Дело №а- 1141/2020
Решение
Именем Российской Федерации
(В окончательной формулировке)
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.
с участием представителя административного Истца ФИО1,
административного Ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным постановления администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ,
Установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство №РУ 05-305-163-217 от ДД.ММ.ГГГГ» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление об отмене постановление администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство № РУ 05-305-163-217 от ДД.ММ.ГГГГ» и копии направить в прокуратуру <адрес> и Каспийский городской суд.
Исковые требования обоснованы тем, что Прокуратурой города по заявлению ФИО3 - представителя ФИО4, проведена проверка законности постановления администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство №RU 05-305-163-217 от 28.09.2017г.».
По результатам проверки установлено, что данное постановление принято с грубыми нарушениями федерального законодательства.
Решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО4 к администрации городского округа «<адрес>». Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.
Вступившим в законную силу решением суда постановлено признать незаконным отказ администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 05:48:000029:1470, обязать администрацию выдать градостроительный план земельного участка с капитального строительства; обязать администрацию выдать разрешение на строительство трехэтажного торгово-офисного здания, согласно приложенного проектного предложения.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 на основании его заявления вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком выдан градостроительный план земельного участка № RU 05305000-066. Данный план утвержден постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 административным ответчиком на основании ст.51 ГрК РФ выдано разрешение RU 05-305-163-217 на строительство объекта капитального строительства «3-этажное торгово- офисное здание по бульвару Абдуллаева, № в <адрес>» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым, незаконно отмененное административным ответчиком разрешение на строительство RU 05-305-163-217 выдано административным ответчиком на основании вступившего в законную силу решения суда.
Конституцией РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2 ст. 15).
Аналогичные установления содержатся в п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» выделены два обязательных признака коррупции: а) незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица (ст. 1).
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную «силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.2); «Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом» (ч.З); «Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы» (ч.4).
Тем самым, оспариваемое постановление принято административным ответчиком вопреки вступившему в законную силу решению суда, с грубым нарушением приведенных выше требований федерального законодательства.
Изданием оспариваемого постановления грубо нарушены также и иные требования федерального законодательства.
Так, ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ссылка на которую приведена в преамбуле оспариваемого постановления, установлено: «Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствиизаконодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения» (ч. 1).
Приведенная норма оснований для издания оспариваемого постановления не содержит.
Более того, оспариваемое постановление принято с нарушением требований специальной нормы Градостроительного кодекса РФ, которая непосредственно регламентирует соответствующий вопрос.
Гак, п.21.1 ст.51 ГрК РФ установлено: «Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных нрав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами».
Приведенный перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером 05:48:000029:1470, заключенному между управлением имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и ФИО4, срок аренды земельного участка установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1), условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ (п.2.2).
Тем самым, не имеется установленных действующим законодательством оснований для прекращения действия разрешения на строительство RU 05-305-163-217.
Грубым нарушением требований федерального законодательства является также придание административным ответчиком оспариваемому постановлению обратной силы - отмена разрешения на строительство с ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54); законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст.57).
Статьей 4 ГК РФ установлено: «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (п.1); «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса» (п.2).
Правило абз.2 п.1 ст.4 ГК о допустимости распространения закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, которая, в силу прямого указания в ней, не подлежит расширительному толкованию, включает в себя только федеральные законы, соответственно, термин "закон" не включает в себя правовые акты органов местного самоуправления.
Согласно ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1); «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (п.2).
Согласно статье 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1); «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем
которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании» (ч.2).
Согласно ст. 50 Устава городского округа «<адрес>» муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, за исключением нормативных правовых актов Собрания депутатов городского округа о налогах и сборах и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (п.2); «Нормативные правовые акты о налогах вступают в силу в порядке, определенном Налоговым Кодексом Российской Федерации» (п.З); «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)» (п.4); «Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании « Трудовой Каспийск», распространяемом и городском округе, а также подлежат размещению на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, ни федеральное законодательство, - Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - ни Устав городского округа «<адрес>», не предусматривают возможность распространения действия муниципального правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие.
Принятие оспариваемого постановления вопреки приведенным выше
требованиям федерального законодательства, устанавливающим обязательность судебных актов, основания для прекращения действия разрешения на строительство, а также придание данному постановлению обратной силы, посягает на авторитет судебной власти, нарушает установленные федеральным законодательством прерогативы Российской Федерации по правовому регулированию соответствующих вопросов.
Административный Истец просит признать незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство №RU 05-305-163-217 от 28.09.2017г.» и обязать административного ответчика - отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении настоящего административного искового заявления, - направить в гот же срок заверенные копии принятого во исполнение решения суда постановления в Каспийский городской суд, в прокуратуру Каспийска, - опубликовать решение суда не позднее, чем в недельный срок после вступления в законную силу, в газете «Трудовой Каспийск».
В судебном заседании представитель административного Истца ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к процессу в качестве заинтересованного лица был привлечен ФИО4, который просил рассмотреть дело без его участия, с участием его представителя ФИО3, который поддержал административный иск и просил удовлетворить его в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа «<адрес>» ФИО2 исковые требования не признал и суду пояснил, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство трехэтажного торгово-офисного здания по бульвару Абдулаева в Каспийске было выдано за пределами действия договора аренды земельного участка и поэтому администрация была правомочна отменить данное разрешение на строительство. Выдача разрешения на строительство за пределами действия договора аренды земельного участка является незаконным.
В иске просил отказать.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО4 к администрации городского округа «<адрес>».
Согласно вступившему в законную силу решению суда, признан незаконным отказ администрации городского округа «<адрес>» в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 05:48:000029:1470 и Администрацию городского округа «<адрес>» обязали выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 05:48:000029:1470 под строительство объекта капитального строительства и разрешение на строительство трехэтажного торгово-офисного здания, согласно приложенного проектного предложения.
Исполнив решение суда, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ за № утвердил градостроительный план земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ выдал разрешение на строительство за № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство публичных органов в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия ранее выданного разрешения на строительство объекта капитального строительства, к числу которых не относятся нарушения, касающиеся правильности определения срока действия разрешения.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером 05:48:000029:1470, заключенному между управлением имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и ФИО4, срок аренды земельного участка установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1), условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ (п.2.2).
Тем самым, не имеется установленных действующим законодательством оснований для прекращения действия разрешения на строительство RU 05-305-163-217.
Суд также обращает внимание на то, что разрешение на строительство было выдано на основании решения Каспийского городского суда о ДД.ММ.ГГГГ, которое было исполнено судом по истечении четырех месяцев со дня вынесения решения суда.
Именно по вине администрации ФИО4 в течение длительного времени не мог приступить к строительству объекта в связи в отказом выдачи разрешения на строительство и необходимостью через суд добиваться своих законных прав.
Суд соглашается с доводами прокуратуры, что придание действию постановления обратной силы является грубым нарушением федерального законодательства.
Так, согласно Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54).
Согласно статье 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования(ч.1); «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем
которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании» (ч.2).
Согласно ст. 50 Устава городского округа «<адрес>» муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, за исключением нормативных правовых актов Собрания депутатов городского округа о налогах и сборах и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (п.2); «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)» (п.4); «Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании « Трудовой Каспийск», распространяемом и городском округе, а также подлежат размещению на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, ни федеральное законодательство, - Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - ни Устав городского округа «<адрес>», не предусматривают возможность распространения действия муниципального правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие.
Суд также обращает внимание административного Ответчика, что в силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ «Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».
Отмена постановления, принятого во исполнение решения суда, нарушает установленные федеральным законодательством прерогативы РФ по правовому регулированию соответствующих вопросов.
С учетом вышеизложенного требования прокурора <адрес> о признании незаконным постановления администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
В силу ст. 227 КАС РФ «По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок. (ч.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск прокурора <адрес> к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным постановления администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство № РУ 05-305-163-217 от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию городского округа <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление об отмене постановления администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене разрешения на строительство № РУ 05-305-163-217 от ДД.ММ.ГГГГ и копии направить в прокуратуру <адрес> и Каспийский городской суд.
В течение недели со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию городского округа «<адрес>» опубликовать решение суда в газете «Трудовой Каспийск».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд
Председательствующий:
Решение суда в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.