ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-11-225/17 от 20.03.2017 Окуловского районного суда (Новгородская область)

Дело а-11-225/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Окуловка Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ 2017 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Вальковой В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ОСП Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО1, Отделу судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Окуловского муниципального района Новгородской области обратилась в Окуловский районный суд Новгородской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО1, Отделу судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, в обоснование административных исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере <данные изъяты> рублей, утвержденное старшим судебным приставом ФИО3. Административный истец указывает, что с вынесенным постановлением не согласен, поскольку исполнение исполнительного документа, по которому вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, невозможно осуществить в срок для добровольного исполнения. Укрепление берега реки возможно осуществить в несколько этапов выполнения различного вида процедур, работ, в числе которых: принятие муниципальной программы, проведение изысканий для определения способа укрепления берега реки, разработка проектной документации, выполнение работ по берегоукреплению на основе проектной документации. Каждый этап работ предполагает проведение процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные сведения, по мнению административного истца, подтверждают невозможность исполнения исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация <адрес> городского поселения Окуловского района.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – начальник Отдела судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО3 возражала по исковым требованиям.

Представитель заинтересованного лица - УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Администрации <адрес> городского поселения Окуловского района в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Отдела судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО3, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия и бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд Администрацией Окуловского муниципального района Новгородской области, не пропущен.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Окуловского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц: бездействие Администрации Окуловского муниципального района и Администрации <адрес> городского поселения по непринятию мер по укреплению берега реки <данные изъяты> в районе домов по <адрес> в <адрес> признано незаконным, Администрация Окуловского муниципального района и администрация <адрес> городского поселения обязаны в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по укреплению берега реки <данные изъяты> в районе домов по <адрес> в <адрес>, исключающие его дальнейшее разрушение, в соответствии с проектно-сметной документацией.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный лист выдан взыскателю.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства об обязании Администрации Окуловского муниципального района <адрес> провести работы по укреплению берега реки Перетна в районе домов по <адрес> в <адрес>, исключающие его дальнейшее разрушение, в соответствии с проектно-сметной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания данного постановления, должнику не установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, однако должник предупрежден о взыскании с него исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения.

Материалы исполнительного производства не содержат сведений о вручении должнику- Администрации Окуловского муниципального района копии постановления судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о возбуждении исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Окуловского муниципального района обратилась в Окуловский районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.

Из данного заявления следует, что Администрации Окуловского муниципального района известно о возбуждении в отношении нее исполнительного производства в ОСП <адрес>.

Исходя из того, что в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о вручении должнику- Администрации Окуловского муниципального района копии постановления судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о возбуждении исполнительного производства, то датой получения данного постановления судебного пристава-исполнителя возможно считать дату поступления упомянутого заявления в суд, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявлений Администрации Окуловского муниципального района и Администрации <адрес> городского поселения о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения отказано.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены заявления Администрации Окуловского муниципального района и Администрации <адрес> городского поселения, исполнение решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсрочено на срок по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Окуловского муниципального района обратилась в Окуловский районный суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Окуловского муниципального района обратилась в Окуловский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявлений Администрации Окуловского муниципального района и Администрации <адрес> городского поселения о замене стороны в исполнительном производстве отказано.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявления Администрации Окуловского муниципального района и Администрации <адрес> городского поселения удовлетворены, исполнение решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсрочено на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Окуловского муниципального района обратилась в Окуловский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Администрации Окуловского муниципального района об отсрочке исполнения решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отказано.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО1 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании с Администрации Окуловского муниципального района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, которое было направлено должнику.

Частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В данном случае постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока исполнения требований, установленного судебным актом (ДД.ММ.ГГГГ), однако на тот период времени указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен законом. Рассматриваемая ситуация не является случаем, в отношении которого законом предусмотрен иной срок для добровольного исполнения требований. Таким образом, Администрация Окуловского муниципального района обязана была исполнить решение суда в пятидневный срок после ДД.ММ.ГГГГ.

Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены до настоящего времени в полном объеме.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. (часть 1)

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. (часть 3).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок.

Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а также подтверждающих выполнение должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, Администрацией судебному приставу-исполнителю по истечении пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не представлено.

После истечения срока отсрочки исполнения решения суда, Администрация Окуловского муниципального района не уведомила ОСП Окуловского района о трудностях, возникших при исполнении решения Окуловского районного суда, также не сообщила о мероприятиях, направленных на исполнение решения суда, что последовало лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, и не опровергнуты административным истцом.

Доводы представителя административного истца о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ввиду сложности процесса исполнения судебного акта, требующего соблюдение процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как и принятие Администрацией всех необходимых мер для исполнения решения суда, являются несостоятельными, поскольку вступившее в законную силу решение суда должником не исполняется более трех лет, доказательств наличия непреодолимых обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок ни судебному приставу, ни суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Судебного пристава-исполнителя ОСП Окуловского района УФССП России по <адрес>ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления совершены в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и прав и законных интересов заявителя не нарушают, являются соразмерными по отношению действиям должника в рамках исполнительного производства.

Действия, направленные на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Окуловского муниципального района начала совершать после истечения срока отсрочки - в ДД.ММ.ГГГГ года.

Как следует из письменных материалов дела и не оспаривалось административными ответчиками, ДД.ММ.ГГГГ, по истечении пяти дней для добровольного исполнения требований исполнительного документа, постановлением Администрации Окуловского муниципального района утверждена муниципальная программа «Берегоукрепительные работы на <адрес> в районе домов по <адрес> в <адрес> для исполнения решения суда на ДД.ММ.ГГГГ годы».

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Окуловского муниципального района и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по проведению обследования и инженерных изысканий, а также проработки вариантов укрепления берега реки <данные изъяты> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Окуловского муниципального района в ОСП Окуловского района направлена информация по данному исполнительному производству, в которой судебному приставу-исполнителю сообщено о заключении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ и предполагаемом времени окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, подтверждающих обстоятельства невозможности исполнения решения суда, либо затрудняющие его исполнение в пятидневный срок после ДД.ММ.ГГГГ и до дня вынесения определения об отсрочке исполнения решения суда, административным истцом не представлено.

Применительно к рассматриваемой административно-правовой ситуации, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которым при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. о смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

В силу вышеперечисленных правовых норм основания для отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Удовлетворение рассматриваемого заявления Администрации Окуловского муниципального района не отвечало бы задачам исполнительного производства и снизило бы эффективность судебного акта.

При таких обстоятельствах, ни правовых, ни фактических оснований для удовлетворения административных исковых требований Администрации Окуловского муниципального района не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области ФИО1, Отделу судебных приставов Окуловского района УФССП России по Новгородской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Н.В.Новикова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.