Дело №а-1150/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО3,
с участием представителей административного истца – ФИО4,
ФИО5,
представителя административного ответчика – ФИО7,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, при участии в деле заинтересованного лица - Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, о признании незаконным отказа и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просит признать незаконным отказ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн, по включению сведений об Объекте в соответствующий Реестр; обязать административного ответчика включить в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по адресу: <адрес>, 232» в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования административного истца мотивированы тем, что заявление о внесении в Реестр поднадзорных объектов сведений об объекте капитального строительства было подано ФИО1 в соответствии с требованиями Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов», а также Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>». Учитывая изложенное, административный истец полагает вынесенный отказ по включению сведений в Реестр об Объекте строительства незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, чем грубо нарушены права ФИО1 на распоряжение своей собственностью, поскольку в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№пн Министерство не указало ни одно из оснований для отказа, предусмотренных Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании вышеизложенного, административный истец просит с целью восстановления нарушенного права обязать административного ответчика включить сведения об Объекте в соответствующий Реестр.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, административный истец не явился, уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание полномочных представителей.
В судебном заседании представители административного истца ФИО4 и ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить по доводам в нем изложенным. Дополнительно по ходатайству представителя административного истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ опрошен в качестве свидетеля ФИО6, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, осуществлял функции по строительному консалтингу на объекте, расположенном по адресу: <адрес> – <адрес>,232.
Представитель административного ответчика ФИО7 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их несостоятельными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что основанием для отказа ФИО1 во включении сведений в Реестр капитального строительства по объекту «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по адресу: <адрес>, 232» послужили выявленные нарушения пункта 2.5 части 2 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. Также представитель административного ответчика указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований в части возложения на Министерство обязанности включить сведения об объекте капитального строительства в соответствующий Реестр, исходя из конституционного принципа разделения единой государственной власти. Детально позиция административного ответчика относительно заявленных исковых требований аргументирована в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, привлеченное к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, ходатайство об отложении судебных разбирательств заявлено не было.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела, по заявлению застройщика ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована за №РК 083140000994 декларация о начале выполнения строительных работ по Строительству объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехнического обслуживания по адресу: <адрес>; 232.
До регистрации декларации ФИО1 исполнительным комитетом Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ за № выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу: <адрес>, 232 в целях строительства объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 посредством почтовой корреспонденции направила в Службу государственного строительного надзора Республики Крым заявление, в котором просила внести в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания», расположенного по адресу: <адрес>; 232.
В качестве документа, на основании которого велось строительство, указана Декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №РК083140000994.
К заявлению приложены документы, среди них: правоустанавливающие документы на земельный участок (копия договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН на земельный участок); правоустанавливающие документы на земельный участок (копия договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН на земельный участок); копия градостроительных условий и ограничений № от ДД.ММ.ГГГГ; экспертный отчет № от ДД.ММ.ГГГГ; копия декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ за №РК083140000994; Проект «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по <адрес>, 232 в <адрес>. Пояснительная записка. Исходные данные. Генеральный план»; Проект «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по <адрес>, 232 в <адрес>. Архитектурные решения»; Проект «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по <адрес>, 232 в <адрес>. Проект организации строительства»; Проект «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по <адрес>, 232 в <адрес>. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», а также иные документы.
Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Крым, признании утратившим силу Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-У» образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым; упразднена (ликвидирована) Служба государственного строительного надзора Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; функции и полномочия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ переданы Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Учитывая данные обстоятельства, заявление ФИО1, поступившее в орган исполнительной власти в сфере строительного надзора Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (согласно отметке на уведомлении о вручении почтового отправления №), рассмотрено правопреемником Службы государственного строительного надзора Республики Крым - Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
По итогам рассмотрения заявления ФИО1 Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым принято решение согласно пункту 2.5 части 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе во включении сведений о документах и проектной документации в соответствующий Реестр поднадзорных объектов капитального строительства в связи с выявленными нарушениями установленных требований.
Принятое решение оформлено Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ№пн.
Проверив законность и обоснованность вышеуказанного решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее по тексту – Закон №-ФКЗ) <адрес> принимается в Российскую Федерацию.
Согласно статье 23 Закона №-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 12.1 Закона №-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в <адрес>, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства урегулированы Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» (в редакции на момент рассмотрения заявления административного истца, далее по тексту - Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015).
Согласно части 1 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 в срок до ДД.ММ.ГГГГ (Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2020 указанный срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ), в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до ДД.ММ.ГГГГ, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
Согласно частям 7 и 8 названной статьи объекты капитального строительства, сведения о которых включены в Реестр поднадзорных объектов, приравниваются к объектам, имеющим разрешение на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, по которым застройщик или технический заказчик не направил заявление в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей статьей, либо получил отказ во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в соответствии с частью 5 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 к заявлению прикладываются следующие документы: 1) документ, подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документа, разрешающего строительство или реконструкцию, указанные в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; 3) документ, разрешающий строительство или реконструкцию, указанный в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона; 4) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; раздел проекта «Генеральный план» или «Схема планировочной организации земельного участка», выполненный в соответствии с документацией, указанной в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; раздел проекта «Архитектурные решения»; перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; 6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных действующим на момент получения документации, дающей право на осуществление строительных работ, законодательством; 7) иные заключения (согласования) государственных органов (органов местного самоуправления), предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях если такие заключения не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Согласно части 3 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
При выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанным в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа (часть 5 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015).
По смыслу изложенного, уполномоченный орган проверяет соответствие документов, указанных в части 2 статьи 21.3 указанного Закона, исходным данным на проектирование соответствующего объекта капитального строительства. Установление разночтений или несоответствий в указанных документах, является основанием для принятия в соответствии с частью 5 статьи 21.3 Закона решения об отказе во включении сведений в соответствующий Реестр.
Порядок формирования Реестра поднадзорных объектов утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для включения в Реестр поднадзорных объектов Застройщик или Технический заказчик строительства (реконструкции) объектов капитального строительства подает заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку на бумажном носителе посредством личного обращения в Уполномоченный орган либо направляет заявление в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении заявления.
К заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии): 1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию; 3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий в момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов; 4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до ДД.ММ.ГГГГ. К материалам проектной документации, указанным в настоящем подпункте настоящего Порядка, относятся: пояснительная записка; раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» (Генеральный план земельного участка), выполненный в соответствии с исходными данными на проектирование; раздел проектной документации «Архитектурные решения»; перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда; обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». 5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; 6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации (в случаях, если это предусмотрено действующим на момент получения документации законодательством); 7) иные заключения (согласования) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Согласно пункту 2.4 заявление и документы, принятые к рассмотрению Уполномоченным органом, проверяются на соответствие следующим требованиям: комплектность (наличие всех документов необходимых для подачи заявления); срок действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (документ должен быть действующим на дату подачи заявления); наличие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи); соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование; соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией, действующей на момент получения Застройщиком либо Техническим заказчиком документов, указанных в части 2 статьи 21.2 Закона N 67-ЗРК/2015; наличие заключений (согласований) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренных действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства), в том числе на наличие согласований, установленных требованиями части 4 статьи 4 Закона №-ЗРК/2017.
Несоответствие документов требованиям, установленным пунктом 2.4 данного Порядка, является самостоятельным основанием для отказа о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в силу подпункта 2 пункта 2.5 Порядка.
Судом установлено, что при проверке документов, представленных административным истцом с заявлением о включении в Реестр поднадзорных объектов, административным ответчиком выявлено их несоответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2.4 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так, в пункте 1.1 письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№пн указано на то, что представленные материалы проектной документации «Пояснительная записка, исходные данные, генеральный план», «Архитектурные решения» выполнены с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», послужившие основанием для регистрации декларации на начало выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ за №РК083140000994. Также представленные разделы «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Проект организации строительства» выполнены после регистрации декларации, а также после получения экспертного отчета от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного филиалом ГП «Укргосстройэкспертиза» в 2014 году.
Как было указано выше, к заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов).
Разрешительный документ на начало строительных работ, а именно декларация №РК083140000994, была зарегистрирована Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего, в силу прямого указания пункта 2.1 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, представленные административным истцом материалы проектной документации должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ состав разделов проектной документации включает: Раздел 1 «Пояснительная записка»; Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; Раздел 3 «Архитектурные решения»; Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»; Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»; Раздел 6 «Проект организации строительства»; Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства); Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»; Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»; Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»; Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»; Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
При этом Раздел 1 Пояснительная записка должен содержать, в том числе, исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (пункт б).
Согласно абзацу 7 пункта 1.2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, исходные данные на проектирование - документы, явившиеся основанием для разработки проектной документации на строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, послужившей основанием для выдачи (регистрации) документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до ДД.ММ.ГГГГ, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К исходным данным на проектирование относятся: - градостроительный план земельного участка; - градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка; - архитектурно-планировочное задание; - разрешение на проектно-изыскательские работы; - строительный паспорт (для объектов индивидуального жилищного строительства).
В ходе рассмотрения дела установлено, что проектная документация Раздел 1. «Пояснительная записка. Исходные данные. Генеральный план» и Раздел 2. «Архитектурные решения», имеющиеся в материалах дела, содержащие основные сведения об объекте капитального строительства, разработаны в 2011 году частным предприятием «Фирма АБС». При этом Градостроительные условия и ограничения застройки №, которые относятся к исходным данным, а, следовательно, в силу абзаца 7 пункта 1.2 Порядка должны быть отображены в проектной документации, выданы ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административным ответчиком обоснованно указано о несоответствии проектной документации «Пояснительная записка. Исходные данные. Генеральный план» и «Архитектурные решения» нормативным требованиям, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе во включении сведений в Реестр в силу взаимосвязанных положений абзаца 5 пункта 2.4 и подпункта 2 пункта 2.5 Порядка.
Вместе с тем, суд учитывает, что поскольку проектная документация «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Проект организации строительства» не являлась основанием для регистрации документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, выданного после ДД.ММ.ГГГГ, данные документы могли быть получены в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым.
Отказывая административному истцу во включении сведений в Реестр поднадзорных объектов, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым также было указано на то, что в нарушение пунктов 2.1, 2.2 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов, в представленных документах отсутствуют материалы проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», подготовленные в соответствии с требованиями Постановления № (пункт 1.2 оспариваемого решения).
Как было установлено судом выше, с учетом того, что разрешительный документ на начало строительных работ был зарегистрирован после ДД.ММ.ГГГГ, представленные административным истцом материалы проектной документации должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Пункт 2.2 Порядка формирования реестра поднадзорных объектов, предусматривает, что к материалам проектной документации, указанным в настоящем подпункте настоящего Порядка, относятся, в том числе, раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» (Генеральный план земельного участка), выполненный в соответствии с исходными данными на проектирование.
Между тем, указанное положение не является альтернативным, таким, что допускает возможность предоставления документов на усмотрение заявителя: либо раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», либо Генеральный план земельного участка, данное положение в неразрывной взаимосвязи с пунктом 2.1 Порядка лишь указывает на то, что в случае, если разрешительный документ на начало строительных работ был зарегистрирован после ДД.ММ.ГГГГ, то заявителем должна быть предоставлена проектная документация, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка»; в случае же если разрешительный документ на начало строительных работ был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ - предоставлению подлежит Генеральный план земельного участка, разработанный в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до указанной даты.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, осуществлял функции по строительному консалтингу на объекте, расположенном по адресу: <адрес> – <адрес>,232, подтвердил, что проектная документация «Схема планировочной организации земельного участка» не была разработана, полагая достаточным наличия в составе проектной документации Генерального плана земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным пункта 1.2 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн.
Вместе с тем, суд полагает необоснованным указание в пункте 1.3 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн, на отсутствие в материалах проектной документации информации о заключенном договоре с Департаментом бюджета, финансов и экономики Симферопольского городского совета.
Так, судом установлено, что Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Исполнительного комитета Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ утверждены Градостроительные условия и ограничения № застройки земельного участка по <адрес>, 232 в городе Симферополе. Пунктом 13 Градостроительных условий и ограничений установлены требования по долевому участию заказчика (застройщика) в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> в соответствии со статьей 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» - заключить договор с Департаментом бюджета, финансов и экономики городского совета.
Частью 2 статьи 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ№-VI (действовавшего на территории Крым на момент утверждения Градостроительных условий и ограничений) было предусмотрено, что заказчик, имеющий намерение застройки земельного участка в соответствующем населенном пункте, обязан принять участие в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
Согласно части 5 статьи 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» размер долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта определялся в договоре, заключенном с органом местного самоуправления (в соответствии с установленным органом местного самоуправления размера паевого участия в развитии инфраструктуры), с учетом общей сметной стоимости строительства объекта, определенной согласно строительным нормам, государственными стандартами и правилами.
Учитывая изложенное, необходимость заключения договора с Департаментом бюджета, финансов и экономики Симферопольского городского совета, на что указано в пункте 13 Градостроительных условий и ограничений, была предусмотрена законодательством, действовавшим на территории Крым до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства относительно того, что представленные административным истцом материалы проектной документации должны были соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», основания для отказа, изложенные в пункте 1.3 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн, суд полагает незаконными.
Также, суд полагает несоответствующими требованиям закона основания для отказа в удовлетворении заявления ФИО1, изложенные в пункте 2 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, учитывая нижеследующее.
Как следует из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, объект капитального строительства «Строительство объектов торговли, автостоянки и комплекса объектов автотехобслуживания по адресу: <адрес>, 232» расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 90:22:01-204:272 и 90:22:010204:259.
Указанные земельные участки находятся в пользовании административного истца на условиях договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с правообладателем - муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым в лице Администрации <адрес> Республики Крым.
Однако доводы административного ответчика о том, что размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках нарушает требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков суд находит несостоятельными.
При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух земельных участках.
Земельные участки с кадастровыми номерами 90:22:01-204:272 и 90:22:010204:259, на которых располагается спорный объект капитального строительства, являются смежными, относятся к одной категории земель (земли населенных пунктов) и имеют одинаковый вид разрешенного использования (автомобильный транспорт/обслуживание транспорта), что подтверждается кадастровыми выписками из ЕГРН, копии которых приобщены к материалам дела и были предоставлены административным истцом административному ответчику вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Исполнительного комитета Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ утверждены Градостроительные условия и ограничения № застройки земельного участка по <адрес>, 232, то есть возведения одного объекта капитального строительства на двух земельных участках.
Вышеуказанные Градостроительные условия и ограничения являются действующими, никем не отменены и не оспорены, что свидетельствует о возможности осуществления строительства объекта на более чем одном земельном участке.
В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на письмо Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>. Однако, в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный орган не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Таким образом, позиция указанного органа, изложенная в письмах, не является официальным разъяснением градостроительного законодательства. Указанное письмо не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 15 КАС РФ может быть применен судом при разрешении настоящего спора.
Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным отказа Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн, подлежат частичному удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что в целом у административного ответчика имелись законные основания для отказа ФИО8 во включении сведений об объекте капитального строительства в соответствующий Реестр, основания для возложения на административного ответчика обязанности включить данный объект в Реестр поднадзорных – отсутствуют.
В соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Оценив показания свидетеля ФИО6 в части полного соответствия проектной документации по объекту капитального строительства (адрес объекта: <адрес>,232), требованиям действующего законодательства, суд в целом критически относится к полученным свидетельским показаниям, принимая во внимание то обстоятельство, что указанным лицом осуществлялись функции по строительному консалтингу данного объекта, что не исключает его заинтересованность в исходе дела.
Согласно части 1 статьи 103 судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что частичное удовлетворение заявленных административным истцом требований не повлекло признание оспариваемого решения незаконным в целом, а также учитывая отказ в удовлетворении иных требований административного истца, судебные издержки, понесенные истцом в виде уплаты государственной пошлины, взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными пункт 1.3, пункт 2 решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№пн, об отказе ФИО1 во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.