Дело №а-112/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 марта 2022 г.
Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи А.И. Алишаева,
с участием помощника прокурора ФИО5,
председателя Конкурсной комиссии по избранию главы МО «<адрес>» ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес>, конкурсной комиссии по избранию главы МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконными решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы МО «<адрес>» <адрес> РД от 10.07.2021г., решение собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от 10.07.2021г. № «Об избрании главы МО «<адрес>» <адрес> РД, обязании собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> отменить решение от 10.07.2021г. №,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес>, конкурсной комиссии по избранию главы МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконными решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы МО «<адрес>» <адрес> РД от 10.07.2021г., решение собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от 10.07.2021г. № «Об избрании главы МО «<адрес>» <адрес> РД, обязании собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> отменить решение от 10.07.2021г. №, в обоснование которого указывает, что решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 10.07.2021г. № избран глава МО «<адрес>» <адрес>. Принятое решение противоречит Федеральному закону №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности ч.2.1 ст.36 названного закона. Решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 01.06.2021г. № утверждено положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатуры на должность главы МО, п.5.1 которого установлено, что конкурс объявляется решением собрания депутатов. Объявление должно содержать: дату время и место проведения конкурса; требования к кандидатам; перечень документов, подлежащих представлению в комиссию; адрес приема документов необходимых для участия в конкурсе; дату начала и окончании, время приема документов; номер контактного телефона для получения справочной информации. Данная информация публикуется в газете «Сарихум» или размещается на сайте администрации сельского поселения «<адрес>». В нарушение установленного порядка, соответствующая информация о проведении конкурса не опубликована. Данный факт подтверждается ответом главного редактора МКУ «Редакция газеты «Сарихум» от 04.08.2021г. и ответом ООО «ЕСМС» от 05.08.2021г. Между ООО «ЕСМС» и администрацией МО «<адрес>» заключен договор о предоставлении ПО АИС «Официальный сайт» на правах простой неисключительной лицензии для администрации МО «<адрес>» и согласно представленной информации от 05.08.2021г. в период с февраля по июль 2021 года ООО «ЕСМС» проводилась работа по модернизации серверов в процессе переноса официального сайта на новый сервер произошел технический сбой и сигнал о разблокировании на серверы не поступил. Доступ в систему был восстановлен 02.08.2021г. Нарушение опубликования информации о проведении конкурса повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления, а также принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условий ее прохождения. Кроме того, нарушены требования п.4.3 и 4.7 Положения порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «<адрес>». Фактически состав комиссии утвержден в день проведения конкурсных испытаний. В связи с допущенными нарушениями, 26.07.2021г. в адрес председателя собрания депутатов был принесен протест на противоречащие закону решение собрания депутатов от 10.07.2021г. №. Однако в удовлетворении протеста было отказано.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора района ФИО5 просил удовлетворить административное исковое заявление по изложенным доводам.
В судебном заседании административный ответчик председатель конкурсной комиссии по избранию главы МО «<адрес>» <адрес>ФИО6 исковые требования административного истца признал и просил их удовлетворить по изложенным доводам.
ФИО1 и представитель собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД извещенные надлежащим образом на судебное заседание не явились. Ходатайства об отложении рассмотрения дела не направили.
Выслушав явившихся сторон, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане вправе решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц обжаловать в суд.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 указанного федерального установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию уставов муниципального образования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (части 1, 2, 5 статья 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, в силу части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от 10.07.2021г. № в соответствии со ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Закона Республики Дагестан от 08.12.2015г. № «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>», на основании ст.30 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД избран главой МО «<адрес>» <адрес>ФИО1.
В нарушение установленного порядка, соответствующая информация о проведении конкурса в газете «Сарихум» и на официальном сайте МО «<адрес>» <адрес> РД не опубликована. Данный факт подтверждается ответом главного редактора МКУ «Редакция газеты «Сарихум» от 04.08.2021г. и ответом ООО «ЕСМС» от 05.08.2021г. Между ООО «ЕСМС» и администрацией МО «<адрес>» заключен договор о предоставлении ПО АИС «Официальный сайт» на правах простой неисключительной лицензии для администрации МО «<адрес>» и согласно представленной информации от 05.08.2021г. в период с февраля по июль 2021 года ООО «ЕСМС» проводилась работа по модернизации серверов в процессе переноса официального сайта на новый сервер произошел технический сбой и сигнал о разблокировании на серверы не поступил.
Нарушение порядка опубликования информации о проведении конкурса повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления, а также принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условий ее прохождения.
Кроме того, нарушены требования п.4.3 и 4.7 Положения порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «<адрес>».
Фактически состав комиссии утвержден в день проведения конкурсных испытаний. В связи с допущенными нарушениями, 26.07.2021г. в адрес председателя собрания депутатов был принесен протест прокурором <адрес> на противоречащие закону решение собрания депутатов от 10.07.2021г. №. Однако в удовлетворении протеста было отказано.
Согласно п. 3.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатуры на должность главы МО секретарь конкурсной комиссии принимает документы кандидатов, формирует дело. Однако, документы представлены кандидатами со дня проведения конкурсных испытаний. Так, кандидат ФИО7, представила документы 16.06.2021г., что подтверждается распиской о получении документов, подписанной членом конкурсной комиссии.
В системе муниципальных правовых актов в силу федерального законодательства на территории муниципального образования высшую юридическую силу имеет Устав муниципального образования, и решения принятые прямым волеизъявлением граждан на местном референдуме (сходе), все остальные муниципальные правовые акты, в том числе и Регламент представительного органа, не должны им противоречить. Регламент представительного органа по своему положению в ней не может изменять положения Устава сельского поселения или подменять Устав сельского поселения.
При таких обстоятельствах заседание Собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД, состоявшееся 10.07.2021г, на котором ФИО1 избран главой муниципального образования проведено с неправомочным составом Собрания депутатов, вследствие чего принятое решение не основано на законодательстве о принципах и порядке формирования органов местного самоуправления, в связи с чем не может быть законным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
В соответствии со ст.ст.39, 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административный иск и.о. прокурора <адрес> РД удовлетворить.
Признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД от 10.07.2021г.
Признать незаконным решение собрания депутатов МО «<адрес>» от 10.07.2021г. № «Об избрании главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД.
Обязать собрание депутатов МО «<адрес>» отменить решение от 10.07.2021г. № «Об избрании главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кумторкалинский районный суд РД в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И.Алишаев