Дело №а-1055/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
26 февраля 2021 г. г. Севастополь
Нахимовский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего - судьи Григорьевой У.С.,
при секретаре – ФИО3,
с участием административного истца ФИО1 ФИО6.,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к Управлению государственной регистрации права и кадастра <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,
установил:
ФИО1 ФИО8 обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, просит признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-22415191/1 в отношении <адрес> в г. Севастополе. Признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-22415191/2 об отказе ФИО1 ФИО10. в государственной регистрации прав в отношении <адрес> в г. Севастополе. Обязать административного ответчика рассмотреть заявление ФИО1 ФИО9. № КУВД-001/2020-22415191 о государственной регистрации 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру.
Требования мотивированы тем, что оснований для приостановления государственной регистрации прав у административного ответчика не имелось, поскольку административным истцом предоставлен правоустанавливающий документ на квартиру - заверенная надлежащим образом копия решения суда, вступившая в законную силу. Само по себе отсутствие ответа на запрос не образует причин приостановления государственной регистрации. При этом, отсутствие ответа на запрос, направленный в суд, свидетельствует об отсутствии у органа государственной регистрации права сведений, позволяющий принять решение об отказе в государственной регистрации права.
Административный истец в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал по поводу удовлетворения административного иска, просил в его удовлетворении отказать в связи с необоснованностью требований. Также указал, что в ходе проведенной государственным регистратором правовой экспертизы документов на предмет наличия или отсутствия ранее возникших прав, ограничений, арестов, запрещений, было установлено, что Нахимовским районным судом г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ в отношении квартиры наложен арест, что исключает возможность проведения регистрации права собственности за административным истцом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона <адрес>№-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» (далее Закон №-ЗС), принятого во исполнение данной нормы закона, им установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории <адрес>.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке - вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно материалов административного дела, решением Нахимовского районного суда г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 ФИО12. признано право собственности на 1/2 долю <адрес> в г. Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО11. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав на 1/2 долю <адрес> в г. Севастополе предоставив решение Нахимовского районного суда г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой о вступлении его в законную силу.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Судом установлено, что в рамках проведения правовой экспертизы документов государственным регистратором были направлены запросы на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из сведений, предоставленных ГУП г. Севастополя «БТИ», нотариусом следует, что определением Нахимовского районного суда г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в г. Севастополе был наложен арест, сведения о снятии которого отсутствуют.
Решением № КУВД-001/2020-22415191/1 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным уведомлением, государственная регистрация прав в отношении 1/2 доли квартиры приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Из данного уведомления следует, что в ходе проведения правовой экспертизы для установления актуальности сведений, указанных в правоустанавливающих документах, отсутствия либо наличия ранее возникших прав, ограничений (обременений), арестов (запрещений) Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя направлен запрос в Нахимовский районный суд <адрес>, ответ на который на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации в адрес Управления не поступил. Решение о государственной регистрации права будет принято после получения ответов по межведомственным запросам.
Согласно ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав и неустранением причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственной регистрации прав, ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение, оформленное уведомлением № КУВД-001/2020-22415191/2, об отказе государственной регистрации права.
Указанные действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя соответствуют действующему законодательству.
Учитывая, что решение суда должно обеспечивать устранение нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, наличие сведений о наложении ареста на квартиру препятствует осуществлению государственной регистрации прав, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 ФИО13 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий У.С. Григорьева