ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1156/20 от 26.05.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело а - 1156/2020

27RS0-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 г. <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сурнина Е.В.,

при секретаре ФИО3

с участием ФИО1 по <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным решения ФИО1 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью «ПРИМА-АНКОР», возложении обязанности восстановить в ЕГРЮЛ запись о юридическом лице,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - ФИО1) принято решение об исключении ООО «Прима-Анкор» из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). ООО «Прима-Анкор» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Полагает, действия ФИО1 незаконными и нарушающими права истца. Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, не может исключить лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным признакам, не учитывая права и охраняемые законом интересы иных, третьих лиц, являющихся сторонами правоотношений с участием лица, исключаемого из ЕГРЮЛ, в частности его кредиторов. На момент внесения записи, у ООО «Прима-Анкор» имелось неоконченное исполнительное производство в ОСП по <адрес> в интересах ФИО2 о взыскании 129500 в счет материального и морального ущерба (ИП -ИП). Внесение записи о недействующем лице в ЕГРЮЛ нарушает права истца как взыскателя по исполнительному производству. На основании изложенного, просит суд: Признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о внесении в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ООО «Прима-Анкор» незаконным. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> исключить из ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ООО «Прима-Анкор»; Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> судебные расходы.

Истец ФИО2 в суд не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

ФИО1 по <адрес>ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения на административный иск. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» названным законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п.п. 1-4 ст. 21.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п.1).. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (п.2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п.3). Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (п.4).

Согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/765@ «Об информировании участников гражданского оборота» на официальном сайте ФНС ФИО1 www.nalog.ru размещается информация о сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, о поступивших на государственную регистрацию документах, о принятых регистрирующим органом решениях, о сообщениях юридических лиц, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации», о решениях, принятых регистрирующими органами о предстоящем исключении недействующих юридических лиц (Электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»/«Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ»).

Трехмесячный срок для направления заинтересованными лицами заявлений в регистрирующий орган, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Законом № 129-ФЗ регистрирующим органом соблюден.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «ПРИМА-АНКОР» из ЕГРЮЛ на сновании представленных справок и 72-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам. Последняя дата представления отчетности - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение о предстоящем исключении ООО «ПРИМА-АНКОР» из ЕГРЮЛ принято Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (714) от ДД.ММ.ГГГГ. Запись об исключении ООО «ПРИМА-АНКОР» из EГРЮЛ внесена по истечении трех месяцев после публикации решения - ДД.ММ.ГГГГ.

На момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления от Истца или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из реестра, не поступили.

Документального подтверждения ведения финансово - хозяйственной деятельности ООО «ПРИМА-АНКОР» Истцом не представлено. Наличие задолженности у исключенного юридического лица не является в силу норм Закона № 129-ФЗ основанием, препятствующим принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по правилам статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Кроме того, кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом № 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника, как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Довод о наличии у ООО «ПРИМА-АНКОР» исполнительного производства о взыскании в пользу ФИО2 денежных средств (ИП -ИП), документально не подтвержден.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен (пункт 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ).

Учитывая открытость данной информации, при проявлении должной осмотрительности и заботливости, юридические и физические лица, имеют возможность отслеживать эту информацию о своих контрагентах как на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и журнала «Вестник государственной регистрации», так и путем обращения к соответствующим сведениям в ЕГРЮЛ.

Не смотря на указанное, ФИО2 своевременно надлежащих мер для защиты своих прав не предпринял: возражение по установленной форме № Р38001 в регистрирующий орган не представил, в суд с заявлением о наложении обеспечительных мер на совершение регистрационных действий по не исключению ООО «ПРИМА-АНКОР» не обратился.

Кроме того, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического суда несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратится в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (пункт 5.2 статьи 64 ГК РФ). ФИО2 не лишен права на участие в этой процедуре.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи с тем, что ООО «ПРИМА-АНКОР» обладало всеми признаками недействующего юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, а также, учитывая, что с момента опубликования решения в трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявлений и возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ не поступило.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 о признании незаконным решения ФИО1 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью «ПРИМА-АНКОР», возложении обязанности восстановить в ЕГРЮЛ запись о юридическом лице, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Сурнин Е.В.