ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1080/2021 от 09.04.2021 Чеховского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в полном объеме 09.04.2021 года

Дело а-1080/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2021 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Казеровой С.М.,

при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,

с участием прокурора Ивановой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску НП «ДКП Мещерское полесье» к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании не действующим со дня принятия постановления Администрации городского округа Чехов Московской области от 29 января 2018 года № 0170/14-01 «Об установлении постоянного публичного сервитута»,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец, представитель НП «ДКП Мещерское полесье», обратился в суд с административным иском к ответчику, Администрации городского округа Чехов Московской области, о признании не действующим со дня принятия постановления Администрации городского округа Чехов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута», в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 54 750 кв.м, категория земель – земли с/х назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Свои требования мотивирует тем, что НП «ДКП Мещерское полесье» является собственником указанного земельного участка, на который по результатам общественных слушаний на основании постановления Администрации городского округа Чехов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен постоянный публичный сервитут. Поскольку установление сервитута произошло в нарушение требований действующего на момент его принятия законодательства, нарушает права собственника, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Административный истец, представители НП «ДКП Мещерское полесье» в лице директора ФИО38, по доверенности ФИО11, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административный ответчик, представитель Администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности ФИО12, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.141-143 том 2).

Заинтересованные лица, ФИО25, ФИО37, ФИО21, ФИО29, ФИО36, ФИО20, ФИО22, ФИО13, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.207-208, 209-211, 215-216, 217-219, 226-237, 245-250 том 2, 85-90 том 3).

Заинтересованные лица, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО27, ФИО28, ФИО4, ФИО33, ФИО31, в судебное заседание не явились, извещены, ранее направили в адрес суда письменные объяснения, в соответствии с которыми в удовлетворении требований просили отказать, а также ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица, ФИО14, ФИО23, не явились, извещены, ранее направили в адрес суда письменные возражения (л.д. 39-41, 42-44 том 4).

Заинтересованные лица, ФИО26, ФИО15, ФИО24, ФИО35, представители Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, мнение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ НП «ДКП «Мещерское полесье» зарегистрировано в ЕГРЮЛ, ИНН , ОГРН , место нахождения: <адрес>, основной вид деятельности – покупка и продажа земельных участков (л.д.59-67 том 2).

НП «ДКП «Мещерское полесье» является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 54 750 кв.м, категория земель – земли с/х назначения, разрешенный вид использования – для дачного строительства, для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; имеет ограничения в использовании, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 12.03.2012 года № 78-РМ «Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в Чеховском муниципальном районе», с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.84-119 том 2).

ФИО25, ФИО37, ФИО21, ФИО29, ФИО36, ФИО20, ФИО22, ФИО13, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО27, ФИО28, ФИО4, ФИО33, ФИО31, ФИО26, ФИО15, ФИО24, ФИО35 являются собственниками земельных участков, расположенных на территории НП «ДКП» Мещерское полесье», что подтверждается представленными в материалы дела правоустанавливающими документами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Чеховского муниципального района Московской области ФИО17 из Министерства имущественных отношений Московской области было направлено обращение ФИО24 по вопросу установления публичного бессрочного сервитута на земельный участок, собственником которого является НП «ДКП «Мещерское полесье» (л.д.146,147-149 том 2).

Как следует из представленного заявления, обращение было адресовано в Правительство Московской области. ФИО24 обращалась от себя лично и ФИО20, ФИО13, ФИО16, ФИО33 Обращение было вызвано чинением препятствий со стороны представителей НП «ДКП «Мещерское полесье» в пользовании земельными участками, расположенными на территории Партнерства.

О направлении обращения в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области ФИО24 сообщили ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением (л.д.183) и не оспаривалось ранее в судебном заседании заинтересованным лицом ФИО24

В соответствии с распоряжением Главы Администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с избранием на должность, к осуществлению полномочий Главы Чеховского муниципального района Московской области приступил ФИО17.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Администрации Чеховского муниципального района Московской области назначена ФИО18, что подтверждается решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области .

ДД.ММ.ГГГГ руководитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области в соответствии с обращением граждан обратился к Главе Чеховского муниципального района Московской области ФИО17 о назначении публичных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым , собственником которого является НП «ДКП «Мещерское полесье», с целью обеспечения прохода и проезда к земельным участкам, находящимся в собственности граждан, использование земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (л.д.184 том 2).

Постановлением Главы Чеховского муниципального района Московской области от 10.03.2017 года № 6-П «О назначении публичных слушаний» по результатам обращения Администрации Чеховского муниципального района <адрес> назначены публичные слушания по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым , площадью 54 750 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.185 том 2).

Указанное постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от 10.03.2017 года № 6-П «О назначении публичных слушаний» опубликовано в средствах массовой информации Чеховского муниципального района – региональной общественно-политической газете Московской области «Чехов Сегодня» № 19 (2075) от 14 марта 2017 года, в подтверждение чего суду представлена выкопировка из газеты (л.д. 188-189 том 2).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чеховского муниципального района Московской области издано распоряжение -О проведении публичных слушаний», в соответствии с которым проведение публичных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. в каб. 213 здания Администрации Чеховского муниципального района; организационному отделу поручено обеспечить публикацию распоряжения в СМИ и размещение на официальном сайте Администрации Чеховского муниципального района (л.д.187 том 2).

Указанное распоряжение опубликовано в средствах массовой информации Чеховского муниципального района – региональной общественно-политической газете Московской области «Чехов Сегодня» № 21 (2077) от 22 марта 2017 года, в подтверждение чего суду представлена электронная выкопировка из газеты (л.д. 161 том 3).

Также в подтверждение размещения указанных выше актов представлена информация МКУ «Центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа Чехов» от 04.03.2021 года (л.д.159,160,163 том 3).

Как следует из объяснений представителя Администрации городского округа Чехов Московской области, публичные слушания были проведены 14.04.2017 года, по результатом которых Администрацией Чеховского муниципального района Московской области был о подготовлено заключение о возможности установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым с целью обеспечения прохода и проезда к земельным участкам, находящимся в собственности граждан, использование земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Слушания проходили в соответствии с Положением о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном района.

16.05.2017 года проект постановления «Об установлении постоянного публичного сервитута» был направлен Администрацией Чеховского муниципального района Московской области в Министерство имущественных отношений Московской области (л.д.193 том 3), по результатам рассмотрения которого Межведомственной комиссией по вопросам земель-имущественных отношений Московской области принято решение согласовать проект при условии устранения наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда (л.д.194, 195-196, 197-198 том 3).

ДД.ММ.ГГГГ Главой городского округа Чехов Московской области сроком на 5 лет избрана ФИО18, к исполнению обязанностей приступила не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Чехов Московской области издано постановление «Об установлении постоянного публичного сервитута» в отношении земельного участка с кадастровым (л.д.199 том3).

Указанное постановление опубликовано в средствах массовой информации Чеховского муниципального района – региональной общественно-политической газете Московской области «Чехов Сегодня» № 6 (2161) от 01.02.2018 года, а также на официальном сайте Администрации г.о. Чехов Московской области, в подтверждение чего суду представлена электронная выкопировка из газеты и скриншот сайта (л.д. 200, 201, 202-204 том 3).

Как следует из объяснений представителя истца, о назначении публичных слушаний в отношении установления сервитута на земельный участок, собственником которого является НП «ДКП «Мещерское полесье», представителя собственника никто не извещал, решение об установлении публичного сервитута в адрес истца никто не направлял, об обременении участка узнали в мае 2020 года при получении выписки из ЕГРН на земельный участок.

Возражая против заявленных требований, представителем Администрации городского округа Чехов Московской области в судебном заседании было заявлено ходатайство о применении к заявленным требованиям срока исковой давности, поддержанное заинтересованными лицами, разрешая которое суд приходит к следующему.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Исходя из представленных суду доказательств и оспариваемого постановления следует, что оно адресовано неопределенному кругу лиц, рассчитано на многократное применение, содержит конкретизирующие нормативные предписания, является обязательным для исполнения, издано установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Как установлено судом, оспариваемое постановление № 01470/14-01 «Об установлении постоянного публичного сервитута» принято 29.01.2018 года, сведений об ограничении срока действия текст постановления не содержит, на момент рассмотрения настоящего иска его действие не прекращено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок обжалования истцом не пропущен и оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям не имеется.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1, 6 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из объяснений представителя НП «ДКП «Мещерское полесье», установленный на основании оспариваемого нормативно-правового акта публичный сервитут нарушает права собственника земельного участка, ограничивает право владения и отчуждения имущества, что не противоречит основному виду деятельности юридического лица. Порядок установления сервитута нарушен, о проведении публичных слушаний собственника земельного участка никто не извещал, никаких решений об установлении публичного сервитута в адрес собственника не направлялось.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта и принятия судом решения) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункты 1 и 2).

Случаи, при наличии которых могут быть установлены публичные сервитуты перечислены в ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой установление публичного сервитута возможно для прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Данная норма является специальной по отношению к нормам гражданского законодательства и применяется к отношениям по установлению публичного сервитута.

Законом Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, установлено, что публичные сервитуты, необходимые для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, устанавливают органы местного самоуправления (п. 2 ст. 17).

Органы местного самоуправления устанавливают публичные сервитуты по собственной инициативе, а также по ходатайству заинтересованных физических и юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 17 указанного Закона).

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 3 статьи 17 указанного Закона).

Пунктом 6 статьи 17 указанного Закона установлено, что в течение пяти рабочих со дня регистрации представления или ходатайства об установлении публичного сервитута собственнику, землепользователю или землевладельцу земельного участка направляется письменное извещение.

Решение об установлении публичного сервитута или об отказе в этом должно быть принято в течение трех месяцев со дня регистрации представления или ходатайства (п. 6 ст. 17 указанного Закона).

Копия правового акта об установлении публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия направляется правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен (п. 9 ст. 17 указанного Закона).

Уведомление правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом, о государственной регистрации ограничения права на земельный участок осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правовой акт об установлении публичных сервитутов в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права на земельный участок подлежит опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области или актов органов местного самоуправления (абз. 2,3 п. 10 ст. 17 указанного Закона).

Статья 18 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» установлен порядок проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, в соответствии с которым организацию и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута обеспечивает инициатор его установления.

На общественных слушаниях по установлению публичного сервитута обсуждаются и принимаются решения по следующим вопросам:

1) цель установления публичного сервитута;

2) срок действия публичного сервитута;

3) условия установления публичного сервитута.

3. Участниками общественных слушаний по установлению публичного сервитута могут быть:

1) лица, постоянно проживающие в муниципальном образовании, на территории которого расположен земельный участок или часть земельного участка, на котором будет действовать публичный сервитут, или их представители;

2) представители коммерческих и некоммерческих организаций, на деятельности которых скажется установление публичного сервитута;3) правообладатели земельных участков, в отношении которых предлагается установить публичный сервитут, или их представители.

На общественных слушаниях с правом совещательного голоса присутствуют инициатор установления публичного сервитута или его представители.

На общественных слушаниях вправе присутствовать депутаты Московской областной Думы и депутаты Совета депутатов соответствующего муниципального образования, а также представители средств массовой информации.

4. Информация о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута подлежит опубликованию в средствах массовой информации в срок не позднее 30 календарных дней до их проведения.

Если публичный сервитут устанавливается Правительством Московской области, информация публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов Правительства Московской области, и в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок или часть земельного участка, на котором будет действовать публичный сервитут.

Если публичный сервитут устанавливается органами местного самоуправления, информация о проведении общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления этого муниципального образования.

5. Информация о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута должна содержать следующие сведения:

1) о дате, времени и месте проведения общественных слушаний;

2) об инициаторе установления публичного сервитута, в том числе его местонахождение и контактные телефоны;

3) о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут;

4) о правообладателе земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;

5) о цели установления публичного сервитута (содержание публичного сервитута) и обоснование необходимости его установления;

6) о предлагаемом сроке действия публичного сервитута;

7) о сфере действия публичного сервитута;

8) о кандидатурах председателя, секретаря и членов счетной комиссии общественных слушаний;

9) о порядке ознакомления с иной информацией.

6. Инициатор установления публичного сервитута вручает или направляет правообладателю земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, уведомление о проведении общественных слушаний. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные частью 5 настоящей статьи.

7. Инициатор установления публичного сервитута обеспечивает регистрацию участников общественных слушаний и иных лиц, присутствующих на слушаниях, а также составляет списки желающих выступить.

Для ведения общественных слушаний из его участников избираются председатель, секретарь и счетная комиссия.

Общественные слушания открывает инициатор установления публичного сервитута либо его представитель, который докладывает существо вопроса и знакомит присутствующих с поступившими предложениями.

В протоколе общественных слушаний по установлению публичного сервитута указываются дата и место их проведения, количество присутствующих, в том числе количество участников общественных слушаний, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.

Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих участников общественных слушаний.

8. Протокол общественных слушаний составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем в течение пяти рабочих дней со дня их проведения.

Неотъемлемой частью протокола являются списки участников общественных слушаний и иных лиц, присутствовавших на слушаниях. По желанию правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, к протоколу прилагаются его письменные предложения и замечания, в том числе расчет возможных убытков.

9. Один экземпляр протокола общественных слушаний об установлении публичного сервитута направляется инициатором его установления в <адрес> или в орган местного самоуправления вместе с представлением или ходатайством либо с проектом правового акта об установлении публичного сервитута.

Копия протокола общественных слушаний вручается или направляется инициатором установления публичного сервитута правообладателю земельного участка в течение 10 рабочих дней со дня проведения общественных слушаний.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 18 Устава Чеховского муниципального района Московской области (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Совет депутатов муниципального района; Глава муниципального района; Администрация муниципального района; контрольно-счетная палата муниципального района (л.д.181-209 том 3).

Пунктом 1 статьи 13 Устава предусмотрено, что Главой муниципального района, Советом депутатов муниципального района для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов муниципального района по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания. Инициатива по проведению таких слушаний может принадлежать населению, Главе муниципального района или Совету депутатов муниципального района. Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или Советом депутатов муниципального района принимает Совет депутатов муниципального района, а о назначении публичных слушаний, инициированных Главой муниципального района – Глава муниципального района.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов муниципального района. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации (пункт 3 статьи 13 Устава).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 33 Устава Глава муниципального района, в том числе, инициирует и организует проведение публичных слушаний в соответствии с действующим законодательством, издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным в его компетенции Уставом в соответствии с федеральными законами.

Муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (ч. 3 ст. 7 Устава).

Аналогичные положения содержаться и в Уставе городского округа Чехов Московской области, принятом решением Совета депутатов городского округа Чехов от 25.10.2017 года № 48/5-2017 (л.д.210-233 том 3).

Порядок проведения публичных слушаний в Чеховском муниципальном районе Московской области в период возникновения правоотношений был установлен Положением о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе, утвержденным решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 27.03.2015 года № 19/3 (далее - Положение о публичных слушаниях) (л.д. 164-169 том 3).

Согласно п. 4.1 Положения с инициативой о проведении публичных слушаний по вопросам местного значения может выступить группа жителей Чеховского муниципального района численностью не менее 100 человек, обладающих активным избирательным правом, постоянно проживающих в Чеховском муниципальном районе.

Вместе с тем, как установлено судом, с инициативой о разрешении вопроса об установлении публичного сервитута на земельный участок истца обратилась ФИО24 от себя лично и ФИО20, ФИО13, ФИО16, ФИО33 Обращение было вызвано чинением препятствий со стороны представителей НП «ДКП «Мещерское полесье» в пользовании земельными участками, расположенными на территории Партнерства. Следовательно, оснований полагать, что назначение публичных слушаний состоялось по инициативе населения, у суда не имеется.

Согласно п. 6.1 Положения Глава Чеховского муниципального района вправе выступить с инициативой о проведении публичных слушаний по любому из вопросов, предусмотренных настоящим Положением.

Как установлено судом, Постановлением Главы Чеховского муниципального района Московской области от 10.03.2017 года № 6-П «О назначении публичных слушаний» были назначены публичные слушания по вопросу установления постоянного публичного сервитута на спорный земельный участок. Размещение информации о публичных слушаниях произведено в соответствии с установленным порядком. Однако письменных извещений в течение пяти рабочих со дня регистрации представления или ходатайства об установлении публичного сервитута собственнику земельного участка со стороны организатора публичных слушаний направлено не было. Уведомление о проведении общественных слушаний правообладателю земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, со стороны инициатора установления публичного сервитута не вручалось и не направлялось, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

В представленном суду Положении о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе положения об уведомлении собственника земельного участка, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут, отсутствуют, следовательно, в данной части надлежало руководствоваться положениями Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Согласно п. 7.1 Положения о проведении публичных слушаний решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не менее чем за 20 дней до даты рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом проекта муниципального правового акта муниципального района. Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию (обнародованию) не менее чем за 14 дней до проведения слушаний. Публичные слушания проводятся не менее чем за 7 дней до принятия муниципального правового акта. Решение о назначении публичных слушаний должно быть опубликовано (обнародовано) совместно с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, и информацией о месте и времени проведения публичных слушаний не позднее чем через 5 дней после его принятия.

Однако из представленной суду выкопировки из газеты (л.д. 161 том 3) следует, что распоряжение о проведении публичных слушаний опубликовано в средствах массовой информации Чеховского муниципального района – региональной общественно-политической газете Московской области «Чехов Сегодня» № 21 (2077) от 22 марта 2017 года, без проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания. При этом срок опубликования информации в СМИ о проведении общественных слушаний соблюден, что подтверждается копией газеты (л.д. 188-189 том 2).

В представленном суду протоколе публичных слушаний от 14.04.2017 года не отражена информация о сроке начала и окончания публичных слушаний, место их проведения, количество присутствующих, в том числе количество участников общественных слушаний, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии, отсутствует регламент проведения публичных слушаний, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Протокол не подписан председательствующим на публичных слушаниях и секретарем. Указанные нарушения противоречат главе 8 Положения о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе. Представитель ответчика также не смог пояснить указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу. Копия протокола общественных слушаний в нарушение положений ст. 18 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» не вручена и не направлена инициатором установления публичного сервитута правообладателю земельного участка.

Вместе с тем, нарушения и недостатки при составлении и оформлении протокола публичных слушаний, не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и поэтому в указанной части доводы административного истца о несоблюдении процедуры принятия нормативного правового акта (о несоблюдении порядка публичных слушаний) не могут быть признаны обоснованными.

Пунктом 3 статьи 13 Устава Чеховского муниципального района Московской области, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов муниципального района. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Согласно п. 8.17 Положения о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе результаты публичных слушаний должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем через 5 дней после проведения публичных слушаний.

Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании представленное в материалы дела заключение по результатам публичных слушаний в СМИ не публиковалось, доказательств его публикации в материалы дела не представлено. Никаких схем, содержащих место установления предполагаемого сервитута, его площадь и границы, к заключению не приложено.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации городского округа Чехов Московской области установлен постоянный публичный сервитут на спорный земельный участок, собственником которого является НП «ДКП «Мещерское полесье». Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в СМИ.

Как установлено судом и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, копия принятого НПА в нарушение ч. 9 ст. 17 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в течение пяти рабочих дней со дня его принятия правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен, не направлялась.

Полномочия Главы Администрации Чеховского муниципального района Московской области на организацию публичных слушаний в рамках настоящего дела и принятие оспариваемого нормативного правового акта, форма и вид принятого НПА не оспариваются, также как и правила введения его в действие.

Проанализировав представленные нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый НПА принят на основании ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации в рамках предоставленных Уставом муниципального образования полномочий Главе городского округа Чехов Московской области.

Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о несоблюдении процедуры принятия муниципального нормативного правового акта, так как в нарушение пункта 6 статьи 17 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» собственнику спорного земельного участка в течение пяти рабочих со дня регистрации представления или ходатайства об установлении публичного сервитута письменное извещение не направлялось; в нарушение пункта 6 статьи 18 указанного Закона уведомление о проведении общественных слушаний правообладателю земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, со стороны инициатора установления публичного сервитута не вручалось и не направлялось; по результатам публичных слушаний в нарушение пункта 3 статьи 13 Устава, п. 8.17 Положения о публичных слушаниях результаты публичных слушаний по вопросу установления сервитута в отношении спорного земельного участка не публиковались в СМИ; в нарушение ч. 9 ст. 17 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» копия правового акта об установлении публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен, не направлялась. Кроме того, в нарушение пункта 7.1 главы 7 Положения о публичных слушаниях совместно с решением о назначении публичных слушаний проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, не публиковался. Доказательств обратного суду со стороны представителя административного ответчика не представлено.

При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что общая площадь земельного участка с кадастровым составляет 54 750 кв.м, а сведения о площади, на которую наложен публичный сервитут, в оспариваемом НПА отсутствуют, что, по мнению суда, создает правовую неопределенность при применении оспариваемого НПА.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации городского округа Чехов Московской области от 29 января 2018 года № 0170/14-01 «Об установлении постоянного публичного сервитута» подлежит признанию не действующим как не соответствующее требованиям ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», приведенным нормам Устава, Положения о публичных слушаний и нарушающее права административного истца, учет мнения которого и возможность подать свои возражения по установлению публичного сервитута не учтены органом местного самоуправления.

Признавая оспариваемый НПА не действующим, суд полагает необходимым отметить, что заинтересованные лица не лишены в последствие права обратиться в орган местного самоуправления с целью инициирования установления публичного сервитута в отношении спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый НПА до вынесения решения суда применялся, суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.

В том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.

Поскольку сведения об официальном печатном издании городского округа Чехов Московской области у суда на момент принятия решения отсутствуют, суд считает возможным возложить на Администрацию городского округа Чехов Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Администрации городского округа Чехов Московской области.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Административный иск НП «ДКП Мещерское полесье» к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании не действующим со дня принятия постановления Администрации городского округа Чехов Московской области от 29 января 2018 года № 0170/14-01 «Об установлении постоянного публичного сервитута» – удовлетворить частично.

Признать постановление Администрации городского округа Чехов Московской области от 29 января 2018 года № 0170/14-01 «Об установлении постоянного публичного сервитута» не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию городского округа Чехов Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Администрации городского округа Чехов Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М. Казерова