ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-113/2021 от 05.04.2021 Петровского районного суда (Тамбовская область)

Административное дело а-113/2021

Уникальный идентификатор дела68RS0-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 05 апреля 2021 года

Петровский районный суд <адрес> в составе судьи Кононыхиной Л.В., с участием административного истца помощника прокурора <адрес> Ивахниковой М.И., секретаря судебного заседания Тетеревой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кочетовского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ

<адрес> Курмаев Р.Р., действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер по устранению нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выявленных прокуратурой <адрес>, и возложении обязанности на главу Кочетовского сельсовета в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части нормативного правового обеспечения организации предоставления муниципальных услуг. При проведении названной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в не разработке и не утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, допущенные администрацией сельсовета, а именно: выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет; аттестация экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору); выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию; предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно; установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; установление публичного сервитута; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; предоставление жилого помещения по договору социального найма; признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме; передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда); передача принадлежащего гражданам на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность; предоставление информации, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, в сфере управления многоквартирными домами; уведомительная регистрация трудовых договоров, заключенных, (прекращенных) работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником; постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно; предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность; выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площади, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации; предоставление права на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения по автомобильным дорогам местного значения, в связи с чем прокурор и обратился в Петровский районный суд с административным иском.

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора <адрес> Ивахникова М.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика и обязать главу Кочетовского сельсовета <адрес> в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг, указанные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - представитель Кочетовского сельсовета <адрес>, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, на заседание не явился. В материалах дела от имени главы сельсовета Варгановой Г.Л. имеется письменное заявление о рассмотрении данного дела в их отсутствие, исковые требования прокурора района признают добровольно в полном объеме на основании ч.3 ст.46 КАС РФ с просьбой принять данное заявление и приобщить к материалам дела.

Выслушав объяснение административного истца, учитывая мнение представителя административного ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона. При этом, исходя из части 3 указанной статьи, сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года № 2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Как видно из представленных в суд доказательств, до ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельсовета не приняты меры по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, включенные в Перечень: Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства (п. 7 Перечня) - п. 5 ч. 19 ст. 55 Градостроительного Кодека Российской Федерации; выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет (п. 10 Перечня) - ч. 2 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации; аттестация экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору) (п. 15 Перечня)- п.9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-03 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»; выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (п. 22 Перечня ) - ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию (п. 23 Перечня) - ст. 8 Земельного Кодекса Российской Федерации; предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (п. 25 Перечня ) -ст. 39.5 ЗК РФ; установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (п. 27 Перечня) - глава V.3. ЗКРФ; eстановление публичного сервитута (п. 28 Перечня) - глава V.7. ЗК РФ; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (п. 29 Перечня) - ст. 39.27 ЗК РФ; предоставление жилого помещения по договору социального найма (п. 35 Перечня) - п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, <адрес> от 28.12.2015г. «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>»; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 37 Перечня) - ст. 52 ЖК РФ; выдача согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (п. 38 Перечня) - ч. 3 ст. 14 ЖК РФ; признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 40 Перечня) - п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, абз. 3 п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (п. 42 Перечня) - ст. 26 ЖК РФ; передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда) (п. 44 Перечня) - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; передача принадлежащего гражданам на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (п. 45 Перечня) - ст. 9.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; предоставление информации, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, в сфере управления многоквартирными домами (п. 69 Перечня) - ст. 165ЖК РФ; уведомительная регистрация трудовых договоров, заключенных (прекращенных) работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником (п. 98 Перечня) - ст.ст.303-307 Трудового кодекса Российской Федерации; постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (п. 110 Перечня) - п. 5 ст. 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>»; предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность (п. 173 Перечня) ст.ст.3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площади, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации (п. 194 Перечня) - п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; предоставление права на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения по автомобильным дорогам местного значения (п. 205 Перечня) - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о несении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в части непринятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальных услуг в адрес главы Кочетовского сельсовета <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, администрация сельсовета сообщает, что выявленные нарушения, отраженные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ будут устранены, будут разработаны и утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельсовета разработано и принято лишь 5 административных регламентов, иные необходимые административные регламенты не разработаны и не приняты до настоящего времени, их проекты в прокуратуру района не поступали.

Представитель административного ответчика глава сельсовета Варганова Г.Л. согласилась с исковыми требованиями прокурора <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кочетовского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кочетовского сельсовета, выразившееся в не устранения нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выявленных прокуратурой <адрес> и изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ- незаконным.

Возложить обязанность на главу Кочетовского сельсовета в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг:

- Выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет;

- Аттестация экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору);

- Выдача разрешения на использование земель или земельного участка,

которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута;

- Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков

в составе таких земель из одной категории в другую категорию;

- Предоставление земельного участка, находящегося в государственной

или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в

собственность бесплатно;

- Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности;

- Установление публичного сервитута;

- Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в

муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности;

- Предоставление жилого помещения по договору социального найма;

- Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме;

- Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений

жилищного фонда (приватизация жилищного фонда);

- Передача принадлежащего гражданам на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность;

- Предоставление информации, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, в сфере управления многоквартирными домами;

- Уведомительная регистрация трудовых договоров, заключенных, (прекращенных) работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником;

- Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно;

- Предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность;

- Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также на посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площади, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации;

- Предоставление права на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения по автомобильным дорогам местного значения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Судья Л.В.Кононыхина

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2021г.

Судья Л.В.Кононыхина