ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1101/2021 от 29.04.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

а-1101/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 29 апреля 2021 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Рябцевой Н.Л.

при секретаре Широковой В.А.

с участием административного истца Лыковой К.Н., представителей административных ответчиков Пастушенко Ю.А., Суржуковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лыковой Ксении Николаевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия

установил:

Лыкова К.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», мотивировала требования следующим. 24.12.2020 г. Лыкова К.Н. обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району». Основанием для обращения является Федеральный Закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «Об ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». 01.02.2021 г. ею было получено решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, основанием для отказа послужило превышение необходимой 2-х кратной величины прожиточного минимума на одного члена семьи.

С отказом административный истец не согласна, поскольку он нарушает ее права на получение дополнительной поддержки на содержание ее несовершеннолетнего ребенка. В соответствии с пунктом 8 статьи 4 ФЗ-418 среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 месяцев (в том числе в случае предоставления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 ФЗ-418 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети. Данный пункт не уточняет степень родства несовершеннолетних детей по отношения к заявителю.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются: 1) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав; 2) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении. Данный пункт не содержит сведений о несовершеннолетних детях, не включаемых в расчёт среднедушевого дохода семьи.

Истец состоит в зарегистрированном браке с Лыковом Егором Витальевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ними проживает двое иждивенцев - пасынок истца Лыков Виталий Егорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын истца Лыков Георгий Егорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Мать Лыкова В.Е. родительских прав лишена.

Семейный кодекс Российской Федерации включает в понятие членов семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. К пасынкам и падчерицам относят детей одного из супругов, независимо от того прекращен их брак или нет, и независимо от того по каким причинам он прекращен. После заключения брака в силу статья 2 Семейного кодекса Российской Федерации мачеха/отчим приобретают статус члена семьи. Таким образом, членами одной семьи становятся как минимум родные мать/отец, мачеха/отчим, ребенок/дети и/или падчерица/пасынок. Такая семья может возникнуть исключительно при совместном проживании. Если дети от предыдущего брака проживают отдельно от мачехи/отчима, даже в случае оказания материальной помощи с их стороны своим пасынкам и падчерицам, считать их членами одной семьи невозможно. По смыслу статьи 97 Семейного кодекса Российской Федерации отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой), основанные на отношениях свойства, по своей сути приравниваются к семейным, закрепляются алиментными обязательствами. Согласно пункту 3 статьи 1145 Гражданского кодекса к наследованию по закону в качестве наследников седьмой очереди призываются пасынки и падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. Следовательно, исходя из приведенных норм действующего законодательства, усматривается, что отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) государством признаются наравне с отношениями, которые складываются между детьми и родителями.

В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Лыков В.Е. проживает совместно с Лыковой К.Н. и ее мужем и находится на их общем иждивении.

Также в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Муж административного истца и пасынок проживают совместно с нею и вселены в принадлежащее ей жилое помещение в качестве членов ее семьи. Семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью перед друг другом, ведением общего хозяйства.

Помимо этого в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

На основании вышеизложенного, членами семьи административного истца являются – ее муж Лыков Егор Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее пасынок Лыков Виталий Егорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее сын Лыков Георгий Егорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Сотрудниками КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» при расчете среднедушевого дохода семьи в состав семьи не был включен Лыков В.Е. (пасынок). На основании чего 01.02.2021 г. был получен отказ в назначении выплаты. Указанное решение в порядке подчиненности вышестоящему руководителю не обжаловалось.

На основании изложенного, административный истец просит:

1. Признать незаконным решение административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» от 29.12.2020 об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

2. Обязать административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и свобод и вынести положительное решение о назначении мне ежемесячной выплаты ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Определением суда от 19.04.2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

В судебном заседании административный истец Лыкова К.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить. Дополнила, что пасынок Лыков В.Е. истцом не усыновлен. В соответствии с требованиями ФЗ-256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право у семьи истца на получение мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала не возникает, т.к. в соответствии со статьей 3 частью 2 Фз-256 при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона 256-ФЗ, не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. В связи с чем, у семьи истца отсутствуют основания для подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда. С заявлением о выплатах в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» на несовершеннолетнего Лыкова В.Е. не обращались ( в т.ч. ее муж). Ею подано заявление в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» с целью рассмотрения вопроса о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ею первого ребенка.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за 12 календарных месяцев на количество членов семьи.

Согласно пункту 13 Приказа Минтруда России от 24.03.2020 № 151н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети. В случае повторного вступления в брак родителя, с которым проживает ребенок, в среднедушевой доход семьи включаются доходы второго супруга, который по отношению к ребенку не является родителем, но проживает с ними совместно. Т.е. в составе семьи может быть лицо, не связанное родственными связями с ребенком, в связи с рождением которого устанавливается выплата. Не учитываются в составе семьи родители, не состоящие в браке и не проживающие совместно с ребенком, а также супруги родителей, не проживающих совместно с ребенком. При этом Федеральный закон № 418-ФЗ, Приказ Минтруда России от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка») не содержит в качестве условий назначения ежемесячной выплаты, что в расчет среднедушевого дохода не включаются пасынки и падчерицы заявителя. Согласно указанных нормативных актов полный перечень лиц, не включаемых в расчет, указан в части 11 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ.

В судебном заседании представитель административного ответчика – КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому краю» Пастушенко Ю.А. административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указала, что истец неправильно толкует положения законодательства. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка (ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ). Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ). В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ в случае рождения (усыновления) двух и более детей гражданин подает заявление о назначении ежемесячной выплаты: отношении одного ребенка - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения; в отношении второго ребенка - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Административный истец обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка 24 декабря 2020 года. Поскольку ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, в состав семьи Административного истца были включены рожденный первый ребенок Лыков Георгий Егорович ДД.ММ.ГГГГ г.р. и супруг Административного истца Лыков Егор Витальевич.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства социальной защиты населения Хабаровского края Суржукова А.А. административные исковые требования не признала, поддержала доводы административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Лыкова Ксения Николаевна состоит в браке с Лыковым Егором Витальевичем ( л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ родился Лыков Георгий Егорович- его родители Лыкова К.Н. и Лыков Е.В. (л.д.9).

Кроме того, у супруга административного истца Лыкова Е.В. имеется старший сын от первого брака-Лыков Виталий Егорович ( л.д.10).

Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 12.10.2012 г., вступившим в законную силу 20.11.20212 г., мать Лыкова (ранее Семенец) Виталия Семенец О.П. лишена родительских прав, в т.ч., в отношении Виталия.

В соответствии с постановлением ООП по г.Хабаровску от 06.06.2017 г. ( л.д.12), несовершеннолетний Лыков В.Е., ранее определенный в КГКУ «Детский дом № 4» возвращен отцу Лыкову Е.В.

Как пояснила в ходе судебного разбирательства Лыкова К.Н., ее сын Лыков Г.Е., ее муж Лыков Е.В. и сын мужа Лыков В.Е. проживают совместно в ее квартире по адресу <адрес>, ведут общее хозяйство. В судебном порядке Лыков В.Е. членом семьи собственника Лыковой К.Н. не признавался, иные формы устройства ребенка после передачи его отцу не избирались, он продолжает постоянно проживать с отцом, а также, соответственно, с ней.

24.12.2020 г. Лыкова К.Н. обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району».

01.02.2021 г. ею было получено решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» от 29.12.2020 г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, основанием для отказа послужило превышение необходимой 2-х кратной величины прожиточного минимума на одного члена семьи. В состав семьи Лыковой К.Н. были включены рожденный первый ребенок Лыков Георгий Егорович ДД.ММ.ГГГГ г.р. и супруг Лыков Егор Витальевич, общий доход семьи рассчитан в сумме 1301573,51 руб. за период 01.06.2019 г.-31.05.2020 г., что составило 118,5% от 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Хабаровском крае ( решение на л.д.7).

Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее ФЗ-418) установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если: 1) ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, 2) является гражданином Российской Федерации, 3) размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Согласно ст. 2 ФЗ-418, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае рождения (усыновления) двух и более детей гражданин подает заявление о назначении ежемесячной выплаты:

1) в отношении одного ребенка - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи;

2) в отношении второго ребенка - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка» утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных (далее - Порядок).

В соответствии с п. 21 Порядка расчет среднедушевого дохода семьи, производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона № 418-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (ч. 10 ст. 4 ФЗ-418).

При этом, согласно ст. 1 ч.3 ФЗ-418, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.

В редакции п.10 ст.4 ФЗ-418, действовавшей до 24.04.2020 г., п.10 устанавливал следующее: «В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети», т.е. состав семьи ориентировался на понятие «родители», весь понятийный аппарат нормы был производным от смыслового центра «родители»- в состав семьи включались сами родители (приравненные лица) рожденного ребенка, супруги родителей и дети (по правилам юридической техники толкуется как дети родителей, т.е. включались дети, не родные обоим родителям ребенка, в связи с рождением которого возникает право на получение выплаты).

В новой редакции п.10 ст. 4 ФЗ-418 (введена в действие с 24.04.2020 г. ФЗ-125 от 24.04.2020), действовавшей на момент подачи заявления Лыковой К.Н., состав семьи определяется ориентируясь на иное понятие: «родитель ребенка/приравненные лица, в связи с рождением которого возникло право на получение ежемесячной выплаты» (далее «родитель ребенка», в данном случае это сама Лыкова К.Н.); иные лица включаются в состав семьи для целей ФЗ-418 как производные, в зависимости от качества своей связи со смысловым центром «родитель ребенка»-это супруг «родителя ребенка» и несовершеннолетние дети «родителя ребенка». Данная норма коррелирует с содержанием ст. 1 ч.3 ФЗ-418, устанавливающим целевое назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка женщине, родившей (усыновившей) ребенка.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что решение от 29.12.2020 г. принято КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» с соблюдением требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности указанного решения и отсутствии оснований для удовлетворения требований Лыковой К.Н.

Доводы административного истца о том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 4 ФЗ-418 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются только конкретный перечень лиц (лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав; и лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, данный пункт не содержит сведений о несовершеннолетних детях, не включаемых в расчёт среднедушевого дохода семьи) несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права, данный пункт должен толковаться в совокупности с положениями п.10 ст.4, п.3 ст. 1 ФЗ-418, данные лица как исключение должны соотноситься с лицами, указанными в п.10 ст.4 ( т.е. быть из их числа). Аналогично, не могут приниматься во внимание приводимые административным истцом примеры расчета среднедушевого дохода семьи согласно ФЗ-134 и ФЗ-44, поскольку данным законодательством устанавливаются правила расчета среднедушевого дохода семьи в соответствии с конкретными целями правового регулирования- для целей определения прожиточного минимума, для целей определения статуса малоимущего гражданина соответственно. У законодательства о выплатах семьям, имеющим детей, имеются свои специфические цели, для реализации которых вводится специальное регулирование (ФЗ-418). Ссылка административного истца на положения п.13 Приказа Минтруда России от 24.03.2020 № 151н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка», согласно которому в случае повторного вступления в брак родителя, с которым проживает ребенок, в среднедушевой доход семьи включаются доходы второго супруга, который по отношению к ребенку не является родителем, но проживает с ними совместно, также не имеет значения, т.к. данные методические разъяснения полностью согласуются с содержанием ч.10 ст.4 ФЗ-418 (о включении в состав семьи супруга «родителя ребенка»), в т.ч. в части первоочередности учета «родителя ребенка», а учета остальных лиц- в соотношении с ним.

На основании изложенного, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных Лыковой К.Н. требований.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Лыковой Ксении Николаевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия-оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Рябцева

Мотивированное решение изготовлено 12.05.2021 г.