№а -110/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2021 г. <адрес>
Федеральный судья Малгобекского городского суда Республики Ингушетия Батырова Ф.М.,
с участием представителя административного истца Мак А.С.,
представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре судебного заседания Хашиевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия к Администрации Муниципального образования «Малгобекский муниципальный район» о признании незаконным действие (бездействие),
УСТАНОВИЛ:
Малгобекский городской прокурор РИ обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Малгобекский муниципальный район» о признании незаконным действие (бездействие), ссылаясь на то, что Малгобекской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере землепользования, в ходе которой установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Стройметпласт» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:367, площадью 150 000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения Малгобекского муниципального района, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. По указанному договору аренды земельного участка арендодатель - администрация Малгобекского муниципального района обязуется предоставить арендатору ООО «Стройметпласт» земельный участок за плату, которая согласно п.2.1 договора должна вноситься ежегодно в размере 3 338 рублей на расчетный счет УФК по РИ с момента подписания сторонами указанного договора. С 2017 года по 2019 год за Обществом числится задолженность по арендной плате на общую сумму 17 474 рублей 43 копейки. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Малгобекский муниципальный район», выразившееся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства, в части принятия мер по расторжению договора аренды земельного участка с ООО «Стройметпласт», взыскании задолженности по арендным платежам и приведении земельного участка в первоначальный вид; обязать администрацию МО «Малгобекский муниципальный район» устранить нарушения земельного законодательства, изложенные в представлении прокурора и принять меры по расторжению договора аренды земельного участка с ООО «Стройметпласт», взыскании задолженности по арендным платежам и приведении земельного участка в первоначальный вид.
В судебном заседании помощник Малгобекского городского прокурора РИ Мак А.С. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в административном иске, уточнив их, просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Малгобекский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по взысканию задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ с ООО «Стройметпласт» в пользу Администрации МО «Малгобекский муниципальный район».
Представитель административного ответчика Администрации МО «Малгобекский муниципальный район» ФИО1 исковые требования не признал в части признания бездействия незаконным и пояснил, что ими проводилась работа с арендаторами по взиманию арендной платы.
Министерство имущественных и земельных отношений РИ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, однако просил суд рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав доводы явившихся в суд лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.11 Земельного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
На основании указанного закона решением представительного органа МО «Малгобекский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден устав МО «Малгобекский муниципальный район» (далее – Устав).
Пунктом 3 ч.1 ст.23 Устава определено, что администрация Малгобекского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Полномочия администрации района, порядок осуществления деятельности определяется действующим законодательством Российской Федерации, Республики Ингушетия и Уставом.
Статьей 7 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения Малгобекского муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст.51 Устава экономическую основу местного самоуправления Малгобекского муниципального района составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального района.
Статья 52 Устава предусматривает, что в собственности Малгобекского муниципального района находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом.
Из положений ст.53 Устава следует, что органы местного самоуправления Малгобекского муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Малгобекского муниципального района, в том числе имеют право передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Ингушетия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества Малгобекского муниципального района поступают в местный бюджет.
Формирование доходов местного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Согласно положениям ст.65 и 72 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как установлено судом между Администрацией Муниципального образования «Малгобекский муниципальный район» в лице и.о. главы Администрации ФИО2 и ООО «Стройметпласт» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому ООО «Стройметпласт» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:367, площадью 150 000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения Малгобекского муниципального района, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с правом аренды на срок 49 лет. Размер арендной платы в год за пользование земельным участком составляет 3 338 рубля.
По условиям данного договора аренды земельного участка за нарушение срока внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пеню из расчета 0,5 % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Как усматривается из материалов дела арендная плата за пользование земельным участком от ФИО3 в бюджет района не поступала.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «Стройметпласт» по арендной плате перед бюджетом администрации района не погашена.
Согласно ст.619 ГК РФ, если арендатор не вносит арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке.
Несмотря на то, что ООО «Стройметпласт» арендную плату в период с 2017 года по 2019 года не внес, Администрацией Муниципального образования «Малгобекский муниципальный район» не приняты меры по взысканию образовавшейся задолженности, равно как и не принимаются меры, направленные на расторжение договора аренды с указанным лицом.
Администрация, будучи арендодателем по договору аренды, одновременно является органом местного самоуправления, обязанным выполнять в силу действующего законодательства ряд функций от имени муниципального образования, непринятие администрацией мер по взысканию задолженности по арендной плате влечет причинение ущерба местному бюджету.
Учитывая, что арендная плата за земли, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, является доходным источником бюджета Малгобекского муниципального района, бездействие администрации в указанной сфере влечет неисполнение бюджета по доходам и невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 4 ст.218 КАС РФ и ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца, административным ответчиком в суд не представлено и судом из материалов дела не усмотрено, в связи с чем доводы представителя административного ответчика ФИО1 о том, что проводилась работа с арендаторами по взиманию арендной платы, суд считает несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Малгобекского городского прокурора РИ законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия к Администрации МО «Малгобекский муниципальный район» о признании незаконным действие (бездействие) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Малгобекский муниципальный район», выразившееся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства, в части принятия мер по расторжению договора аренды земельного участка с ООО «Стройметпласт», взыскании задолженности по арендным платежам и приведении земельного участка в первоначальный вид.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья Ф.М. Батырова
Решение14.09.2021