ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1130/18 от 28.12.2018 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

УИД - 26RS0-51

Дело а-1130/18

Решение

Именем Российской Федерации

28 декабря 2018 года <адрес>

Железноводский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитюк А.Д.,

при секретаре судебного заседания Кропачевой Т.А.,

с участием представителя административного истца Востриковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Интекс» к Федеральному Казенному Учреждению «Управление Федеральных Дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства о признании незаконным отказа в согласовании проекта и выдаче технических условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес>,

установил:

В обоснование административного иска сказано, что ООО «Интекс», является собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, который расположен в границах населенного пункта, и относится к землям населенного пункта, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, КН 26:31:000000:6952, площадью 413 544 кв.м.

В виду организации спортивно-оздоровительной зоны отдыха в <адрес>, истец обратился в ФКУ Упрдор «Кавказ» с заявлением о согласовании и выдаче технических условий на строительство примыкания к объекту дорожного сервиса с спортивно- оздоровительной зоной отдыха в <адрес> расположенного вне границ придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на участке 1+750 м (слева) на участке «Обход <адрес>».

На указанное заявление, истцом ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, которым отказано в согласовании и выдаче технических условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования, в связи с несоответствием расстояния от предполагаемого примыкания до существующих примыканий ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», в части несоответствия минимальным расстояниям между примыканиями в одном уровне, установленным для данной категории дорог.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога Р-217 относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения. Согласно открытых данных, содержащихся на официальном сайте ФКУ Упрдор «Кавказ», указанная дорога Р-217 «Кавказ» закреплена за указанным учреждением и находится на его балансе.

Участок автомобильной дороги общего пользования Р-217 «Кавказ», обход <адрес> км. 1+750 м. (слева) находится в черте <адрес>, что обуславливает применение к описываемой ситуации требований СНиП.

В ответ на обращения истца в администрацию <адрес> получен ответ, согласно которого, действующим генеральным планом <адрес> утвержденным решением Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ-IV, в целях упорядочения движения пассажирских и грузовых транспортных средств, рационального распределения транспортных нагрузок, в указанном районе предусмотрено устройство транспортной развязки с возможностью съезда с федеральной автомагистрали М-29. Данный факт свидетельствует о том, что органом местного самоуправления разработан и утвержден план территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономических районов и наиболее эффективного слияния строящейся дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.

На основании вышеизложенного, полагает, что действия ФКУ Упрдор «Кавказ» выразившиеся в отказе в согласовании организации примыкания к участку автомобильной дороги, являются незаконными.

Представитель административного истца Вострикова Ю.В., в судебном заседании просила требования административного иска удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Лавринович В.В., в представленных суду возражения просил в удовлетворении административного иска отказать, и указал, что согласно статье 90 ЗК РФ для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос, автомобильных дорог и их использование осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Полоса отвода автомобильной дороги, как это следует из понятия, данного в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Придорожные полосы автомобильной дороги, согласно пункту 16 этой же статьи названного закона представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Из приведенных норм и понятий следует, что для обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги важное значение имеют придорожные полосы автомобильных дорог.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

На обращение, ООО «Интекс» в ФКУ Упрдор «Кавказ» с заявлением о согласовании проекта технических требований и условий на строительство примыкания на км. 1+750 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес> для организации транспортного обслуживания территории спортивно- оздоровительной зоны отдыха, планируемых к размещению в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения, было отказано, в связи с несоответствиям нового присоединения к федеральной автомобильной дороге требованиям ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», в части минимально допустимых расстояний между примыканиями в одном уровне, установленных для данной категории дороги.

Основанием возникновения у ООО «Интекс» права собственности на спорный земельный участок является решение единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела не представлено доказательств, свидетельствующих о переводе земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения, как указано в правоустанавливающих документах ООО «Интекс» на земли под объекты дорожного сервиса, для обслуживания участников дорожного движения, как и не представлено разрешение на строительство под размещение объектов дорожного сервиса на спорном земельном участке.

В соответствии со справкой о характеристиках участка полосы отвода, придорожных полос и объектов придорожной инфраструктуры федеральной автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке в обход <адрес> км 1+750 (слева), категория автомобильной дороги- 1 Б «Скоростная», то есть расстояние между примыканиями в одном уровне не должно быть меньше, чем 600 метров (справка о характеристиках участка полосы отвода, придорожных полос и объектов придорожной инфраструктуры федеральной автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке в обход <адрес> км 1+750 (слева) в приложении). Действия ООО «Интекс» по размещению объектов придорожного сервиса на земельном участке, расположенном в <адрес>, противоречит ГОСТУ Р 52398 - 2005 Национального стандарта РФ классификации автомобильных дорог, чем создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении на скоростной федеральной трассе «Кавказ».

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, а также представленные административным ответчиком возражения, оценив представленные доказательства, пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Закона N 257-ФЗ расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других требований, установленных техническими регламентами, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт.

Как установлено частью 1 статьи 20 Закона N 257-ФЗ строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Согласно части 2 названной выше статьи в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Как следует из материалов дела, что ООО «Интекс», является собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, который расположен в границах населенного пункта, и относится к землям населенного пункта, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, КН 26:31:000000:6952, площадью 413 544 кв.м., указанное подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ Упрдор «Кавказ» с заявлением о согласовании и выдаче технических условий на строительство примыкания к объекту дорожного сервиса с спортивно- оздоровительной зоной отдыха в <адрес> расположенного вне границ придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на участке 1+750 м (слева) на участке «Обход <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор «Кавказ» дан ответ, которым отказано в согласовании и выдаче технических условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования, в связи с несоответствием расстояния от предполагаемого примыкания до существующих примыканий ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», в части несоответствия минимальным расстояниям между примыканиями в одном уровне, установленным для данной категории дорог.

Согласно п. 5.4(5) Положения о Федеральном дорожном агентстве от ДД.ММ.ГГГГ, решение об установлении границ таких придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается Федеральным дорожным агентством. Владельцы автомобильных дорог федерального значения обозначают границы придорожных полос автомобильных дорог федерального значения информационными щитами (указателями), устанавливаемыми на межевых знаках, обозначающих границы полосы отвода таких автомобильных дорог, с указанием сведений о расстоянии от границы полосы отвода до границы придорожной полосы таких автомобильных дорог.

Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4 утвержден "Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" (далее Порядок). Данный порядок, в силу пункта 1, определяет процедуру установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития; условия использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

Согласно п. 2 Порядка в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.

Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

Судом установлено, что административный ответчик является организацией, за которой закреплено право постоянного бессрочного пользования земельным участком отведенным под автомобильную дорогу Р-217 «Кавказ» на участке 1+750 м. (слева) на участке «Обход <адрес>».

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог") п. 6 Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации: а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения - Федеральным дорожным агентством; б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога.

В соответствии с подпунктом 4 п. 15 главы VI Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в состав прочих работ по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог.

В силу п.п. 1.1,1.2 и 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Приказом Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения паспортизации, разработки и актуализации технических паспортов автомобильных дорог государственной компании Автодор» устанавливается порядок установления характеристики, определяющую технические параметры автомобильной дороги.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что автомобильная дорога Р-217 «Кавказ» на участке 1+750 м. (слева) на участке «Обход <адрес>», относится к классу «дороги обычного типа» а значит доступ на нее возможен через пересечения и примыкания в разных в одном уровне, расположенные для дорог категории IB.II.III не чаще чем через 600 метров, для дорог категории I не чаще чем через 100 метров, для дорог категории V не чаще чем через 50 метров друг от друга.

В отзыве на исковое заявление не содержатся ссылки на нормативный акт, позволяющий установить данный факт. Технический паспорт указанной автомобильной дороги административным ответчиком также не представлен суду.

Из положений части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу предписаний части 1 статьи 61 названного кодекса доказательства являются допустимыми, если они отвечают приведенным выше требованиям, и обстоятельствам административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Доводы ФКУ Упрдор «Кавказ» о том, что размещение примыкания к объектам административного истца приведет к повышению опасности для участников дорожного движения, не подтверждается материалами дела. Технический паспорт автомобильной дороги, свидетельствующий о категории дороги, о ее напряженности и интенсивности движения, суду не представлен.

В силу п. 21 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии: соблюдения требований и условий, установленных, указанным Порядком; недопущения нанесения вреда автомобильной дороге федерального значения и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения.

Порядок согласования строительства и капитального ремонта полосы отвода автомобильной дороги определен положениями п.п. 22,8,14,18,19,25-31 Приказ Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».

Давая оценку представленным суду доказательствам с сопоставлением фактических данных по делу, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, препятствующие к согласованию схемы примыкания к автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке 1+750 м. (слева) на участке «Обход <адрес>», в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Интекс» к Федеральному Казенному Учреждению «Управление Федеральных Дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства о признании незаконным отказа в согласовании проекта и выдаче технических условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУ «Управление Федеральных Дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства в согласовании и выдаче технических условий на строительство примыкания от комплекса объектов дорожного сервиса со спортивно-оздоровительной зоной отдыха к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес> на 1 км.+750 м. (слева).

Обязать ФКУ «Управление Федеральных Дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства выдать технические условия на строительство примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес> на 1 км.+750 м. (слева).

Обязать ФКУ «Управление Федеральных Дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства согласовать схемы примыкания от комплекса объектов дорожного сервиса со спортивно-оздоровительной зоной отдыха к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», обход <адрес> на 1 км.+750 м. (слева) в соответствии с представленным проектом.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форм.

Председательствующий,

судья А.Д. Никитюк

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.