений, установленных статье 101 Налогового кодекса РФ, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым Кодексом РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщица, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ", в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ не извещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.

При проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения названного лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно (пункт 41).

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.

Поэтому исследование и оценка иных доводов налогоплательщика относительно незаконности такого решения в данном случае судом не осуществляется (п. 73 Постановления ПВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57).

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГЖ.Д. продал Гусейнову Г.З. квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, стороны оценили указанную квартиру за 1083000 (один миллион восемьдесят три тысяча) руб.

Также, между Ж.Д. и Э.Ж.ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи квартиры, с кадастровым , расположенную по адресу: РД, <адрес>, пр-кт им. Амет-хана Султана, <адрес>-б,<адрес>.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка в отношении Ж.Д. на основании непредставления физическим лицом расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости, т.е. первичной декларации от ДД.ММ.ГГГГ за 2021 год. По результатам налоговой проверки составлен акт N 4372 от ДД.ММ.ГГГГ.

Извещением от ДД.ММ.ГГГГЖ.Д. приглашен на ознакомление с материалами проверки на 10 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГЖ.Д. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ решение вместе с извещениями от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте ознакомления с материалами проверки, направлены по месту жительства Ж.Д. заказным письмом.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом принесена апелляционная жалоба на указанное выше решение, которое ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.

Кроме того, административному истцу налоговым органом направлено требование N868 об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

После обращение административного истца налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ж.Д. направлены вторые экземпляры акта налоговой проверки, извещения о времени и месте рассмотрения налоговой проверки и реестры почтовой отправки.

По смыслу приведенных выше норм права законодатель связывает возможность рассмотрения материалов налоговой проверки исключительно с надлежащим извещением налогоплательщика о таком рассмотрении.

Данная позиция неоднократно высказывалась ФНС России, в том числе, в письме N АС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля" от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относятся:

1) обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 Кодекса).

Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия налогоплательщика, и налоговые органы должны обеспечивать своевременное и надлежащее извещение налогоплательщиков (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов проверки.

Доказательствами надлежащего извещения Ж.Д. о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с подтверждением вручения адресату налоговый орган на день рассмотрения материалов налоговой проверки также не располагал.

Из дела усматривается, что материалы налоговой проверки рассмотрены заместителем начальника MPИ России по <адрес> Гадисовым У.М. ДД.ММ.ГГГГ с вынесением обжалуемого решения, тогда как согласно извещению о времени и месте рассмотрения налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ время рассмотрения материалов налоговой проверки указано - ДД.ММ.ГГГГ 10 час. 00 мин.

Таким образом, Ж.Д. не будучи извещенным о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, был лишен возможности ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ж.Д. к МРИ ФНС России по РД и УФНС России по РД о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за от ДД.ММ.ГГГГ и решения по жалобе за от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконными: решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Ж.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение заместителя руководителя Управления ФНС по РД Т.А. Алиева от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ж.Д..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Р.С. Галимова