ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-10481/2021 от 20.12.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело а-10481/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г.о. Люберцы Московской области

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГ

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд Московской области в составе судьи Голочановой И.В.. при секретаре Ерыгиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-10481/2021 по коллективному административному иску Максимовой Л. Г., Абрашкина В. И., Ялтанской Т. Е., Коняева С. И., Паниной Ж. А., Веревкина В. Н., Петровой Е. В., Апальковой Н. Б.. Кудрявцевой А. СтА.вовны, Лагутина Д. М., Прокофьева О. АнатО.ча, Луневой (Жудиной) Н. В., Буданова А. В., Никоновой Г. А., Маркелычева С. В., Огнянер М. Л., Захаровой Л. А., Мгдесян А. Е., Кирса Р. А., Пронина Н. В., Ходяковой А. С., Агеева В. М., Огнянер Л. С., Фроловой С. Н., Морозова Д. В., Сайковой И. И., Морозовой Е. Г., попова рия Н., Еремеевой Е. Н., Китайцевой Т. С., Васильевой С. Н., Королева В. В., Ишбулдиной Г. Е., Нестерова Ю. И., Колеганова Г. И., Степанова А. В. к Администрации г.о. Люберцы Московской области о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд, с вышеуказанными коллективными требованиями мотивируя их тем, что являются собственниками парковочных мест в крытой стоянке, расположенной по адресу: <адрес>, ул.Попова, вблизи <адрес> на основании договоров купли-продажи, заключенных с ООО «СтройОлимпус», либо приобретенных у физических лиц по договору купли – продажи.

ДД.ММ.ГГ Администрацией г.о. Люберцы вынесено постановление -ПА о демонтаже незаконно возведенного нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Люберцы, ул. Попова, вблизи <адрес>. Протоколом исполнительных действий по постановлению было принято решение об отсрочке исполнения постановления на 10 рабочих дней, для оспаривания постановления.

С указанным постановлением истцы не согласны, полагают его незаконным, нарушающим права и законные интересы истцов, указав на то, что территория парковки является придомовой территорией многоквартирного <адрес>, на наличие оснований для оформления земельного участка в собственность владельцев машиномест на основании ст. 35,36 ЗК РФ, на строительство парковки на основании выданного разрешения, оплату земельного налога в 2009 году.

Вынесенное постановление истцы считают незаконным, поэтому просили суд признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГ-ПА «О демонтаже незаконно возведенного нестационарного объекта расположенного по адресу: <адрес>, ул. Попова, вблизи <адрес>», возложить на ответчика обязанность воздержаться от реализации постановления.

Административный истец Максимова Л.Г., ее представитель по ордеру адвокат Романова Т.А., истцы Веревкин В.Н., Апалькова Н.Б., Панина Ж.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, Указали, что машино-места признаны недвижимым имуществом, в связи с чем, была нарушена процедура вынесения постановлений, парковочные места и навес были возведены на основании действующего постановления, поэтому находятся в собственности законно.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Люберцы Московской области по доверенности Мялов С.Д. в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что Администрацией было издано Постановление о благоустройстве, в котором предусматривалось обязательное согласование эскизного проекта комплексного благоустройства территории, земельный отношения истцами оформлены не были, арендные платежи не вносятся, земельный участок под автомобильной парковкой надлежаще оформлен не был, о чем свидетельствует представленная выписка из публичной кадастровой карты территории и относится к неразграниченной собственности, в ведении Администрации г.о. Люберцы.

Другие указанные в иске истцы в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица Фонда содействия реконструкции и благоустройства, РОО «Город», ООО «СтройОлимпус» в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, пояснений не представили, об отложении не ходатайствовали.

Выслушав административных истцов, представителя, административного ответчика - представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области было вынесено Постановление -ПА «О комплексном благоустройстве сквера «Аллея Памяти» на территории <адрес>».

Данным постановлением Фонду содействия реконструкции и благоустройству было дано поручение:

1.1. Разрешить комплексное благоустройство сквера «Аллея Памяти» на территории от торгового центра «Светофор» (<адрес>) до архитектурно-паркового комплекса «Не вернувшимся с войны» и территории, прилегающей к автодороге по <адрес>.

1.2. До начала работы согласовать эскизный проект комплексного благоустройства указанной территории с администрацией <адрес>.

1.3. Произвести демонтаж незаконно-установленных гаражей «ракушек» на указанной территории собственными силами.

1.4. Согласовать с администрацией <адрес> внешний вид, цвет и конфигурацию устанавливаемых сборно-разборных навесов.

Администрации <адрес> даны следующие поручения:

2.1. Оказать содействие «Фонду содействия реконструкции и благоустройству» в сносе незаконно-установленных гаражей «ракушек».

2.2. Согласовать эскизный проект комплексного благоустройства территорий с коммунальными службами (л.д.29-30)

На основании постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ между Фондом содействия реконструкции и благоустройству и ООО «СтройОлимпус» было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГ (л.д..44-46).

Предметом соглашения являлись работы по строительству стояночного комплекса типа «Пассаж» по адресу: <адрес>, ул. Попова, вл. 24/1

Данным соглашением предусмотрены следующие обязательства сторон:

2.2.3. Фонд принимает на себя обязательство содействовать застройщику в проведении мероприятий по переселению автовладельцев в парковочный комплекс.

2.3.1. Застройщик принимает на себя обязательство организовать строительство стояночного комплекса за счет своих сил и средств по проекту Фонда содействия реконструкции и благоустройству по адресу: <адрес>, ул. Попова, вл. 24/1

2.3.2. Застройщик принимает на себя обязательство проводить качественно и в срок весь комплекс работ, связанных со строительством, монтажом и благоустройством стояночного комплекса.

2.3.3. Оформить ИРД и иную необходимую документацию, связанную со строительством парковки.

Допустимые и достаточные доказательства тому, что проект благоустройства территории был утвержден и передан в Администрацию <адрес> для согласования в материалах дела, как со стороны истцов, так и заинтересованных лиц не представлены.

По окончании благоустройства территории и строительства автостоянки между застройщиком и административными истцами были заключены договоры купли-продажи с истцами и их правопредшественниками о приобретении парковочных мест на автостоянке по адресу: <адрес>, ул. Попова, вл. 24/1.

В п. 11.1 решения Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от ДД.ММ.ГГ N 233/6 "Об утверждении норм и правил благоустройства территории <адрес>" указано, что некапитальными нестационарными обычно являются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, - это Объекты Мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, металлические тенты, гаражи - "ракушки", "пеналы", хозяйственные и вспомогательные постройки (деревянные сарая, будки, гаражи, голубятни, теплицы), шлагбаумы, цепи, столбы, бетонные блоки и плиты, другие объекты некапитального характера.

Пунктом 11.6 решения Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от ДД.ММ.ГГ N 233/6 "Об утверждении норм и правил благоустройства территории <адрес>" запрещена самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, оказания услуг, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов, гаражей - "ракушек", "пеналов" и т.п.), хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц и др.), ограждений на территории <адрес>, установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений и объектов, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд автотранспорта в местах общественного пользования без получения разрешения (постановления) администрации <адрес>.

Решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ N 202/21 утверждено "Положение о порядке размещения временных нестационарных объектов на территории городского округа Люберцы".

Пунктом 2.1 Решения Совета депутатов муниципального образования некой о Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ N 202/21 установлено, что временный нестационарный объект - объект, представляющий собой ценную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического соединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (голубятни, временные сооружения для хранения автотранспорта, сооружения хозяйственно-бытого и производственного назначения, металлические гаражи, бытовки и т.п.).

В пункте 4.4 данного решения Совета депутатов указано, что основанием для размещения и эксплуатации временного нестационарного объекта заявителем является Постановление администрации городского округа Люберцы.

Как следует из пояснений представителя Администрации г.о. Люберцы Московской области, Фонд содействия реконструкции и благоустройства проект размещения гаражей и открытых стоянок в нарушение положений Постановления в установленном порядке не согласовал с балансодержателем ОГЖТ, поэтому, учитывая что разрешительная документация на возведение спорных конструкций администрацией не выдавалась, земельные отношения не оформлялись, о чем так же свидетельствует выписка из публичной кадастровой карты территории, было вынесено акты о выявлении самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории г.о. Люберцы, требование о демонтаже самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории г.о. Люберцы и на основании этих актов - Постановление от ДД.ММ.ГГ-ПА «О демонтаже незаконно возведенных нестационарных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, Ул. Попова, вблизи <адрес>».

Порядок демонтажа незаконно возведенных нестационарных объектов на территории г.о. Люберцы Московской области регулируется Положением о демонтаже подобных объектов, утвержденным Постановлением Администрации г.о. Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ-ПА.

В соответствии с данным Положением им определяется комплекс мероприятий, связанных с демонтажем самовольно (незаконно) установленных или возведенных на территории городского округа Люберцы нестационарных объектов, предназначенных для осуществления торговли, общественного питания, оказания услуг (павильоны, киоски, лотки, летние кафе и т.п.), хранения (укрытия, стоянки) транспортных средств (металлические тенты, гаражи типа «ракушка» и «пенал», цепи, иные конструкции), а также хозяйственных и вспомогательных построек (сараи, будки, голубятни, теплицы и т.п.), ограждений, заборов (далее – нестационарных объектов).

Самовольно установленный нестационарный объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории без предусмотренных законодательством и/или нормативными правовыми актами городского округа Люберцы правовых оснований.

Незаконно установленный нестационарный объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории, право на размещение которого прекратилось.

Комиссия рассматривает информацию о самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектах, поступившую в администрацию городского округа Люберцы, а также информацию, поступившую в ходе проведения мониторинга нестационарных объектов на территории городского округа Люберцы с выездом на место.

По результатам выезда комиссии составляется акт о выявлении самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта на территории городского округа Люберцы (приложение ), в котором указываются дата выезда комиссии, адрес места расположения нестационарного объекта, его вид, владелец нестационарного объекта, прилагаются фотографии нестационарного объекта.

В случае если владелец нестационарного объекта неизвестен, в акте о выявлении самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта на территории г.о. Люберцы делается соответствующая запись.

При составлении акта о выявлении самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта на территории городского округа Люберцы комиссия принимает меры для выявления лица, осуществившего установку нестационарного объекта (физического или юридического лица), и обеспечивает ознакомление данного лица (либо его представителя) с актом о выявлении самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта на территории городского округа Люберцы. В случае отказа лица, осуществившего самовольную (незаконную) установку выявленного нестационарного объекта, от ознакомления с актом или его отсутствия при составлении акта, в нем делается соответствующая запись.

После составления акта о выявлении самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта на территории городского округа Люберцы в отношении лица, осуществившего самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, комиссия составляет требование (приложение ) о демонтаже самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта.

Требование о демонтаже самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта вручается под личную роспись лицу или уполномоченному представителю, осуществившему самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, установленный комиссией при выявлении лица, осуществившего самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта.

Одновременно с вручением требования о демонтаже самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта лицу или уполномоченному представителю, осуществившему самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, требование дублируется на самовольно (незаконно) установленном нестационарном объекте путем размещения на объекте соответствующего требования.

Лицо, осуществившее самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, указанное в требовании о демонтаже самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта, обязано в течении 3 рабочих дней с момента вручения требования своими силами и за свой счет демонтировать самовольно (незаконно) установленный им нестационарный объект.

В случае отсутствия возможности выявления лица, осуществившего самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, требование о добровольном демонтаже самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте администрации городского округа Люберцы в сети «Интернет».

Освобожденная от демонтированных нестационарных объектов территория подлежит благоустройству в соответствии с утвержденными программами (планами) благоустройства городского округа Люберцы.

На основе изложенного, учитывая представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация правомерно вынесла оспариваемые акты о демонтаже самовольно возведенных нестационарных объектов, поскольку необходимый проект на согласование не передавался, разрешительная документация на постройку автостоянки не была утверждена, более того земельные отношения надлежащим образом не оформлены, несмотря на длительность безвозмездного пользования земельным участком собственниками гаражных боксов. При принятии решения Администрация действовала в соответствии с вышеуказанным постановлением, информация о демонтаже была надлежащим образом опубликована и размещена на информационном щите, где собственники гаражей могли со всем ознакомиться. Более того, в материалах дела представлено согласие собственников машино-мест на демонтаж для формирования муниципальной парковки (л.д.47)

Доводы о расположении на территории автомобильной парковки объектов недвижимого имущества в виде машино-мест судом отклоняются в качестве необоснованных, доказательств возведения и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества на территории спорного земельного участка суду не представлено. Кроме того, из представленного в материалах дела проекта, а также постановления администрации усматривается, что на автомобильной парковке имеется нестационарная сборно-разборная конструкция типа «Пассаж». Не подлежат применению к правоотношениям между сторонами и положения ст. 218 Гражданского кодекса РФ, поскольку какого – либо ГСК на территории стоянки организовано не было, членами ГСК истцы не являются.

Следовательно, у Фонда, который в установленном законе порядке не согласовал эскизный проект комплексного благоустройства придомовой территории, отсутствовали правовые основания для предоставления ООО «СтройОлимпус» права на постройку парковочных мест по адресу: <адрес>, ул. Попова, вл. 24/1. ООО «СтройОлимпус» не имел законных оснований (права собственности или аренды) без согласования схемы размещения земельного участка и без права его застройки велобустройство парковочных мест, а потом продал парковочные места гражданам по договорам купли-продажи за полную стоимость. Поэтому суд приходит к выводу, что заключенные договоры купли-продажи, в том числе и с Максимовой Л.Г., Абрашкиным В.И., и другими истцами фактически являются ничтожными. Также судом отмечается, что граждане при приобретении парковочных мест, действуя добросовестно и разумно, должны были удостовериться в наличии в ООО «СтройОлимпус» оформленных земельных отношений, эскизного проекта, утвержденного администрацией и балансодержателем. Доводы истцов о наличии прав пользования электроэнергией не могут являться основанием для признания правомерности использования земельного участка в муниципальной собственности под размещение гаражного комплекса. Являясь пользователями земельных ресурсов, собственники боксов имели возможность с 2009 года объединиться в целях ведения деятельности по обустройству гаражей, оформить земельные отношения в Администрацией, вместе с тем, никем из истцов и заинтересованных лиц таких действий совершено не было, что подтверждается их пояснениями в материалах дела. Доводы об оплате земельного налога в 2009 году судом отклоняются в качестве несостоятельных, поскольку земельный участок сформирован не был, его кадастровая стоимость не устанавливалась, в связи с чем, у Фонда отсутствовала законно установленная обязанность по оплате данного налога.

Доводы административных истцов о необходимости применения к правоотношениям положений ст. 222 ГК РФ судом отклоняются как необоснованные, поскольку гаражные боксы истцов объектами капитального строительства не являются.

Таким образом, Администрацией г.о. Люберцы Московской области правомерно и в соответствии с законом было вынесено оспариваемое постановление, при вынесении нарушения как порядка принятия, не установлено, следовательно, административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Коллективный административный иск Максимовой Л. Г., Абрашкина В. И., Ялтанской Т. Е., Коняева С. И., Паниной Ж. А., Веревкина В. Н., Петровой Е. В., Апальковой Н. Б.. Кудрявцевой А. СтА.вовны, Лагутина Д. М., Прокофьева О. АнатО.ча, Луневой (Жудиной) Н. В., Буданова А. В., Никоновой Г. А., Маркелычева С. В., Огнянер М. Л., Захаровой Л. А., Мгдесян А. Е., Кирса Р. А., Пронина Н. В., Ходяковой А. С., Агеева В. М., Огнянер Л. С., Фроловой С. Н., Морозова Д. В., Сайковой И. И., Морозовой Е. Г., попова рия Н., Еремеевой Е. Н., Китайцевой Т. С., Васильевой С. Н., Королева В. В., Ишбулдиной Г. Е., Нестерова Ю. И., Колеганова Г. И., Степанова А. В. к Администрации г.о. Люберцы Московской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГ-ПА «О демонтаже незаконно возведенного нестационарного объекта расположенного по адресу: <адрес>, ул. Попова, вблизи <адрес>» - оставить без удовлетворения, в иске отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Голочанова И.В.