ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1050/2022 от 27.04.2022 Королёвского городского суда (Московская область)

Дело а-1050/22

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> МО «27» апреля 2022 года

Королевский городской суд <адрес> в составе судьи Шишкова С.В., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г.о. ФИО6 и Комитету имущественных отношений Администрации г.о. ФИО6 о признании постановления незаконным, его отмене и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации г.о. <адрес> и Комитету имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> о признании Постановления Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии молодой семьи в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным и отменить его. Обязать Администрацию г.о. <адрес> вынести новое Постановление, которым принять молодую семью в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ» Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы МО «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ года.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Администрации г.о. <адрес> о принятии молодой семьи в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <адрес> «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ приложением полного пакета необходимых документов в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

Постановлением Администрации г.о. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В постановлении об отказе административный ответчик ссылается на отсутствие в заявлении одного или нескольких документов, наличие которых предусмотрено п. 8 Правил, а именно - оригинала справки на ФИО2 из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда <адрес>, об имеющихся (имевшихся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ года и на пп.4 п.14 Правил, а именно: усматривается намеренное ухудшение условий молодой семьей. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м.

В жилом помещении зарегистрированы: ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5.

В состав молодой семьи административного истца ФИО2 входит: супруг и дочь. Названные члены семьи зарегистрированы и постоянно проживают по указанному адресу. Таким образом, на одного члена семьи приходится площадь менее четной нормы, установленной в г.о. ФИО6.

Указание в отказе на то, что не была предоставлена справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда <адрес>, не соответствует действительности, поскольку справка указана в приложении к заявлению и была передана вместе со всеми требуемыми документами. Регистрация по месту жительства супруга ФИО3 в жилое помещение, являющееся фактически совместной собственностью супругов, не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий. Признаков намеренного ухудшения условий молодой семьей административным ответчиком не приведено и не доказано, что также является нарушением конституционных нрав административного истца, что препятствует участию в программе и лишаетзаконного права молодой семьи на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и просила удовлетворить.

Представитель

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела усматривается, что административный истец состоит в браке с ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.

От брака имеют дочь: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м.

В жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают: ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением в Администрации г.о. <адрес> о принятии молодой семьи в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <адрес> «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ с приложением полного пакета необходимых документов в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

Постановлением Администрации г.о. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения» в п. 2 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более <данные изъяты> кв. м. на одного человека.

<адрес> квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая <данные изъяты> кв.м.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Судом установлено, что истец и члены ее семьи не имели и не имеют ничего в собственности либо по договору социального найма, кроме указанного жилого помещения в собственности, приобретенного в ДД.ММ.ГГГГ году.

В качестве основания для отказа указано, что истцом в нарушение п.8 Правил не представлено документ: оригинал справки из органа, осуществляющий технический учет жилищного фонда МО, об имеющихся на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилого помещения до <данные изъяты> года,

Суд не соглашается с данным утверждением, поскольку как следует из заявления ФИО2 в Администрацию г.о. Королев о признании нуждающейся в жилом помещений данная справка была приложена и указана в описи документов.

Таким образом, с заявлением о постановке на учет истица представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а следовательно, ФИО2 представила предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых была возложена на заявительницу.

Также в качестве основания для отказа указано, что истцом нарушен п.4 ст.14 Правил: установление факта намеренного ухудшения условий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ намеренное ухудшение жилищных условий - это умышленные действия со стороны граждан, которыми они специально меняют в худшую сторону свой жилищный статус и статус нуждаемости.

В силу п. 14 Правил молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность "частников гражданских правоотношений предполагаются.

Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья - прописка несовершеннолетних детей у родителей, законная прописка супруга и близких родственников.

Учетная норма площади жилого помещения рассчитывалась административным истцом только в отношении ее семьи: административного истца, ее супруга и ее дочери, а не на всех зарегистрированных лиц. При этом, никоим образом не ухудшилось положение семьи, поскольку уровень обеспеченности при любом расчете недостаточен. Согласно выписке из домовой книги супруг и дочь истца были прописаны одновременно ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением в Администрацию обратилась только через три с половиной года. Квартира приобретена в период брака.

Таким образом, нельзя признавать любую регистрацию собственником в жилое помещение кого-либо ухудшающим жилищные условия, если не будет доказан факт того, что именно эта регистрация привела к намеренному ухудшению условий молодой семьи и семья стала нуждающейся, т. е. приобрела статус нуждающейся.

По мнению суда, никаких признаков намеренного ухудшения условий молодой семьей административным ответчиком не приведено и не доказано, что также является нарушением прав истца и препятствует участию в программе и лишает законного права молодой семьи на улучшение жилищных условий.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд считает незаконными и необоснованными основания для отказа ФИО2 в признании ее семьи нуждающейся с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы <адрес> "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, изложенные в постановлении Администрации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение об отказе в признании семьи ФИО2 нуждающейся с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы МО "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы не соответствует требованиям закона, в связи с чем исковые требования истца о признании данного решения незаконным подлежат удовлетворению, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ отмене.

В целях восстановления нарушенных прав ФИО2 суд считает возможным обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Постановление Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии молодой семьи в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным и отменить его.

Обязать Администрацию г.о. <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о приняти на учет молодой семьи в составе : ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы МО «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королевский городской в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья