Дело №а-1094/2022 | |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18.07.2022г.
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Чуба И.А.
при секретаре Макарове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>, УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес> о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Тверской районный суд <адрес> суд с иском к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>, УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, в котором просит взыскать Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, причиненного незаконными действиями (бездействиями) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес> (далее – СИЗО-1), выразившимися в ненаправлении жалобы ФИО1 в Комитет по правам человека ООН, и лишении права обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В обоснование исковых требований указано, что 18.03.2019г. исходящий №Б-5938 из СИЗО-1 ФИО1 была направлена жалоба в комитет по правам человека ООН на нарушение прав и свобод ФИО1 приговором Колпинского районного суда <адрес> от 16.04.2015г. Жалоба и приложенные к ней документы и копии материалов уголовного дела были помещены в конверт лично ФИО1, конверт заклеил так же сам ФИО1, на конверте был указан получатель и его адрес.
27.04.2019г. ФИО1 убыл из СИЗО-1 в ФКУ ИК-49УФСИН России по <адрес>, куда прибыл 08.05.2019г. В августе 2019г. ФИО1 получил два конверта из Европейского суда по правам человека, в который он не обращался. В одном конверте находилась форма для заполнения жалобы в Европейский суд по правам человека, а на конверте стояла печать СИЗО-1 с датой 11.07.2019г. входящий №, во втором конверте находился сопроводительный лист СИЗО-1 о направлении жалобы в комитет по правам человека ООН за подписью начальника СИЗО-1 и письмо-уведомление Европейского суда по правам человека, в котором указано, что суд не сохранил приложенные ФИО1 документы, при этом на конверте стояла печать СИЗО-1 с указанием даты 27.06.2019г. входящий №.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что жалоба ФИО1, адресованная в комитет по правам человека ООН направлена сотрудником СИЗО-1 в Европейский суд по правам человека, что прямо указывает на незаконное действие СИЗО-1. При этом Европейским судом по правам человека была возвращена сама жалоба, однако документы возвращены не были. Более того, жалоба из-за незаконного действия СИЗО-1 осталась без рассмотрения и принятия соответствующего рассмотрения.
10.09.2019г. ФИО1 направлена претензия начальнику УФСИН России по СПб и ЛО, на незаконные действия СИЗО-1. 18.11.2019г. ФИО1 получил письмо-уведомление, в котором указано, что жалоба, адресованная комитету по правам человека ООН, была зарегистрирована отделом специального учета СИЗО-1 за исх. №Б-5938 от 18.03.2019г. и передана в канцелярию учреждения для направления. Согласно книге учета жалоб и заявлений данное обращение направлено почтой России 18.03.2019г.
02.09.2019г. ФИО1 направлено заявление директору ФСИН России по факту направления СИЗО-1 жалобы ФИО1 не в комитет по правам человека ООН а в Европейский суд по правам человека. Также по данному факту была направлена претензия директору ФСИН России.
18.11.2019г. ФИО1 получил ответ, в котором указано, что в нарушение установленного порядка жалоба, адресованная в Комитет по правам человека ООН, зарегистрированная отделом специального учета и переданная в канцелярию учреждения для отправления ошибочно направлена в Европейский суд по правам человека почтой России. Кроме того, данное письмо перенаправлено к месту фактического отбывания наказания ФИО1 с нарушением сроков отправки, а именно 30.07.2019г.
При этом, срок обращения в Комитет по правам человека ООН истек, в следствие чего ФИО1 фактически лишен права гарантированного ч. 3 Ст. 46 Конституции РФ.
Определением Тверского районного суда <адрес> от 25.11.2021г. гражданское дело по иску ФИО1 передано по подсудности в Колпинский районный суд <адрес>.
Определением Колпинского районного суда от 27.06.2022г. осуществлен переход к рассмотрению дела по иску ФИО1 по правилам административного судопроизводства.
Административный истец ФИО1 в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления судебного извещения по адресу его содержания - ФКУ КП-34 УФСИН России по Республики Коми, о чем свидетельствует расписка. Об отложении судебного заседания не заявлял.
Согласно представленным ФКУ КП-34 УФСИН России по Республики Коми сведениям, администрация исправительного учреждения не может организовать участие ФИО1 при рассмотрении дела, ввиду отсутствия в учреждении системы ВКС (л.д. 48).
Представитель административных ответчиков в суд явился, исковые требования не признал в полном объеме, представил письменный отзыв на иск, в котором, указано, что административным истцом не указано какие именно нравственные и физические страдания были ему причинены неправомерными, по его мнению, действиями каждого из ответчиков, а также какими действиями какие конкретно права были нарушены. В иске не указано в чем именно выразился моральный вред и какими действиями он был причинен.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя административных ответчиков, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.03.2019 ФИО1 из места содержания -ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>, направлено обращение с приложенными к нему документами в Комитет по правам человека ООН в закрытом конверте, на котором собственноручно был написан адрес Комитета по правам человека ООН.
Как указывает административный истец, его обращение и приложенные к нему документы направлены СИЗО-1 в Европейский суд по правам человека, что привело к истечению срока для обращения в Комитет по правам человека и как следствие лишению права, гарантированного ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. По данному факту ФИО1 обратился с жалобой в ФСИН России.
Из заключения о результатах проверки, представленного в материалы дела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-1 ФИО1 было направлено обращение (исх. № Б-5938) в Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций в закрытом конверте, на котором собственноручно был написан адрес Комитета по правам человека ООН (Женева-Швейцария).
Однако, ответ из Комитета по правам человека ООН ФИО1 не получил. При этом, ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-49 им получен закрытый конверт из Европейского суда по правам человека, в котором находились документы, приложенные ранее к обращению, направленному в Комитет по правам человека ООН, также в этом конверте находилось сопроводительное письмо начальника ФКУ СИЗО-1 в Европейский Суд по правам человека, хотя ФИО1 никаких обращений не направлял.
Согласно собранным в ходе проверки документам:
В соответствии с Книгой учета № т.1 «Жалоб и заявлений, направленных в суды, прокуратуру и другие органы» ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> и <адрес>»,. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обращение ФИО1 (№) в Комитет по правам человека.
ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО1 зарегистрировано отделом специального учета (Б-5938 от ДД.ММ.ГГГГ) и с сопроводительным письмом в Комитет по ПЧ ООН (Женева, Швейцария) –з. конверт, передано для отправки в канцелярию ФКУ СИЗО-1.
Из объяснения прапорщика внутренней службы ФИО4, сотрудника специального учета отдела специального учета следует, что обращение Б-5938 от ДД.ММ.ГГГГ, (закрытый конверт), зарегистрированное отделом специального учета, из-за большого документооборота было направлено в ЕСПЧ Франция по реестру № от ДД.ММ.ГГГГ, позиция 67.
Таким образом, факт нарушения при отправке корреспонденции ФИО5 нашел подтверждение при проведении служебной проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
В силу части 1 статьи 16 указанного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила), которые действовали в указанный истцом период содержания под стражей.
Согласно пункту 91 названных Правил, представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалоб, как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Пунктом 94 Правил установлено, что предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Согласно пункту 95 Правил предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией СИЗО и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, администрацией СИЗО-1 при направлении поступившего от ФИО1 обращения в Комитет по правам человека было допущено нарушение, выразившееся в направлении обращения не по принадлежности, а иному адресату.
Указанные действия ответчика послужили препятствием для своевременного рассмотрения обращения ФИО1, вместе с тем не повлеки для истца утрату права на подачу соответствующего обращения, учитывая отсутствие каких-либо ограничений в части срока подачи обращения в Комитет по правам человека ООН в отношении нарушений, имевших место в период после ДД.ММ.ГГГГ
Также суд учитывает, что решения Комитета ООН по правам человека не являются обязательными для государств-ответчиков и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, этот международный орган не наделен правом присуждать какую-либо денежную компенсацию заявителю в связи с нарушением его прав.
Учитывая характер допущенного ответчиком нарушения, степень обусловленного им ограничения прав истца, суд полагает возможным присудить истцу компенсацию за нарушение условий содержания его под стражей в размере 1 500 рублей.
Исходя из положений ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, 158 Бюджетного кодекса РФ, разъяснений п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников уголовно-исполнительной системы вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба исполнения наказаний России как главный распорядитель бюджетных средств.
В этой связи, присуждаемая истцу компенсация подлежит взысканию с ФСИН РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным действия Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, выразившиеся в ненаправлении жалобы ФИО1 в Комитет по правам человека ООН.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в пользу ФИО1 в размере 1 500 рублей.
В удовлетворении административного иска ФИО1 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 26.07.2022