Адм. дело №а-1045/087 – 2019 г.
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2019 года г. Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Мясоедовой Н.Н.,
с участием административного истца Прокопова Сергея Николаевича, представителя административного истца Прокопова С.Н. – адвоката Колоколова Я.Н., представившего удостоверение №, выданное Управлением МЮ России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; представителя административного ответчика ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. ФИО4 Алехина» Борзенковой М.Л., заинтересованного лица – представителя Администрации Курской области, по доверенности Новикова Ю.Л.,
при секретаре Руденко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Прокопова Сергея Николаевича к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. ФИО4 Алехина» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № и о возложении обязанности устранить нарушения прав путем согласования, суд
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Прокопов Сергей Николаевич обратился в Курский районный суд <адрес> с вышеуказанным административным исковым заявлением и дополнением к нему, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен земельный участок, площадью 1000 кв. м, категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> а ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП за ним было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с п. II Положения об охранной зоне Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. проф. ФИО6, утвержденного решением исполкома <адрес>ФИО2 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. проф. ФИО6 в свете постановления ЦК КПСС и ФИО2 СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», на территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры, в связи, с чем 22.04.2019г., он обратился в ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО4 Алехина» за согласованием хозяйственной деятельности путем введения в эксплуатацию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в границах <адрес><адрес>. Однако, согласно выписке из протокола Научно-Технического ФИО2 Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина № от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в согласовании со ссылкой на то, что: участок находится в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника и не входил в границы населенного пункта д. <адрес> по состоянию на 1988 год, когда принималось Решение исполкома <адрес>ФИО2 народных депутатов № «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного заповедника им. проф. ФИО6», а также в связи с тем, что заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной буферной зоне. Считает, что вышеуказанное решение в виде отказа в согласовании хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, принятое на Научно-Техническом ФИО2 Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина ДД.ММ.ГГГГ и оформленное выпиской из протокола (далее по тексту - Решение НТС), является незаконным, так как не основан на предусмотренных законом, либо иными нормативно-правовыми актами основаниях для отказа, носит формальный характер, нарушает его права и законные интересы, поскольку перевод земли из категории сельхозназначения в земли населенных пунктов был осуществлен уполномоченными государственными органами, законность указанного перевода земель являлась предметом проверки органов прокуратуры, и соответствующий перевод земли, в том числе, на которой в настоящее время расположен земельный участок, признан законным и не оспорен, а указанное решение было принято неуполномоченным органом, неутвержденным составом Научно-Технического ФИО2 Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина и с нарушением процедуры принятия, с нарушением п.8.2. Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора», п.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», поскольку при принятии данного Решения об отказе, в состав НТС входили и такие специалисты как главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер, инспектор по кадрам, специалист по охране труда, которые, по его мнению, не являются квалифицированными специалистами в области охраны окружающей среды и природопользования и не уполномочены были участвовать при принятии таких решений, без проведения экспертизы, без предоставления иных достоверных подтверждений нарушения со стороны его - собственника земельного участка прав и охраняемых законом интересов Заповедника (и указания на такие права), в том числе связанных с оказанием негативного (вредного) воздействия на природный комплекс особо охраняемой природной территории (территории заповедника) либо угрозы такого нарушения.
Просит также учесть, что в силу п.8.4. Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора», персональный состав НТС утверждается Росприроднадзором по представлению директора заповедника (национального парка) сроком на 2 года, а в заседании вышеуказанного Научно-Технического ФИО2ДД.ММ.ГГГГ приняли участие не входящие в состав данного Научно-Технического ФИО2, утвержденный заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России в 2016 году, юрисконсульт ФИО7, главный бухгалтер ФИО8; бухгалтер ФИО9; инспектор по кадрам ФИО10, инженер ФИО11. Считает, что действующее законодательство также не содержит положений указывающих на исключительные полномочия научно-технического ФИО2 в области согласования хозяйственной деятельности на территории буферной зоны заповедника, и отсутствие действующего правового механизма согласования с Заповедником хозяйственной и иной деятельности на территории охранной (буферной) зоны, по его мнению, фактически делает невозможным реализовать ему свое право на согласование любой своей хозяйственной деятельности на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке и в результате полностью исключает предусмотренную и гарантированную законом возможность использования своего земельного участка по назначению.
Ссылаясь на положения Решения исполкома <адрес>ФИО2 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, п.7.1. Приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО4 Алехина», должностные лица административного ответчика на протяжении всего периода осуществления им хозяйственной деятельности с 2013 года по 2018 год, не предприняли никаких мер для информирования об установленных ограничениях, в частности о нахождении земельного участка в охранной (буферной) зоне и необходимости получения согласия на строительство жилого дома, не запретили ему ведение хозяйственной деятельности на принадлежащем ему земельном участке, не обратился с требованием о совершении такого запрета, не сообщил о причинении вреда Заповеднику в результате осуществления строительства жилого дома, не обратился с требованиями о возмещении причиненного вреда, об устранен допущенных нарушений либо о приведении деятельности в соответствие с допустимыми нормами.
Считает, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников, поскольку такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, и их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы, а главное условие использования таких земельных участков - это отсутствие вреда окружающей среде. Просит суд также учесть, что при обращении в Центрально-Черноземный государственный заповедник им. проф. ФИО6 в своем заявлении он одновременно сообщил о том, что земельный участок будет использоваться им согласно установленного вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, при этом он гарантировал, что не будет оказываться негативное воздействие на окружающую среду и осуществляемая деятельность не повлечет коренного изменения естественного хода природных процессов.
Просит суд признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах <адрес><адрес> и возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах <адрес><адрес>.
Административный истец Прокопов С.Н., представитель административного истца Прокопова С.Н. – адвокат Колоколов Я.Н. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали полностью по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик – представитель ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора ФИО6» Борзенкова М.Л. в судебном заседании просила в административном иске отказать.
Заинтересованное лицо – Администрация Курского района Курской области в судебное заседание своего представителя не направило, в условиях надлежащего извещения о его дне, времени и месте.
Заинтересованное лицо – представитель Администрации Курской области Новиков Ю.Л. в суде просил административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ).
В соответствии со ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.1 ст.32 Закона N7-ФЗ, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. ст.218, 227 КАС РФ, решения и действия органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно не действительными, не законными при наличии совокупности двух условий - не соответствия оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий требование о признании решения, действия (бездействия) незаконными не может быть удовлетворено.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.
Согласно ст.3 Федерального закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, а также принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Кроме того, в ст.3 вышеуказанного Федерального закона №7-ФЗ, установлен приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Статьей 4 Федерального закона №7-ФЗ, определены объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, к которым относятся компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.ч.1, 2 ст.34 указанного выше Федерального закона №7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В силу ст.95 Земельного кодекса РФ, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Согласно п.7 данной статьи, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
В силу ч.1 ст.58 Федерального закона N7-ФЗ, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно п.2 ст.95 ЗК РФ, особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
В п.28 указанного Постановления предусмотрено, что режим охранной зоны, то есть конкретные ограничения на использование участков, устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедннк имени проф. ФИО6 был учрежден ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ВЦИК и СНК ФИО2.
Охранная зона заповедника им ФИО6 была создана Решением исполкома <адрес>ФИО2 депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ вокруг участков Заповедника в <адрес> шириной 1 км, а в последствии границы охранной зоны уточнялись решением Курского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ «Положение об охранной зоне Заповедника», согласно которому охранная зона вокруг четырех участков Заповедника в <адрес> (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы) расширена до 3 км.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Н №-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России», Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО4 Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (п.91 перечня).
Решением Президиума Международного координационного ФИО2 программы ЮНЕСКО от ДД.ММ.ГГГГ заповедник включен в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО, с 1998 года является обладателем Диплома ФИО2 Европы, а с 2012 года вошел в Изумрудную сеть Европы.
В ст.40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик указано, что землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.п.). Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ", со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
В настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях" и Земельным кодексом РФ.
В соответствии с подпунктом «а» п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие территории как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
Этой же статьей предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На момент принятия вышеуказанного решения Курского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ порядок создания охранных зон государственных заповедников был установлен Положением о государственных заповедниках ФИО2, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N769.
В соответствии с п.17 вышеуказанного Положения, вокруг государственных заповедников или на примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям ФИО2 автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона.
В силу п.11 ст.105 Земельного кодекса РФ, охранная зона государственного природного заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий также создаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п.2 ст.104 Земельного кодекса РФ, в целях, предусмотренных п.1 настоящей статьи, в границах с особыми условиями использования территорий - ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ), для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N138 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон установлено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п.5). Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п.28). В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природною парка или памятника природы (п.29).
Судом установлено, что охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного заповедника - участок «Стрелецкий», расположенная на территории Курского и <адрес>ов <адрес>, была поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и представлена на публичной кадастровой карте с учетным номером ЗОУИТ 46.ДД.ММ.ГГГГ. В границах Охранной (буферная) зоны Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника имени ФИО4 Алехина (зоны с особыми условиями использования территорий), расположен принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № Данные обстоятельства подтверждены представителем административного истца при рассмотрении настоящего иска, а также совокупностью представленных суду доказательств.
По смыслу требований действующего законодательства РФ, охранные зоны минимально допустимых расстояний считаются фактически установленными в силу действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
В целях решения вышеуказанных задач на территории охранной (буферной) зоны в соответствии со ст.108 Земельного кодекса ФИО2, запрещена всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры; на территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, которая не повлечет за собой коренного изменения естественного хода природных процессов. В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законодательством предусмотрена возможность ограничения осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках, входящих в границы охранной зоны, с целью недопущения отрицательного воздействия на объекты заповедника.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», охранные зоны особо охраняемых природных территорий, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Таким образом, порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником.
Как следует из данных, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Прокопову Сергею Николаевичу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 1000 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.
То обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок, принадлежавший административному истцу, расположен в охранной зоне участка «Стрелецкий» ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО4 Алехина» сторонами не оспаривается и подтверждается данными, содержащимися в публичной кадастровой карте.
За согласованием ведения хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома ДД.ММ.ГГГГ Прокопов С.Н. обратился в ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора ФИО6».
При этом, как следует из представленных суду доказательств ДД.ММ.ГГГГ на заседании Научно-технического ФИО2 ФГБУ «Центрально-Черноземный Государственный биосферный природный заповедник им. ФИО4 Алехина» было принято единогласное решение об отказе ФИО1 в согласовании вышеуказанной деятельности, при принятии этого решения присутствовал директор ФГБУ «Центрально-Черноземный Государственный биосферный природный заповедник им. ФИО4 Алехина». При этом, вышеуказанный отказ мотивирован тем, что земельный участок Прокопова С.Н. находится в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника и не входил в границы населенного пункта д. Кукуевка по состоянию на 1988 года, т.е. на момент, когда принималось Решение исполкома <адрес>ФИО2 народных депутатов № «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-черноземного государственного заповедника им. проф. ФИО6», а заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной (буферной) зоне.
Выписка из протокола вышеуказанного заседания Научно-технического ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ была получена Прокоповым С.Н., что подтверждено административным истцом при рассмотрении настоящих исковых требований.
Таким образом, согласование с ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО4 Алехина» ведения хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, на спорном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в охранной зоне заповедника, с административным истцом в настоящее время не произведено.
Земельный кодекс РФ определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 2 статьи 56).
Таким образом, Закон установил не уведомительный, а разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории охранных (буферных) зон.
Согласование данной деятельности носит административный характер посредством обращения в уполномоченный государственный орган или учреждение и не может быть преодолено посредством предъявления иска в суд в порядке административного искового производства.
При этом, суд учитывает, что приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора" утверждены Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.
Пунктом 8.5 данных Методических рекомендаций установлено, что научно технический ФИО2 рассматривает и дает предложения и рекомендации по следующим вопросам: регламентация и поддержание режима особой охраны территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны, регулирование хозяйственной деятельности на территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны.
Подпунктом «а» п.7.6 Положения о ФГУ "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. ФИО6», утвержденного приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа № от 26.03.2009г) предусмотрено, что главному государственному инспектору (директору заповедника) и его заместителям предоставлено право запрещать хозяйственную деятельность, не соответствующую установленному режиму Заповедника и его охранной зоне.
Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, производя анализ сведений публичной кадастровой карты, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд считает, что правовых оснований для признания решения ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. ФИО4 Алехина» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании порядка ведения хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № незаконным не имеется, поскольку оно принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий и компетенции, основания для принятия оспариваемого решения имелись, оно не противоречит действующему законодательству, в связи с чем не может рассматриваться, как нарушающее права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд отказывает Прокопову Сергею Николаевичу в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного суд доводы административного истца и его представителя, указанные в административном иске, в том числе о том, что перевод спорного земельного участка из категории сельхозназначения в земли населенных пунктов был осуществлен неуполномоченным государственным органом, а оспариваемое решение принято без проведения соответствующей экспертизы и без предоставления иных достоверных подтверждений нарушения прав и охраняемых законом интересов Заповедника считает несостоятельными, поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.
Суд оснований для возложения на административного ответчика обязанности согласовать порядок ведения административным ответчиком хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером 46:11:121203:861, также не усматривает и считает необходимым и в этой части в удовлетворении требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокопову Сергею Николаевичу в удовлетворении административного иска к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. ФИО4 Алехина» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании хозяйственной деятельности путем согласования ввода в эксплуатацию жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером № и о возложении обязанности устранить нарушения прав путем согласования, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: