Гражданское дело №а-1118/2020
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
<адрес> | «10» марта 2020 года |
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при секретаре Усовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кириллова А. С. к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании отказа незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка,
установил:
Изначально, Кириллов А.С. обратился с иском Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании отказа незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, в порядке ГПК РФ (дело №).
Протокольным определением Ногинского городского суда от 25 февраля 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам КАС РФ.
Кириллов А.С. также обратился с иском Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании отказа незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, в порядке ГПК РФ (дело №).
Протокольным определением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам КАС РФ.
Определением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство с присвоением №а-1118.
Административный истец Кириллов А.С. просил суд:
Признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Богородского городского округа <адрес> о предварительном согласовании предоставлении в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества - незаконным.
Обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, общей площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, согласно схеме.
Признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Богородского городского округа <адрес> о предварительном согласовании предоставлении в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества - незаконным.
Обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, общей площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, согласно схеме.
Иск обосновывал тем, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Российской Федерации Кирилловым А.С., было подано заявление о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена». В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества.
Также, ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» в отношении соседнего участка. В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества.
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрация Богородского городского округа <адрес> отказала в предоставлении государственной услуги в связи с несоответствие схем расположения земельных участков ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ и/или Земельным кодексом Российской Федерации, указав, что согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими огородничество. В соответствии со статьей 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта. Однако, испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенных пунктов, в связи с чем формирование его для ведения огородничества невозможно.
В соответствии с п.19 ч.2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписки из правил землепользования и застройки данные участки относятся к зоне Ж - 2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Пунктом 5 установлен вид разрешенного использования: ведение личного огородничества. Предельные размеры 400 - 2000 кв.м.
В судебном заседании административный истец Кириллов А.С. доводы административного иска поддержал в полном объеме, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес>Романова Н.А. иск не признала, привела доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях., согласно которых п. 6 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>" (принят постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 35/96-П), в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом в силу требования ч. 3 ст. 2 данного Закона, реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <адрес>, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес> (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что Министерство имущественных отношений является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> и городских округов <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Согласно заключения Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> испрашиваемый истцом вид разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» отсутствует в основных видах градостроительного регламента территориальной зоны.
Считает принятое решение предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов законным и обоснованным, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.19 ч.2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Российской Федерации Кирилловым А.С., было подано заявление о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена». В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, для последующего предоставления в аренду сроком на три года.
Также, ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» в отношении соседнего участка. В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, для последующего предоставления в аренду сроком на три года.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в соответствии с требованиями п. 2 той же статьи Земельного кодекса:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрация Богородского городского округа <адрес> отказала в предоставлении государственной услуги в связи с несоответствие схем расположения земельных участков ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ и/или Земельным кодексом Российской Федерации
В качестве разъяснения указано, что согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими огородничество. В соответствии со статьей 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта. Однако, испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенных пунктов, в связи с чем формирование его для ведения огородничества невозможно.
Ссылки Администрации на ст. 77,78 Земельного кодекса Российской Федерации суд находит не обоснованными, поскольку регулируют отношения связанные с землями сельскохозяйственного назначения.
Согласно Правилам землепользования и застройки части территории муниципального образования «Сельское поселение <адрес>», утвержденным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый участок расположен в «зоне застройки индивидуальными жилыми домами». Пунктом 5 установлен вид разрешенного использования: ведение личного огородничества. Предельные размеры 400 - 2000 кв.м.
П. 6 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>" (принят постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 35/96-П), в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом в силу требования ч. 3 ст. 2 данного Закона, реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <адрес>, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес> (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что Министерство имущественных отношений является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> и городских округов <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Доказательств направления на согласование и рассмотрения Министерством имущественных отношений <адрес> заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, административным ответчиком не представлено.
В возражениях административный ответчик ссылается на заключение Комитета архитектуры и градостроительства <адрес>, согласно которого, испрашиваемый истцом вид разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» отсутствует в основных видах градостроительного регламента территориальной зоны.
Однако, текст заключения суду не представлен, выводы заключения противоречат указанным выше Правилам землепользования и застройки части территории муниципального образования «Сельское поселение <адрес>», утвержденным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, а сам Комитета архитектуры и градостроительства не наделен полномочиями согласования предоставления земельных участков.
С учетом изложенного, Решения от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Богородского городского округа <адрес> об отказе в предварительном согласовании предоставлении в аренду без проведения торгов, земельных участков площадью 1968кв.м и 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества, не соответствует и противоречит требованиям действующего законодательства, а потому являются незаконным.
Административный истец просит суд обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> предварительно согласовать предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, площадью 1968кв.м и 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540, такой вид разрешенного использования, как ведение огородничества, означает осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: сельскохозяйственного использования.
В соответствии с п. 11 той же статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Как установлено ч. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 9 той же статьи, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Однако доказательств того, что испрашиваемые административным истцом земельные участки площадью 1968кв.м и 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, находится в зоне сельскохозяйственного использования, и могут использоваться под заявленные цели, материалы дела не содержат и сторонами не представлены, а потому иск в части обязания предварительно согласовать предоставление земельных участков удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кириллова А. С. к Администрации Богородского городского округа о признании отказа незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка – удовлетворить частично.
Признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Богородского городского округа <адрес> о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью 1990 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества – незаконным.
Признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Богородского городского округа <адрес> о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью 1968 кв.м, местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества – незаконным.
В удовлетворении иска в части обязания Администрации Богородского городского округа предварительно согласовать предоставления в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью 1982 кв.м, и земельного участка общей площадью 1968 кв.м., местоположение: г.о. Богородский, <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: