ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-11-456/2021 от 21.06.2021 Окуловского районного суда (Новгородская область)

Дело а-11-456/2021

УИД53RS0-78

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 июня 2021 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Петрова А.С.,

при секретаре Федоровой В.Б.,

с участием помощника прокурора <адрес> Цыбы Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению и.о. прокурора Окуловского муниципального района <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес><адрес> об устранении нарушений в области безопасности дорожного движения,

установил:

И.о. прокурора <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>.

В обоснование своих требований прокурор указывает, что по обращению гражданина была проведена проверка исполнения администрацией Окуловского муниципального района требований ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проверки выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги от трассы «Окуловка-Боровичи» до д. Чудово, а именно повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги, превышающие предельно-допустимые параметры. Также было установлено, что мостовое сооружение «Мост через реку Каменка» на указанной автомобильной дороге находится в аварийном состоянии. Неисполнение своих полномочий администрацией Окуловского муниципального района по содержанию автомобильной дороги и мостового сооружения может привести к созданию чрезвычайной ситуации и негативным последствиям.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Цыба Р.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района в судебное заседание не явился. Представлены письменные объяснения.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> не явился, извещен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.

Суд, согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Думы Окуловского муниципального района от 27 марта 2013 года утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес> района, в который включена автомобильная дорога от трассы <адрес>.

Также материалами дела подтверждается, что сооружение дорожного хозяйства - мост через реку Каменка, находится в собственности <адрес>.

Согласно п.5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона N 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (п.п. 6, 12 ст. 3).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Как следует из п.5 ст.9 Устава Окуловского муниципального района к вопросам местного значения Окуловского муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Окуловского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Окуловского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).

Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).

В соответствии с пунктом Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожного сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В результате проверки, проведенной прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД <адрес>, на всем протяжении автомобильной дороги от трассы «<адрес>» до д.<адрес> выявлено наличие дефектов покрытия проезжей части в виде просадок и гребенки, отсутствие оканавливания дороги, присутствие древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода по обеим сторонам; мостовое сооружение мост через реку Каменка находится в аварийном состоянии (имеется самопроизвольная постройка в виде бревенчатого настила не соответствующая нормативным требованиям).

Вышеуказанные недостатки являются нарушением требований, указанных в ГОСТ Р 50597-2017, СП 35.13330.2011.

Наличие решения Окуловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Администрацию обязанности организовать водоотведение на автомобильной дороги от трассы «<адрес>» д.<адрес> путем размещения водоотводных канав и очистить полосу отвода от древесно-кустарниковой растительности, а также муниципальный контракт и акт выполненных в 2018 году работ по исполнению указанного решения суда, не опровергают доказательства, представленные прокурором, о несоответствии в настоящее время дороги и моста требованиям ГОСТ Р 50597-2017, СП 35.13330.2011.

Бездействие администрации Окуловского муниципального района нарушает требования федерального законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, существенно нарушает права участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дороге и мосту, способствует причинению значительного ущерба владельцам транспортных средств.

Как предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обозначенная совокупность в рассматриваемом деле имеется, соответственно административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке устранения повреждений, суд, учитывая период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, специфику работ, в том числе их сезонный характер, полагает и необходимым установить данный срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ в части устранения дефектов дорожного покрытия и полосы отвода, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ в части оборудования мостового сооружения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации <адрес><адрес> в устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования от трассы «<адрес>» до д. <адрес> незаконным.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты дорожного покрытия, очистить полосу отвода от древесно-кустарниковой растительности, оборудовать полосу отвода водоотводными канавами в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении автомобильной дороги от трассы «<адрес>» до д. <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на участке автомобильной дороги от трассы «<адрес>» до д. <адрес> мостовое сооружение через реку Каменка, в соответствии с СП 35.13330.2011.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.С. Петров

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья А.С. Петров