ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1144/2022 от 04.03.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Копия 50RS0-97

Дело а-1144/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2022 года <адрес>

<адрес>

Сергиево-Посадский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Уваровой О.А., с участием адвоката ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решения и уведомления, обязании внести сведения в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным уточненным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решения и уведомления, обязании внести сведения в ЕГРН (л.д., л.д. 3-4, 98-100).

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представитель административного истца адвокат ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что решением Сергиево-Посадского городского суда МО по гражданскому делу исковые требования ФИО1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании права собственности на земельный участок удовлетворены. За ФИО1 признано право собственности на земельный участок площадью 1043 кв.м., по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, в р-не д. Кудрино, СНТ «Кудрино», уч. , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства. В сентябре 2021 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, государственный учет был приостановлен решением административного ответчика. Во исполнение этого решения кадастровым инженером были внесены коррективы в межевой план, однако, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 административным ответчиком было направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-, со ссылкой на ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку, по мнению органа кадастрового учета не представлено решение суда от 16.04.2019г., включенное в состав межевого плана. Кроме того, обнаружено пересечение границы земельного участка с лесным земельным участком с кадастровым номером ). Площадь пересечения 911,77 кв.м. Административным истцом дополнительно представлена заверенная копия решения Сергиево-Посадского городского суда. Однако, административный ответчик направил в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. С решением административного ответчика ФИО1 не согласен, поскольку согласно заключения кадастрового инженера, включенного в состав межевого плана границы смежных участков не уточнялись, процедура согласования не проводилась, т.к. отсутствуют условия для проведения согласования границ земельного участка, предусмотренного ч.ч. 1,2 ст. 39 Закона 221-ФЗ. Кадастровым инженером при проведении кадастровых работ выявлено несоответствие сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером (категория земель: Земли лесного фонда), сведения о котором пересекают границы принадлежащего истцу участка. Однако, в соответствии с п.1 ст.60.2 Закона 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ» пересечение границ земельного участка с границами участка лесного фонда с кадастровым номером не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Сергиево-Посадским отделом Управлением Росреестра по МО в адрес административного истица направлено уведомление от отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Указанный отказ считают незаконным, в связи с чем просят суд признать незаконными решение административного ответчика об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участка площадью 1043 кв.м, предоставленного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Хотьково, в р-не д.Кудрино, СНТ «Кудрино», уч. . Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести по <адрес> внести в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости земельного участка площадью 1043 кв.м, предоставленного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Хотьково, в р-не д.Кудрино, СНТ «Кудрино», уч. .

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседание против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к письменным материалам дела (л.д. 34-41). Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы административного иска, изучив материалы дела , выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам:

Согласно части 1 статьи 218 КАСРФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Решением Сергиево-Посадского городского суда МО по гражданскому делу исковые требования ФИО1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании права собственности на земельный участок удовлетворены. За ФИО1 признано право собственности на земельный участок площадью 1043 кв.м., по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, в р-не д. Кудрино, СНТ «Кудрино», уч. , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, в р-не д. Кудрино, СНТ «Кудрино», уч. .

Уведомлением Росреестра от 03.12.2021г. за № КУВД государственная регистрация права приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Приостановление государственного кадастрового учета было приостановлено, поскольку не представлено решение суда от ДД.ММ.ГГГГ,

граница земельного участка заявителя, пересекает границы земельного участка ), сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, также в целях установления возможности осуществления государственного кадастрового учета, направлен запрос о порядке исполнения решения суда. Полученный ответ из Сергиево-Посадского городского суда <адрес> не устранил обстоятельство приостановления. В целях устранения причин, препятствующих проведению кадастрового учета и регистрации права, ФИО1 предложено представить правоустанавливающий документ, а также обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана с учетом устранения выявленных замечаний (л.д. 46-47).

После приобщения дополнительных документов (копии решения суда), Управлением принято решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости пересечения заявленного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером (л.д. 45).

В связи с не устранением всех обстоятельств приостановления, решением от ДД.ММ.ГГГГ за № в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права отказано (л.д. 44).

Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона о регистрации, а также пунктом 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требование к подготовке межевого плана).

Согласно части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 70 Требования к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.

Согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

В силу пункта 4 части 2 статьи 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.

При этом в силу пункта 4 части 3 статьи 15 Закона о регистрации при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникшего в силу федерального закона, государственная регистрация права осуществляется по заявлению правообладателя.

Форма заявления утверждена Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № ПУ0310.

В силу части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права являются:

акты, изданные органами государственной власти или органамиместного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, которыйустановлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актовна момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход,прекращение права или ограничение права и обременение объектанедвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в местерасположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданныеуполномоченными органами государственной власти в порядке установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а такжедругие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход,прекращение права или ограничение права и обременение объектанедвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте ина момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав иобременении объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В свою очередь, пункты 1,2,3 статьи 60.2 Закона о регистрации предусматривает, что если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

Установив пересечение земельного участка с землями лесного фонда, регистрирующий орган правомерно отказал административному истцу в осуществлении государственного кадастрового учета.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

ФИО1 не исполнил законного требования регистратора, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права, что согласно статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", устанавливающей, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, явилось основанием для отказа в регистрации права собственности на земельный участок.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых решения и уведомления нормам права.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решения и уведомления, обязании внести сведения в ЕГРН - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья (подпись) О.А. Уварова