ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1099/17Г от 21.12.2017 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело а-1099/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи Джанаевой С.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РСО – Алания в интересах неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Муниципального образования <адрес> РСО – Алания о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по реализации положений Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

установил:

<адрес> РСО – Алания обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Муниципального образования <адрес> РСО – Алания о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по реализации положений Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией местного самоуправления муниципального образования – <адрес> требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно статьям 9 и 11.1 Закона № 181-ФЗ, реабилитацией инвалидов является система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В частности, техническими средствами реабилитации инвалидов являются специальные средства для передвижения (кресла-коляски). В соответствии с пунктом 5 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): - условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; - возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Аналогичные требования были закреплены и в части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно пункту Б.36. «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (далее по тексту - СП 59.13330.2012) путем движения является пешеходный путь, используемый, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.). В соответствии с пунктом Б.22. СП 59.13330.2012, бордюрный пандус - это сооружение, предназначенное для спуска с тротуара на полотно дороги. В соответствии с пунктами 4.1.5., 4.1.8. и 4.1.16. СП 59.13330.2012, по обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Одновременно проверкой установлено, что на территории <адрес> РСО-Алания зарегистрировано <данные изъяты> лиц, относящихся к категории инвалидов-колясочников. Из них: в <адрес> – 33 чел.; в <адрес> – 10 чел.; в с. <адрес> – 9 чел; в <адрес> – 11 чел.; в <адрес> – 2 чел.; в <адрес> – 5 чел.; в <адрес> – 1; в <адрес> – 17 чел.; в <адрес> – 17 чел.; в <адрес> – 14 чел.; в <адрес> – 24 чел. и т.д. Вместе с тем, все поселения <адрес> имеют крайне низкую степень оснащенности бордюрными пандусами. В частности, отсутствие таких элементов было установлено на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры <данные изъяты>, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток), а также в других населенных пунктах муниципального района. Имеющиеся бордюрные пандусы не соответствуют установленным нормативам, в частности не соблюдаются требования по маркировке, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также используемым при создании бордюрного пандуса материалам, исключающим скольжение. В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. и 3.5. Положения отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес>, утвержденного главой АМС МО <адрес> 02.07.2012г., отдел вносит предложения по вопросам разработки заданий текущего и перспективного планирования, осуществляет руководство и контроль над развитием архитектуры в районе, несет ответственность за повышение качественного уровня планировки, застройки, благоустройства. Выдает качественные исходные данные для разработки проектно-сметной документации, участвует в организации, подготовке градостроительной документации и т.д. Отдел находится в структурном подчинении курирующего заместителя главы АМС МО <адрес> по вопросам строительства, архитектуры и коммунального хозяйства и выполняет его непосредственные поручения. Вышеуказанные нарушения прав лиц с ограниченными возможностями свидетельствуют о ненадлежащей работе АМС МО <адрес> по созданию условий беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для данной категории граждан и возможности их самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены такие объекты. Изложенное стало возможным, в том числе, ввиду неисполнения сотрудниками отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства должностных обязанностей по созданию для маломобильных групп населения безбарьерной среды и отсутствию должного контроля со стороны руководства АМС МО <адрес>. Проверкой установлено, что, несмотря на ранее внесенное прокуратурой района в АМС МО - <адрес> представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о принятии комплекса мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды, а также учитывать при проектировании новых (реконструкции действующих) объектов необходимость обеспечения доступа к ним вышеуказанной категории граждан. Таким образом, бездействие Администрации местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> выразившееся в непринятии мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Просит признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> выразившееся в непринятии мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обязать Администрацию местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> исполнить требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры <данные изъяты>, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток).

В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры <адрес> Республики Северная Осетия – Алания помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержал, пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией местного самоуправления муниципального образования – <адрес> требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно статьям 9 и 11.1 Закона № 181-ФЗ, реабилитацией инвалидов является система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В частности, техническими средствами реабилитации инвалидов являются специальные средства для передвижения (кресла-коляски). В соответствии с пунктом 5 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): - условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; - возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Аналогичные требования были закреплены и в части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно пункту Б.36. «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (далее по тексту - СП 59.13330.2012) путем движения является пешеходный путь, используемый, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.). В соответствии с пунктом Б.22. СП 59.13330.2012, бордюрный пандус - это сооружение, предназначенное для спуска с тротуара на полотно дороги. В соответствии с пунктами 4.1.5., 4.1.8. и 4.1.16. СП 59.13330.2012, по обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Одновременно проверкой установлено, что на территории <адрес> РСО-Алания зарегистрировано 169 лиц, относящихся к категории инвалидов-колясочников. Из них: в <адрес> – 33 чел.; в <адрес> – 10 чел.; в с. <адрес> – 9 чел; в <адрес> – 11 чел.; в <адрес> – 2 чел.; в <адрес> – 5 чел.; в <адрес> – 1; в <адрес> – 17 чел.; в <адрес> – 17 чел.; в <адрес> – 14 чел.; в <адрес> – 24 чел. и т.д. Вместе с тем, все поселения <адрес> имеют крайне низкую степень оснащенности бордюрными пандусами. В частности, отсутствие таких элементов было установлено на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры <данные изъяты>, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток), а также в других населенных пунктах муниципального района. Имеющиеся бордюрные пандусы не соответствуют установленным нормативам, в частности не соблюдаются требования по маркировке, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также используемым при создании бордюрного пандуса материалам, исключающим скольжение. Вышеуказанные нарушения прав лиц с ограниченными возможностями свидетельствуют о ненадлежащей работе АМС МО <адрес> по созданию условий беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для данной категории граждан и возможности их самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены такие объекты. Проверкой установлено, что, несмотря на ранее внесенное прокуратурой района в АМС МО - <адрес> представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о принятии комплекса мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды, а также учитывать при проектировании новых (реконструкции действующих) объектов необходимость обеспечения доступа к ним вышеуказанной категории граждан. Таким образом, бездействие Администрации местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> выразившееся в непринятии мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Просит признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> выразившееся в непринятии мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обязать Администрацию местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> исполнить требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры <данные изъяты>, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток).

Представитель административного ответчика АМС МО <адрес> РСО - Алания, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения помощника прокурора ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора <адрес> РСО - Алания по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статьям 9 и 11.1 Закона № 181-ФЗ, реабилитацией инвалидов является система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

В частности, техническими средствами реабилитации инвалидов являются специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

В соответствии с пунктом 5 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Нарушение требований законодательства существенно ущемляет права детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям.

Аналогичные требования были закреплены в части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно пункту Б.36. «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 путем движения является пешеходный путь, используемый, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.).

В соответствии с пунктом Б.22. СП 59.13330.2012, бордюрный пандус - это сооружение, предназначенное для спуска с тротуара на полотно дороги.

В соответствии с пунктами 4.1.5., 4.1.8. и 4.1.16. СП 59.13330.2012, по обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией местного самоуправления Муниципального образования – <адрес> требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и установлено, что все поселения <адрес> имеют крайне низкую степень оснащенности бордюрными пандусами. В частности, отсутствие таких элементов было установлено на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры <данные изъяты>, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток), а также в других населенных пунктах муниципального района. Имеющиеся бордюрные пандусы не соответствуют установленным нормативам, в частности не соблюдаются требования по маркировке, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также используемым при создании бордюрного пандуса материалам, исключающим скольжение.

Между тем, на территории <адрес> РСО-Алания зарегистрировано 169 лиц, относящихся к категории инвалидов-колясочников. Из них: <адрес> – 33 чел.; <адрес> – 10 чел.; с. <адрес> – 9 чел; <адрес> – 11 чел.; <адрес> – 2 чел.; <адрес> – 5 чел.; <адрес> – 1; <адрес> – 17 чел.; <адрес> – 17 чел.; <адрес> – 14 чел.; <адрес> – 24 чел. и т.д.

По факту вышеуказанных нарушений в АМС МО <адрес> РСО - Алания ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> РСО – Алания направлено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Однако, как видно из материалов дела, несмотря на ранее внесенное прокуратурой района в АМС МО - <адрес> РСО – Алания представление от ДД.ММ.ГГГГ, требование о принятии комплекса мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды, до настоящего времени не выполнено.

С учетом вышеизложенного суд считает, что требования прокурора об обязании АМС МО - <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора <адрес> РСО – Алания удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> выразившееся в непринятии мер по созданию для маломобильных групп населения элементов безбарьерной среды в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Обязать Администрацию местного самоуправления Муниципального образования - <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, создать для маломобильных групп населения элементы безбарьерной среды на <адрес> (возле ГБУЗ ЦРБ <адрес>, возле районного Дворца Культуры им.Плиева, возле АМС МО - <адрес>), пересечение <адрес> с <адрес> (перекресток).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия – Алания в течение месяца со дня вынесения.

Судья С.Н. Джанаева