Дело №А-107/2022
УИД 27RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «МТС-Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО6, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО5, ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО, УФССП России по <адрес> и ЕАО, заинтересованное лицо ФИО1 об оспаривании действия должностного лица ФИО2 судебных приставов,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «МТС-Банк» обратилось в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО6, УФССП России по <адрес> и ЕАО об оспаривании действия должностного лица ФИО2 судебных приставов. В обосновании указав, что в производстве у судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска ФИО6 находится исполнительное производство №-ИП от ДАТА, возбужденное на основании исполнительного документа - судебный приказ от ДАТА№, выданный судебный участок № г. Хабаровска о ФИО2 с должника ФИО1 денежных средств в пользу ПАО «МТС-Банк». Представителем взыскателя ДАТА через единый личный кабинет сайта ГОСУСЛУГИ направлено заявление № о предоставлении информации о ходе исполнительного производства в виде уведомления или реестра запросов-ответов. ДАТА от судебного пристава-исполнителя ФИО6 получено постановление об отказе в удовлетворении заявления. Отказ обосновывается отсутствием обязанности у судебного пристава исполнителя сообщать взыскателю о ходе исполнительного производства. Просят суд признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска ФИО6 по отказу в предоставлении информации незаконными. Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> устранить нарушения норм права и прав взыскателя - вынести постановление об удовлетворении заявления и направить запрашиваемую информацию через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО5
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Из письменных возражений административного ответчика на административное исковое заявление следует, что ДАТА судебным приставом-исполнителем ФИО6 на основании исполнительного документа – судебного приказа № возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО1 о ФИО2 задолженности в размере № руб. в пользу взыскателя ПАО «МТС-Банк». Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам по адресу, указанному в исполнительном документе. В рамках исполнительного производства, с целью установления имущества должника и источников его дохода, для дальнейшего обращения на них ФИО2, судебным приставом-исполнителем проводилась проверка имущественного положения и источников дохода. В частности, были направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные учреждения, операторам связи, ГИБДД по <адрес>, УПФР по <адрес>, МИФНС. По получению ответов на запросы были установлены у должника расчетные счета, находящихся в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк, АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «Росбанк» в связи с чем, в данные кредитные учреждения предъявлены постановления об обращении ФИО2 на ДС должника, находящиеся в банке или и ной кредитной организации. Движимого и недвижимого имущества за должником не зарегистрировано. Неоднократно вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. В соответствии с положениями ч.1 ст. 24 Закона не обязывает судебного пристава сообщать взыскателю о ходе исполнительного производства и всех совершенных действиях. Сам факт не уведомления взыскателя обо всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для вывода о бездействии судебного пристава. При необходимости взыскатель вправе в соответствии со ст. 50 закона знакомиться с материалами дела, снимать копии, делать выписки, заявлять ходатайства, приводить свои доводы, давать устные и письменные объяснения, а также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При невозможности лично знакомиться с материалами исполнительного производства, взыскатель вправе оформить подписку на уведомление о ходе исполнительного производства, однако взыскателем мер по оформлению подписки не принималось. При неоднократных выходах по адресу <адрес> установить местонахождение должника, его имущества не представилось возможным, оставлялись извещения о явке на прием к судебному приставу-исполнителю. По состоянию на ДАТА с должника взыскано и перечислено взыскателю № руб., остаток долга № руб. Полагает, что административным истцом пропущен срок на обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в части оспаривания постановления об отказе в удовлетворении ходатайства, поскольку в соответствии с 1 ст. 121 Закона постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу ФИО2 судебных приставов или оспорено в суде в десятидневный срок, однако административное исковое заявление составлено ДАТА с нарушением десятидневного срока, а именно через двенадцать рабочих дней.
Изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 1 статьи 221 КАС РФ, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика, как это установлено частью 2 статьи 221 КАС РФ, привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДАТА "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 названного Закона определено, что исполнительное производство осуществляется, в числе прочего на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДАТА № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 50 Закона № 229-ФЗ предусмотрены права и обязанности сторон исполнительного производства. Так, согласно части 1 статьи 50 Закона №- ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава- исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 50 Закона № 229-ФЗ).
Положения Закона № 229-ФЗ регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства информации о ходе исполнительного производства путем реализации прав, предоставленных статьей 50 данного Закона.
Как следует из материалов дела, ДАТА Мировой судья судебного района «Кировский <адрес> г. Хабаровска» судебного участка № постановила судебный приказ по гражданскому делу №, согласно которому с ФИО1 взыскана задолженность по кредитному договору № № от ДАТА в сумме № рублей в пользу ПАО «МТС – Банк».
ДАТА судебный пристав – исполнитель на основании заявления взыскателя и предъявленного судебного приказа возбуждает исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО1
Данное постановление направлено участникам исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 64.1 Закона № 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами ФИО2 судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 64.1 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными главным судебным приставом ФССП России ДАТА№ не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Закона № 229-ФЗ, обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.
В силу пункта 4.1 Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе, заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица ФИО2 судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе, информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
На основании статей 9 и 12 Закона № 59-ФЗ поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Порядок рассмотрения указанных обращений ФИО2 судебных приставов регламентируется Инструкцией по делопроизводству в Федеральной ФИО2 судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной ФИО2 судебных приставов от ДАТА№. Согласно подпункту 3.3.3.9 Инструкции по делопроизводству «Служебная переписка» ответы судебного пристава-исполнителя на запросы организаций оформляются служебным письмом.
ДАТА в ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска поступило заявление представителя взыскателя о предоставлении информации о ходе исполнительного производства». Данное заявление судебным приставом – исполнителем рассмотрено и ДАТА направлено уведомление о ходе исполнительного производства.
ДАТА в ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска поступает заявление представителя взыскателя о предоставлении информации о ходе исполнительного производства. Данное заявление судебным приставом – исполнителем рассмотрено и ДАТА направлено уведомление о ходе исполнительного производства.
ДАТА поступает аналогичное заявление и ДАТА также направлено уведомление о ходе исполнительного производства.
Представитель взыскателя повторно обращается с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства и ДАТА судебный пристав – исполнитель выносит постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) с разъяснением взыскателю о получении информации о ходе исполнительного производства через официальный интернет – портал государственных услуг www.gosuslugi.ru. Указанное постановление было направлено взыскателю через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
ДАТА представитель повторно обратился с заявлением в ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, ДАТА судебный пристав – исполнитель выносит постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) с разъяснением взыскателю о получении информации о ходе исполнительного производства через официальный интернет – портал государственных услуг www.gosuslugi.ru.
Возможность оспаривания постановлений судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц ФИО2 судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), также предусмотрена частью 1 статьи 121 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).
В силу указанных положений законодательства ненормативный правовой акт или действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть признаны судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Статьей 50 Закона № 229-ФЗ предусмотрены права и обязанности сторон исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 50 Закона № 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
В силу ч. 1.3 ст. 50 Закона № 229-ФЗ информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФИО2 судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения Закона № 229-ФЗ регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства информации о ходе исполнительного производства путем реализации прав, предоставленных статьей 50 данного Закона.
Таким образом, указанная норма не обязывает судебного пристава - исполнителя направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, не исключает возможности получения взыскателем информации о ходе исполнительного производства не через личный кабинет, а предусматривает право сторон исполнительного производства на получение ими информации о его ходе и непосредственного участия в нем.
Право на доступ к информации означает возможность ее получения, в том числе путем ознакомления с материалами исполнительного производства. Доказательств нарушения права заявителя, как взыскателя, на получение информации о ходе исполнительного производства путем ознакомления с материалами исполнительного производства обществом не представлено.
В направленном запросе в ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО не мотивировало каким-либо образом невозможность самостоятельного получения информации, в том числе путем направления представителя банка для личного ознакомления с материалами исполнительного производства.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность судебного пристава направлять сторонам исполнительного производства копии всех документов, находящихся в исполнительном производстве, в том числе с целью ознакомления с произведенными действиями.
В соответствии со статьей 64.1 Федерального закона от ДАТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами ФИО2 судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам ФИО2 судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо ФИО2 судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Материалами дела установлено, что заявления взыскателя рассмотрены судебным приставом - исполнителем, письменный ответ направлен взыскателю в установленный законом срок. Доказательств нарушения права заявителя на получение информации о ходе исполнительного производства путем ознакомления с материалами исполнительного производства заявителем и/или не возможности получения информации о ходе исполнительного производства через официальный интернет – портал государственных услуг www.gosuslugi.ru суду не представлено. Более того, сам по себе факт не уведомления взыскателя обо всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава (старшего судебного пристава), так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, который в силу части 1 статьи 50 Закона № 229-ФЗ вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
В то же время заявитель не лишен возможности обратиться в ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска с письменным заявлением о предоставлении соответствующей информации с указанием причин невозможности ее получения самостоятельно либо оформить подписку на уведомление о ходе исполнительного производства, через официальный интернет-портал государственных услуг, через сервис «Банк данных исполнительных производств» размещенный на сайте ФССП России.
Обсуждая доводы административного истца о пропуске административным истцом срока для обращения с иском, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона от ДАТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Жалоба на постановление должностного лица ФИО2 судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч.2 ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ДАТА вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), которое получено взыскателем ДАТА, административное исковое заявление направлено в Кировский районный суд г. Хабаровска ДАТА, с учетом положений ст. 92 КАС РФ, Указа Президента РФ от ДАТА N 242, срок обращения с административным исковым заявлением истцом не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ПАО «МТС-Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО6, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО5, ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО, УФССП России по <адрес> и ЕАО, заинтересованное лицо ФИО1 об оспаривании действия должностного лица ФИО2 судебных приставов - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДАТА.
Судья Т.М. Водолажская