Дело №а-1057/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
13 июля 2020 года
Октябрьский районный суд города Пензы
в составе
председательствующего судьи Николаевой Л.В.,
при секретаре Хамзиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе административное дело по административному иску ООО «ССВ» к ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ССВ» обратилась в суд с вышеназванным административным иском к ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи от 09.01.19 с ГРН 2195835030741 о предстоящем исключении СЗССПК «Прогресс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и записи от 25.04.19 с ГРН 2195835140334 об исключении СЗССППК «Прогресс» из ЕГРЮЛ, а также об обязании внести в ЕГРЮЛ сведения об СЗССППК «Прогресс» как о действующем юридическом лице. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что СЗССПК «Прогресс» не прекратило своей деятельности, получило в 2015 году от МСХ ПО грантовую поддержку на развитие материально-технической базы, приобрело линию по производству сливочного масла, которая была установлена в арендованных у ФИО1 помещениях. На протяжении 2018 года СЗССПК «Прогресс» проводились пуско-наладочные работы и работы по строительству инженерных коммуникаций. СЗССПК «Прогресс» имеет неисполненные обязательства перед Обществом, взятый ранее долг не возвращен, в декабре 2018 года с ним была проведена сверка расчетов. По мнению Общества, исключение фактически действующего СЗССПК «Прогресс» нарушают права Общества, так как лишают его возможности получить от должника признаваемую им сумму задолженности.
В судебном заседании представитель истца ООО «ССВ» Усач П.В. заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель административного ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По мнению ответчика, при совершении регистрационных действий по исключению из ЕГРЮЛ Общества как недействующего юридического лица не допущено нарушений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Пензенской области ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что СЗССПК «Прогресс» фактически осуществляет свою деятельность. В 2015 году СЗССПК «Прогресс» получен гран, который был предоставлен из федерального бюджета и бюджета Пензенской области в размере 11 296 380 руб. на реализацию бизнес - проекта «Производство и реализация сливочного масла» со сроком реализации до 2020 года. За счет средств гранта закуплено оборудование. Ликвидация СЗССПК «Прогресс» приведен к невозможности реализации бизнес-проекта. В установленные сроки СЗССПК «Прогресс» отчитывалось перед Министерством сельского хозяйства Пензенской области об использовании гранта, сомнений в том, что они прекратили свою деятельность у них не было, т.к. работы велись.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Пензенской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требования, полагая, что Инспекцией при совершении оспариваемых регистрационных действий не было допущено нарушений законодательства. Доказательства, свидетельствующие о фактическом ведении СЗССПК «Прогресс» деятельности как на момент исключения данной организации из ЕГРЮЛ, так и на момент рассмотрения жалобы, поданной в налоговый орган, не представлено. Механизм восстановления нарушенных прав Общества установлен пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 ГК РФ.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве по делу по основаниям, приведенным в нем, поддержала позицию административного истца, считая, что СЗССПК «Прогресс» необоснованно исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. 15.10.15г. она передала в аренду СЗССППК «Прогресс» нежилое помещение площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Договор аренды заключен на срок по 15.10.2020г. в указанном помещении СЗССППК «Прогресс» смонтировало в помещении линию по производству сливочного масла. Для монтажа данной линии были частично изменены конструктивные элементы нежилого помещения. В настоящее время эта линия находится в принадлежащем ФИО1 нежилом помещении.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании поддержал требования административного истца, ссылаясь на получение от государства грантовой поддержки на развитие материально-технической базы, приобретение за счет данных средств оборудования по производству сливочного масла, его установку на арендуемых у физического лица площадях и выполнение проектных, пуско-наладочных работ и работ по ремонту подсобных и вспомогательных помещений. Не отрицал наличие долговых обязательств перед ООО «ССВ», пояснил, что деятельность кооператива не прекращалась, а ведется до настоящего времени и линия по производству сливочного масла готова к запуску.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно материалам дела сельскохозяйственный заготовительный снабженческий сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Прогресс» (Кооператив Прогресс) зарегистрирован в качестве юридического лица 02.10.15г. Его членами являются граждане: Г., П., Г., К., М., К., М., М., С., С., Ч., Г., К., Ш., С. и К..
Руководителем кооператива является С..
В адрес Инспекции от ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы, на налоговом учете в которой состоял Кооператив Прогресс, поступили документы, указывающие на наличие признаков недействующего юридического лица.
Так, согласно справке ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы от 26.12.18 № 343-О последняя налоговая и бухгалтерская отчетность представлена Кооперативом 15.11.17. Последняя операция по расчетному счету Кооператива имела место 08.12.17 (справка ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы от 26.12.18 № 343-С).
09.01.19 Инспекцией принято решение о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ.
Сведения о принятом Инспекцией решении опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» № 1 (717) 2019 часть 2 от 09.01.19 и на официальном сайте в сети Интернет www.vestnik-gosreg.ru
Одновременно опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами и иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы нарушены предстоящим исключением недействующего юридического лица: в течение трех месяцев со дня публикации решения по адресу регистрирующего органа, принявшего соответствующее решение.
В течение установленного срока в адрес регистрирующего органа заявлений от Кооператива, кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступило, в связи с чем, Инспекция 25.04.19 внесла в ЕГРЮЛ запись за государственным номером № об исключении Кооператива, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Считая действия по предстоящему исключению и исключению Кооператива Прогресс из ЕГРЮЛ незаконными, нарушающими интересы кредитора в сфере экономической деятельности, ООО «ССВ» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В рассматриваемом случае оспариваемые регистрационные действия по предстоящему исключению и исключению из ЕГРЮЛ совершены Инспекцией в отношении Кооператива Прогресс, являющегося сельскохозяйственным заготовительным снабженческим сбытовым перерабатывающим потребительским кооперативом.
Из устава Кооператива Прогресс следует, что он является некоммерческой организацией (не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и создан для оказания комплекса услуг по заготовке, переработке, сбыту молочной продукции. Членами членов Кооператива Прогресс являются 16 физических лиц.
Поскольку Кооператив Прогресс является некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая объединяет исключительно физических лиц, и Кооператив Прогресс не имеет статуса саморегулируемой организации, заявленный спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Исходя из смысла и содержания ст. 21.1 Закона №129-ФЗ следует, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Взаимосвязанные положения ст. 21.1 и пункта 7 ст. 22 Закона №129-ФЗ, предусматривающие упрощенный (внесудебный) порядок исключения из ЕГРЮЛ, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, а именно непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменты принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из изложенного следует, что установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации упрощенный (внесудебный) порядок исключения организации из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.
Однако, как установлено судом, регистрирующим органом исключено из реестра юридическое лицо, которое фактически не прекратило свою деятельность.
Как следует из материалов дела, СЗССППК «Прогресс» в 2015 г. получило от Министерства сельского хозяйства Пензенской области грантовую поддержку на развитие материально-технической базы.
На полученные из бюджета Пензенской области денежные средства СЗССППК «Прогресс» приобрело линию по производству сливочного масла, которая была установлена в арендованных производственных помещениях, по адресу: <адрес>.
Договор аренды был заключен сроком до 2020 года и был зарегистрирован в установленном законом порядке. Данный договор в 2018 г. продолжал исполняться СЗССППК «Прогресс» поскольку линия по производству сливочного масла была смонтирована в названных помещениях и до настоящего времени там располагается.
Данные обстоятельства не оспаривались собственником нежилого помещения ФИО1, с которой СЗССППК «Прогресс» был заключен договор аренды нежилого помещения от 15.10.15г., подтверждены пояснениями представителя Министерства сельского хозяйства Пензенской области.
Из пояснений председателя СЗССППК «Прогресс» С. следует, что в нежилом помещении по адресу: <адрес> СЗССППК «Прогресс» провело ремонт и установило линию по производству сливочного масла. Также в помещении были оборудованы санитарные узлы, подсобные помещения, разгрузо-погрузочный узел. Для работы парогенератора было принято решение по переоборудованию газовой котельной. Для этого были выполнены проектные работы, получено разрешение на газификацию, приобретено дополнительное оборудование. Большинство работ по переводу работы линии на газ были выполнены в 2018 году. В 2018 году СЗССППК «Прогресс» своими силами и силами привлеченных специалистов проводили пуско-наладочные работы и ремонт подсобных и вспомогательных помещений.
Как следует из материалов дела, в 2015 году СЗССППК «Прогресс» был предоставлен грант из федерального бюджета и бюджета Пензенской области на условиях софинансирования в размере 11 296 380 рублей на реализацию бизнес-проекта «производство и реализация сливочного масла» со сроком реализации до 2020 года. В рамках проекта запланировано организовать 16 рабочих мест, а также при выходе на проектную мощность предусмотрено производство сливочного масла в объеме 350 до 400 тонн.
Как следует из письменных пояснения Министерства Сельского хозяйства Пензенской области, а также пояснений представителя ФИО3 в судебном заседании, оборудование за счет средств гранта закуплено СЗССППК «Прогресс» в полном объеме, однако у СЗССППК «Прогресс» возникли трудности с запуском производящей линии. При этом СЗССППК «Прогресс» не снимает с себя обязательств по реализации данного бизнес-проекта и является действующим. Ликвидация СЗССППК «Прогресс» приведет к невозможности реализации бизнес-проекта, в рамках которого привлечены средства федерального бюджета и бюджета Пензенской области.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены материалами гражданского дела, а именно предоставленными в Министерство сельского хозяйства Пензенской области отчетами по расходованию средств по соглашению о предоставлении гранта от 18.07.19г., уведомлением от 20.04.18г. о расходовании выделенных денежных средств ( л.д. 93).
Все вышеизложенные факты, по мнению суда, подтверждают то, что СЗССППК «Прогресс» в течение 12 месяцев до момента его исключения из ЕГРЮЛ фактически являлось действующим.
При этом, непредставление налоговой отчётности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
В соответствии с положениями статьи 50 ГК РФ общественная организация является некоммерческой организацией и не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли.
При этом по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие, что с момента государственной регистрации СЗССППК «Прогресс» фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с оказанием комплекса услуг по заготовке, переработке, сбыту молочной продукции.
При таких обстоятельствах, выводы о прекращении деятельности общественной организацией не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Неосуществление организацией в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть в данном, конкретном, случае признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.
Кроме того, суд отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность некоммерческой организации иметь свой банковский счет и производить расчеты с третьими лицами исключительно с его использованием.
Учитывая, что решение налоговым органом на основании статьи 21.1 Закона о государственной регистрации может быть принято только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность, у регистрирующего органа, по мнению суда, отсутствовали основания по исключению СЗССПК «Прогресс» из ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание, что административный истец ООО «ССВ» является кредитором СЗССППК «Прогресс», что подтверждается договорами займа от 06.10.15г., от 10.03.17г, актом сверки взаимных расчетов, то действия регистрирующего органа по исключению СЗССППК «Прогресс», из ЕГРЮЛ существенным образом нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку ООО «ССВ» лишено возможности получить надлежащего исполнения обязательств от СЗССППК «Прогресс» по заключенным договорам.
При указанных обстоятельствах действия ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы по внесении записи от 09.01.19г. в Единый государственный реестр юридических лиц с ГРН 2195835030741 о предстоящем исключении СЗССППК «Прогресс» (ОГРН <***> ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц и записи от 25.04.2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц с ГРН 2195835140334 об исключении СЗССППК «Прогресс» (ОГРН <***> ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, должны быть признаны незаконными. В связи с чем, на ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы должна быть возложена обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об СЗССППК «Прогресс» как о действующем юридическом лице в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «ССВ» к ИНФС по Октябрьскому району г. Пензы об оспаривании действий по исключению СЗССППК «Прогресс» из ЕГРЮЛ, удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы по внесению записи от 09.01.2019г. в ЕГРЮЛ с ГРН 2195835030741 о предстоящем исключении СЗССППК «Прогресс» (ОГРН <***> ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц и записи от 25.04.2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц с ГРН 2195835140334 об исключении СЗССППК «Прогресс» (ОГРН <***> ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об СЗССППК «Прогресс» как действующего юридического лица в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23.07.2020г.
Председательствующий